Развитие фонематического восприятия

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах

На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания

Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти.

Необходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности

Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.

Фонематический слух

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • дисграфия;
  • дислексия;
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры

Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков , , , , , .

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки

Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Как формируется фонематический слух

Когда младенец начинает слышать звуки, для него они как красивая песня, если это голос мамы и близких. Со временем ребенок начинает различать фразы, понимать их смысл и пытаться воспроизводить. И только после этого он начинает слышать и различать отдельные слова.

Если в раннем возрасте у ребенка есть возможность ходить и бегать — у него будут сильные ноги; если он рассматривает много ярких книжек с картинками — научится видеть разные цвета и формы; если ребенок слышит много слов, звуков и музыки — разовьется слух.

Как правило, звуковым пространством малышу служат мамины сказки и музыкальные занятия в детском саду. Однако не всем детям этого достаточно. Как и любой другой навык, умение слышать нужно развивать.

Именно поэтому в моей практике дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасный фонематический слух, а следовательно — имеют меньше сложностей при знакомстве с иностранным языком. Они легче усваивают особенности произношения и запоминают новые слова, потому что они их хорошо слышат и могут повторить.

Но даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, научите его слышать и различать разные звуки.  Другими словами,  помогите ему развить фонематический слух. Как это сделать?

Очень полезно обратиться к логопедам или прочитать их рекомендации. Существует много материалов, созданных для родителей, в которых есть интересные и полезные упражнения. Однако, как правило, логопеды начинают работать с детьми, которые уже имеют нарушения речи, в возрасте пяти лет и старше. Фонематический слух же можно и нужно начать развивать раньше.

Почитайте по теме: Когда чтение вслух на уроках с детьми уместно и полезно?

Шаг второй: что делать, когда родная речь сформирована в возрасте 5-6 лет

На этом этапе мы играем не со всеми звуками, а с теми, которые слышим в потоке речи. Здесь помогут речевые игры, которые предлагают логопеды.

1.  Игра «Хлопушки»

Для начала выбираем какой-то один звук, например, «у» и просим ребенка прислушаться: «у-у-у». «Кто так говорит?». Далее предлагаем поиграть: ребенку нужно будет хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит звук «у». Называем слова:

у-у-утка,

аку-у-ула,

су-у-умка,

бу-у-улочка и т. д.

Начинать нужно с гласных звуков под ударением. Из моего опыта, вначале дети очень много ошибаются, но со временем точно определяют их в словах.

После этого поиграйте с сонорными согласными (л, м, н), далее — со звонкими согласными, а затем — с глухими. Звук «р» и шипящие должны быть последними. Эти звуки самые сложные для произношения. Если он не сможет их выговорить, то потеряет мотивацию и откажется играть дальше.

Для разнообразия поменяйте хлопки на любую другую активность, интересную ребенку: прыжки или повороты.

2. Игра «Малыш»

Для игры нам понадобится любая игрушка с «лицом». Это будет «малыш», который учится говорить. Мы просим ребенка послушать и проверить, правильно ли он называет слова:

моРоко (ребёнок должен услышать и сказать «молоко»),

мяЛик (мячик),

стоР (стол),

подуЛка (подушка).

Сначала заменяем звуки на явно отличающиеся, глухие на звонкие и наоборот. Однако потом усложняем задачу и заменяем звуки на близкие по звучанию: «т/ч», «п/ф», «б/в» и прочие. И наконец, можно от имени «малыша» рассказать стихотворение, в котором также изменить слова. После того как ребенок перестанет смеяться, попросите исправить ошибки.

Например:

уМонили миФку на поР,

оторМали миФке Дапу,

всё Давно его не Мрошу,

потому что он Бороший.

3. Игра «Найди звук»

Эта игра встречается во многих пособиях, но подходить к ней нужно после того, как ребенок успешно справился с более простыми упражнениями и научился определять звуки в слове. Он теперь должен определить, где находится звук: в начале, середине или конце.

Чтобы упражнение было интересно ребенку, я использую игрушки. Идеальное сочетание — паровозик и маленькая куколка в качестве «пассажира». Если ребенок слышит звук в начале слова, он усаживает пассажира на переднюю часть транспорта, если в середине — то в центр или внутрь и т. д.

Веселые и простые игры очень нравятся детям и помогают в развитии фонематического слуха. Научившись слышать звуки в потоке речи родного языка, дети без особого труда распознают произношение иностранной речи. Развитый фонематический слух позволяет ребенку освоить иностранную речь и сформировать правильное произношение на иностранном языке.

P.S. Пока я писала эту статью, моя дочь играла рядом. Я еще раз спросила ее: «Как тебя зовут?», на что она ответила: «Ава». Ура! Мы слышим «ва», осталось услышать «е».

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Шаг первый: что делать в раннем возрасте

В возрасте двух-трех лет начните с простых упражнений для развития слуха. Это поможет ему сформировать правильную родную речь.

1. Прослушивание музыки

Выбирайте музыку, которая имеет четкую мелодию. Идеально подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения. Не выбирайте музыку, имеющую большое количество низких звуков. Обилие басов со временем травмирует очень чувствительную барабанную перепонку ребенка и приведет к снижению слуха

По этой же причине важно включать записи тише, чем для взрослого

Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать, что улучшит произношение малыша.

2. Игры с шумными игрушками

Честно признаюсь, сама я не очень люблю такие игрушки, но для развития ребенка они очень важны. Бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, ксилофоны и металлофоны, свистки и дудочки введут дошкольника в мир звуков, научат выделять их из окружающего звукового пространства.

Особо хочу остановиться на духовых инструментах. В логопедии есть такой термин как «формирование воздушной струи» — дети с тяжелыми нарушениями речи не могут правильно пропускать воздух через рот (дуть)

Поэтому важно научить небо, губы, язык и зубы ребенка правильно пропускать воздух через рот, чтобы в дальнейшем можно было произносить четкие и правильные звуки. Следовательно, мы организуем дома семейный оркестр, в котором малыш играет на дудочке, а взрослые аккомпанируют бубном или маракасами

Надуваем мыльные пузыри. На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать.

3. Звуковые игры

Самые полезные упражнения для развития слуха — это, конечно же, игры. Тем более, что со звуками тоже можно очень интересно играть. Например, мы берем несколько игрушек, которые издают звуки: бубен, барабан, свисток, резиновые игрушки-пищалки и кладем перед ребенком. Вместе слушаем, как звучит каждая игрушка, после чего просим его закрыть глаза. Пусть угадает, какой игрушкой мы «пошумели», пока он не видел. Дальше посложнее: издавайте звуки громче или тише, играйте мелодию на дудочке или отбивайте ритм на барабане.

Второй вариант — это игра с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной из разноцветных клавиш. Малышу нужно угадать, клавиша какого цвета прозвучала.

4.  Игра «Такой же/отличается»

Умение понимать, что какие-то предметы, картинки или прочее одинаковые или имеют отличия — это сложная мыслительная операция

Однако различать звуки важно для развития фонематического слуха. Поэтому так же, как мы играем с картинками: просим найти такую же или найти отличия, мы играем и со звуками

Попросите ребенка закрыть глаза и «пошумите» одной или двумя игрушками. Он должен определить, одинаковые ли звуки услышал.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Этапы фонематического восприятия

В развитии фонематических процессов выделяют этапы, которые направлены на развитие умения:

— слышать и выделять звуки,

— выделять и объединять звуки в нужной последовательности,

— различать слова паронимы и т.д.

Работа с неречевыми звуками

Она включает в себя умение различать и узнавать неречевые звуки, с которых начинается формирование фонематического восприятия.

Занятие желательно проводить в игровой форме, ниже приведено описание игр, которые можно использовать на данном этапе.

«Угадаешь, что звучит!»

Можно послушать с ребенком звуки дома, например, как шумит вода, шуршит газета, звенят ложки и стаканы, гудит пылесос, а затем произвести их и предложить ребенку определить, что это звучало.

Ребенку предлагается послушать и произвести при помощи хлопков, предложенный ритмический рисунок.

«Пожмурим»

Аналогия игры в прятки, когда малышу закрывают глаза, а затем водят при помощи колокольчика, погремушки, а он должен вас поймать.

Обучение навыку различать высоту, тембр голоса

Ребенку предлагается к различению одинаковые по звуковому составу слоги,  слова или фразы, но громкость и тембр голоса членов семьи или хороших знакомых, ему нужно угадать, кто говорит.

«Скажи, как медведь из сказки»

Перед  выполнением задания нужно прочитать ребенку сказку «Три медведя». Желательно показать разницу произнесении фраз между медведями. При следующем прочтении предложите ему самому озвучить всех медведей, контролируя громкость и тембр голоса.

Тренировка в различении слов-паронимов

Паронимы являются словами, которые отличаются в звуковом составе одним звуком, например, рак-лак. Для начала необходимо научить малыша слышать отдельные звуки, например,   или . Для этого взрослый их говорит несколько протяжно «Ш-ш-ш», давая перед этим картинку для каждого звука, например, шипящую змею. Малышу нужно поднять картинку, когда он услышит нужный звук.

Можно произнести фразу, а ребенок поднимет карточку и изображением картинки того звука, который встречается чаще, например, для  скороговорки «Ехал Грека через реку» нужна картинка рычащего тигра.

«Послушай и выбери»

Ребенку предъявляются схожие слова, которые отличаются одним звуком. Он должен выбрать слово заданного предмета, рисунок которого вы ему покажете, например, «уточка-удочка-дочка» или «роза-роса-коса-оса», «сок-сом-сон».

«Верное слово»

Взрослый, предлагает ребенку послушать слова, где один звук произноситься неправильно и определить верное слово, показав его хлопком, например, «крава, мрава, крава, трава, фрава».

Различение звуков на уровне слогов, слов

«Прохлопай слоги»

Перед упражнением ребенку необходимо разъяснить, что есть слова короткие и длинные, предлагая ребенку отхлопать слоги. Взрослый проговаривает слоги с интонационным выделением, ребенок при этом хлопает на каждый слог, затем ему можно предложить посчитать их, например, «ру-ка, ма-ши-на»

«Найди лишнее!»

Взрослый проговаривает ребенку цепочку слогов, один из которых ошибочный, лучше, если это будут парные согласные, например, «та-та-да-та-та». Ребенок прохлопывает ошибочный слог.

«Будь внимателен!»

Для игры ребенку предлагают прослушать слоги или слова с различными парами звуков, например, и . На ребенку предлагается топать ногами, а на махать руками. Сначала предъявляются слоги, затем односложные слова, далее простые слова из двух слогов, лишь потом слова со стечением согласных, например, «ат-да-дом-кот-дары-драка-торт».

Формирование навыка анализа звукового состава слова

«Угадай число»

Взрослый предлагает ребенку угадать число, в качестве подсказки он произносит количество звуков, соответствующих его загадке, ребенок определяет количество звуков.

«Что хочу сказать?»

Ребенку произноситься слово с пропущенным звуком, он должен определить звук и дополнить им слово.

Как вы видите, предложенные упражнения простые и не требуют специальных условий и навыков. Нужно лишь немного терпения и внимания, которые так необходимы вашему ребенку.

Для того, чтобы сделать общение с ребенком еще полезнее и эффективнее стоит познакомиться с советами логопеда, в которых вы узнаете, как родитель может помочь своему малышу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: