Содержание
Слайд 1
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила: Жукова Светлана Никодимовна,
учитель — логопед
МОУ СОШ №1 им. А.С.Пушкина г.Ржева Тверской области
Слайд 2
Информационная карта проекта
Слайд 3
Актуальность проекта
Необходимость эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов, развитие речемыслительной деятельности, предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка – школьника
Слайд 4
Цели и задачи проекта:
— Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
— Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;
— Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения конфликтных ситуаций.
Слайд 5
Механизм реализации проекта
Создание благоприятного психологического климата в общении между учениками – преподавателями — родителями.
Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия, театрализованные представления, инсценировки.
Слайд 6
Этапы работы:
Подготовительно-информационный: сбор информации.
2. Практический-познавательный:подготовка, разработка, планирование мероприятий.
3. Реализация проекта: реализация деятельности.
4. Рефлексия, подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрения в школе
Слайд 7
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
1 Этап
-Календарно-тематический план на месяц
-Модель взаимодействия с педагогами и другими специалистами
-Методы и приёмы развития коммуникации
Слайд 8
Слайд 9
модель взаимодействия с другими педагогами
Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Методы и приёмы развития коммуникации
1 этап (Подготовительно-информационный):
Слайд 13
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
2 Этап
-Перечень методик коммуникативного развития
— Картотека коммуникативных игр
-Методики по речевому развитию
Слайд 14
1. Обучение в сотрудничестве, работа в парах.
2.Коммуникативная компетентность.
3. Работа с художественной литературой.
4. Занятие искусством, самодеятельностью.
5. Посещение театра.
6. Диалог: взрослые — дети
Слайд 15
Картотека коммуникативных игр для младших школьников (7-10 лет)
4 направления:
I. Умение активно слушать(«Расследование»)
II. Умение сотрудничать («Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк». «Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка», «Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост дракона»)
III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми меня», «Позвони другу», «Подарок на всех». «Я — режиссёр»)
IV
Умение правильно перерабатывать информацию ( «Ситуации» )
Слайд 16
Методики по речевому развитию
Слайд 17
Жеребьёвки и считалки
Небылицы-перевёртыши
Докучные сказки
Приговорки и заклички
Рисование и музыка в игровой деятельности
Художественно-игровая деятельность в алгоритме режима дня младшего школьника
Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические и подвижные игры
Содержание и формы деятельности:
Слайд 18
Реализация проекта
«Развитие речи через коммуникативные игры»
3 Этап
-Праздник для родителей
-Оформление стенда (график мероприятий, рисунки, рефераты, плакаты)
-Разработка буклетов
-Коммуникативные игры с детьми
Слайд 19
Каждый класс на
перемене показывает игры :
«Клеевой ручеёк»
«Весёлая сороконожка»
«Лебедь, рак и щука»
«Газета»и др.
Игры
Слайд 20
Слайд 21
Проведение игр
во время классных мероприятий, на занятиях с учителем-логопедом,педагогом-психологом:
«Ситуации»
«Позвони другу»
«Микрофон»
«Прессконференция»и др.
Игры
Слайд 22
Слайд 23
Праздник для родителей
Слайд 24
Разработка буклетов «Рекомендации педагогам и родителям»
Слайд 25
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
4 Этап
-Рефлексия,
подведение итогов
Слайд 26
Ожидаемые результаты:
Обогащение, активизация словаря детей.
Помощь детям в овладении активными, инициативными диалогическими высказываниями.
Формирование речевых умений и навыков.
— Развитие речевого дыхания, слухового внимания.
Формирование речевой активности детей через обогащение развивающей среды.
— Формирование коммуникативного отношения ребёнка к сверстникам, взрослым.
Слайд 27
Одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей младшего школьного возраста
Выводы:
Слайд 28
Спасибо
за внимание !
Посмотреть все слайды
Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста по ФГОС
ФГОС устанавливает семь направлений деятельности детей для развития речи:
- Трудовая.
- Продуктивная.
- Коммуникативная.
- Познавательно-исследовательская.
- Чтение.
- Музыкально-художественная.
- Игровая.
Детские игры на развитие звуковой культуры речи
Такой тип игр помогает детям вычленять звуки, распознавать их. Основной метод работы – демонстрация предмета с его звуком, а затем его закрытие, чтобы дети узнали вещь по звуку.
Обратите внимание! Развитию речевой культуры помогают игры типа «Тихо – громко», «Сдуй перышко», «Насос», «Змея», упражнения на развитие быстрого и долгого дыхания
Познавательно-речевое развитие по плану
План развития речи детей строится по возрастам, в зависимости от особенности становления личностей малышей на разных этапах.
Планы составляются на основе норм ФГОС, психолого-психических особенностей возрастной группы, которой занимается воспитатель. Если педагог правильно составит планы и реализует их на практике, результаты работы будут налицо.
https://youtube.com/watch?v=eh4CaiMkG00
Коммуникативная компетентность педагога
Под коммуникативной компетентностью педагога подразумевается умение учителя понимать речь своего ученика, а также тактично и четко выражать свои мысли так, чтобы ученик их понимал
Также важно обучать моделям общения своего ученика, который не обладает обширными познаниями о различных ситуациях и несхожести людей, с которыми ему придется общаться
Коммуникативная компетентность человека включает:
- Профессионально-мотивационный компонент – когда педагог настроен развивать свои навыки, чтобы быть профессионалом своего дела.
- Когнитивный компонент – это знания педагога.
- Операционный – навыки передачи речи, которыми обладает педагог.
- Позиционно-ценностный – заинтересованность педагога в своей деятельности.
Важное значение играют отношения, которые складываются между педагогом и учеником. Следует понимать, что наибольшую расположенность к общению дети занимают, когда у них складываются доброжелательные и доверительные отношения с учителями
Если же между сторонами имеются натянутые отношения, отрицательные эмоции и конфликты, тогда ученик будет отвергать любое учение, исходящее от педагога.
В процессе обучения себя и своих учеников коммуникативной компетентности следует поощрять творческий подход. Ведь речь хоть и обладает определенной структурой и правилами, однако позволяет свободу в выражении и ее использовании.
Как педагог формирует свою профессиональную компетентность?
- Первую роль здесь играют навыки, которыми уже педагог обладает. Чему его обучали и затачивали те люди, которые были его учителями?
- Профессиональное обучение, которое включает не только получение педагогических навыков, но и манеру общения с учащимися.
- Эмпатия – способность воспринимать и понимать чувства окружающих, отмечая мотивы поведения.
- Прохождение практики непосредственно при общении с детьми, когда педагог корректирует свои знания и навыки, полученные во время учебы.
- Повышение квалификации и самообучение.
Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определениеВ комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.
Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.
После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).
Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития
Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:
- индивидуальные занятия;
- групповую работу;
- интегрированные упражнения.
Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.
В детском саду дети учатся общению со сверстниками
Взаимодействие воспитателя-методиста с педагогами
Воспитателю, загруженном ежедневной кропотливой работой с детьми, в основном сложно разобраться в современном бурном и нередко противоречивом информационном потоке. Поэтому деятельность воспитателя-методиста должна быть направлена на разумное руководство и, прежде всего, действенную помощь воспитателям в организации учебно-речевой работы с детьми.
Можно разработать памятки для педагогов, индивидуально оказывать помощь педагогам во время планирования, консультировать их по определенным темам, как:
- Особенности планирования занятий коммуникативно речевого общения в разных возрастных группах;
- Современные требования к проведению занятий коммуникативно речевого общения:
- Комплексность и интеграция на занятиях коммуникативно речевого общения;
- Методы развития разных сторон речи ребенка в дошкольном детстве.
Методы и приемы педагогического общения в ДОУ
В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.
Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.
В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче — проявление досады и огорчения.
Презентация на тему: » Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.» — Транскрипт:
1
Развитие коммуникативных способностей у детей в игровой деятельности Воспитатель: Душкова Е. В. I кв. категория МДОУ д/с 9 г. Оленегорск.
2
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей
3
Коммуникация — это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами Что же такое коммуникация?
5
— Неустойчивое внимание — Плохая память — Быстрая утомляемость — Недостаточное развитие познавательной деятельности — Плохой словарь — Нарушение грамматического строя речи — Незрелая эмоционально – волевая сфера. Признаками нарушения коммуникативных качеств являются:
6
Коммуникативная деятельность предполагает: 1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия 2. Освоение детьми разными видами деятельности 3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми
7
Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: — активно вступать в диалог, — задавать вопросы, — слушать и понимать речь, — строить общение с учетом ситуации, — легко входить в контакт, — ясно и последовательно выражать свои мысли, — пользоваться формами речевого этикета, — регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
8
Игры бывают Игры Подвижные Дидактические Режиссёрские Театрализованные Игровые тренинги Игры – инсценировки Сюжетно – ролевые
9
Игра – как фактор развития диалога В подвижных играх происходит обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи.
10
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития
11
Театрализованные игры – развивают у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия
12
Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания
13
Сюжетно – ролевая игра Сюжетно – ролевая игра В игре отображаются не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия
14
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие: 1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы. 2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета. 3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме. 4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора. 5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства. 6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения. 7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей. 8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми. 9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев. 10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении. 11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. 12. Расширять общий кругозор детей
15
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей… » Выготский Л.С.
16
Спасибо за внимание !
Что такое коммуникативные навыки?
В переводе с латинского, «communicative» дословно означает: «коммуникабельный», «общительный».
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.
Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:
- навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
- навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
Ребенок, который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.
Условия развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути. Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в течение которого дети постоянно учатся друг друга.
С развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со взрослыми, так и сверстниками.
Заимствование коммуникативных моделей взрослых
Общаясь со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей, позволяет им разобраться в следующем:
- Когда вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда следует помолчать;
- Как организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное сопереживание;
- Каких норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой резкости, откровенности, шутливости.
Также диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать свои истории интересными и увлекательными.
Развитие способностей в общении с детьми
Принципиальное отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие высказывания, переходящие в крик.
Таким образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе внимание без помощи взрослых. Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
Также в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
- Непредсказуемые сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
- Отсутствие правил;
- Наличие грубых слов, помогающих выпустить эмоции.
Если беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и стараясь управлять остальной компанией.
Коммуникативные навыки общения
Целесообразно кратко остановиться на специфике коммуникативного развития ребенка.
Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.
Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.
В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются:
— жестовые,
— мимические,
— речевые,
— интонационные.
К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.
Зачем ребенку коммуникативные навыки?
Чтобы не остаться одному. Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой. Если человек не умеет говорить о себе, а только слушать других, он не станет индивидуальностью, потеряет свое «Я».
Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.
Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.
Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.
Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.
Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:
- желание общаться;
- знание основ социального общения;
- собственно умение общаться.
Желание общаться
Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.
Знать, как общаться
Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.
Умение общаться
Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:
умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
доброжелательность, дружелюбие;
умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.
Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.
Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.
Основа поведения – эмоциональные состояния
Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.
Что такое социально-коммуникативное развитие – определение
Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.
Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.
Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни
Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).
Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте
Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.
Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.
С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.
Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.
Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:
- Сочувствию и сопереживанию;
- Умению представить, что ощущает другой;
- Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
- Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.
Невербальная стадия общения
Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.
Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства
Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют
Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук
Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.
Коммуникативно-речевая стадия
С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».
В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».
Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».
В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.
В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение
С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность