Виды скороговорок с шипящими звуками
Для тренировки произношения существует немалое количество чистоговорок. Они бывают простыми и сложными, могут быть написаны в стихотворной форме и в прозе.
Скороговорки на букву Ж.
Группа скороговорок на букву Ч:
Скороговорки для постановки буквы Ч.
Варианты речевых фраз на букву Ш:
Скороговорки на букву Ш.
На букву Щ
Примеры скороговорок на букву Щ:
Фразы на букву Щ.
- «Хрущи хватают хвощи. Охапки хины хватает на щи».
- «Шуршат щетки, шумят щепки. Шуршат щепки, шумят щетки».
- «Щу-щу-щу, я тебя не отыщу. Щи-щи-щи, ты иди меня ищи. Щу-щу-щу, теперь-то отыщу! Ща-ща-ща, дождь идет, я без плаща. Ще-ще-ще, нет дождя, а я в плаще».
Потешки для детей 1-2 лет
К первому году жизни ребенок уже должен хорошо знать собственное имя. Поэтому для данного возраста прекрасно подойдут стихи-потешки для малышей, в текст которых можно вставить имя ребенка. Например:
Маша хоть и маленькая,Но зато удаленькая.Пройди, Маша, по дорожке,Топни, Маша, своей ножкой.
Полезно в этом возрасте применять познавательные потешки. Например, зимние потешки для малышей, весенние и летние, которые смогут познакомить ребенка со временами года и их особенностями:
Падай, падай, белый снег!Радуй искрами нас всех!Падай ровно на селоДа на гусочки крыло.Поле белым накрывай -Летом будет каравай!
Купим валенки,В них обуем ноженьки И ступим на дороженьку.Будет ходить,Валенки свои носить.
Скороговорки для детей школьного возраста
С помощью чистоговорок можно, развлекая, обучать малышей, тренировать их формирующийся речевой аппарат.
Применяются следующие виды речевых фраз:
От 7 до 8 лет
В этой возрастной группе используются самые распространенные скороговорки:
- «У Любаши — юбка, у Павлушки — шлюпка. У Полюшки — плюшка, у Илюшки — клюшка».
- «Бежит боровок, белорыл, белоног. Перерыл весь дворок».
- «Минеральная вода пузырится иногда. Коль ее взболтаешь — пузырьков прибавишь».
От 10 до 12 лет
Для этой группы подходят следующие скороговорочные фразы:
- «Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки».
- «Смешно с шестом и с мешком идет дед пешком».
- «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
- «Мяч скучaл на чердaке, мячик ищут в сундуке — тщетно ищут мячик девочкa и мaльчик».
Скороговорочная фраза для детей 10 лет.
Массаж спины для деток постарше
Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами
ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками
пальцев)
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения
пальцами)
Мы капусту жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём (поглаживающие движения
ладонями)
***
Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)
***
Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии
вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (стучим по спине пальцами
обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными
пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Прошёл слон, потоптал («идём» по спине тыльной
стороной кулаков)
Прошла слониха, потоптала («идём» кулаками, но с
меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами,
сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя
пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину
ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем — стол кулаком)
Стул, (стул — щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем
бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щиплем, а затем поглаживаем
спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шоворот)
Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!
Дарики-дарики,
Злые комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились —
Кусь!
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, заботает!
Где же наши ручки?
— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Светкин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.
Ладушки
Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!
С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.
Старинная гимнастика
Тушки-татушки,
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках),
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)
***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке)
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малыша)
Украинские скороговорки
По-украински они называются скоромовками. Музыкальные и смешные, такие фразы разнообразят процесс обучения с малышом и превратят урок в занимательное занятие.
Примеры скоромовок:
- «Півдня проходив павучок, приніс павутиння пучок. Почав по-маленьку привчати, панчішки плести павучаток».
- «Бурі бобри брід перебрели. Забули бобри забрати торби».
- «Черепашці з черепашенятами важко змагатися із жабенятами».
Скороговорки — веселые и ритмичные мини-стихотворения, которые помогают тренировать речевой аппарат, развивать артикуляцию не только детей, но и взрослых. С такими фразами скучные уроки в классе превратятся в любимые занятия, которые помогут проще усвоить и надолго закрепить учебную программу.
МирПозитива
Народный фольклор для детей
Особенностью творений всех фольклорных жанров народной педагогики для самых маленьких является незатейливость по содержанию и простота формы. Но в них таятся внушительные дидактические (от греческого didaktikys — «поучающий»), а также эстетические достоинства
Простые рифмы, повторы сочетаний звуков и слов, восклицания, вопросы и эмоциональные обращения в них призваны заставлять малыша прислушаться, замереть и сконцентрировать свое внимание на лице говорящего. Особенно ценны подобные фольклорные творения в тот период, когда у ребенка еще не сформировались произвольные движения, внимание, ответная реакция на слова
Пестушки
Первыми играми в жизни ребенка являются пестушки и потешки. Пестушки (от «пестовать», что означает «нянчить», «холить») — это не что иное, как игровое взаимодействие взрослого с ребенком, при котором взрослый проговаривает стишок и выполняет игровые движения ручками и ножками ребенка согласно проговоренному тексту. Актуальны пестушки в периоды, когда младенцу еще недоступны те или иные действия: повороты тела, контролируемые манипуляции руками, сидение, ползание, вставание у опоры, т. е. в течение 1-го жизненного года. Именно тогда мамы и пестуют младенцев: играют его ручками, поглаживают крошку по спинке или животику, делают ножками «топотушки» и т. д.
Когда ребенок научится хорошо сидеть, отличной игрой для него будут пестушки «на коленках». Задача взрослого — усадить малыша себе на коленки и, выразительно проговаривая пестушку, выполнять нехитрые действия, приводящие, как правило, дитя в восторг:
Едем, едем мы по кочкам (взрослый трясет коленкой, на которой сидит ребенок),По мосточку,Под мосточком -Бух! (ребенок опрокидывается на руку взрослому).
Аналогично «работает» и эта пестушка:
Поехали, приехалиС конфетами, с орехами,Поскакали, прискакалиС ватрушками да калачами!Вприпрыжку, вприскочку,По бугоркам, по кочкам —Бултых в ямку!
Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции
В младшем возрасте у детей периодически возникают трудности с произношением сочетаний звуков. Чтобы устранить проблему, преподаватели используют методику скороговорочных фраз. Можно научиться отчетливо произносить согласные звуки. Кроме того, они лечат детское заикание.
Скороговорки помогают тренировать дикцию у ребенка.
От 3 до 4 лет в детском саду
В этой возрастной категории проблемы у малышей возникают с буквами Ш, Ж, Щ, Л, а Р они еще не умеют выговаривать. Для них существует несколько упражнений, которые способствуют выработке умения правильно произносить слова и фразы.
Второе задание выполняется на произношение смешанных звуков. Для детей этого возраста выбирают варианты на группу шипящих, на Ша, а так же сочетания Ча-Ца, Ла-Ра:
Чтобы заинтересовать ребенка, а также правильно выполнять с ним все виды упражнений, их нужно читать в форме стихотворения.
От 4 до 5 лет
В этом возрастном периоде применяется методика работы со всеми звуками русского языка.
Дети могут запоминать уже сложные скороговорки:
- «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».
- «Крынку Кирилл крышкой накрыл».
- «Но чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали».
Во время тренировки можно использовать мини-стихотворения.
От 5 до 6 лет
Важно, чтобы в 5 или 6 лет дошкольник уже научился произносить звук Р. Если малыш не выговаривает звонкий Р, то педагог-логопед должен правильно подобрать ему артикуляционную гимнастику
Профессиональные занятия с логопедом.
Примерами могут быть такие фразы:
Скороговорка для постановки буквы р.
- «Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой. Шишечка — с дырочкой, в дырочке — пар».
- «На болоте жабы жили. Булку с бубликом любили».
Вася
Коми-пермяцкая народная песенка
Вася-непоседа
Вертелся до обеда,
А за стол уселся,
Снова завертелся.
Допрыгался, добился –
Со стулика свалился!
Сто серебряных коней
Коми-пермяцкая народная песенка
Пересказал Л. Кузьмин
Собрал В. Климов
Встану, пряжи напряду,
К Иньве-реченьке пойду,
На густой сосёнушке
Сплету гнездо воронушке.
У вороны под сосной
Лавка с дверцею резной.
Дверца бархатом обита,
На засовы не закрыта.
А за ней для девочек
Сто коробок ленточек,
Сто коробок пуговок
Да румяных куколок.
А для мальчиков за ней
Сто серебряных коней!
Сто серебряных коней –
Нет их краше и чудней.
Сам идёшь – они идут,
Сам бежишь – они бегут,
Верхового носят,
А овса не просят!
Вот что у воронушки
Есть в лесной сторонушке;
Вот за что я с ней дружу
И всегда ей услужу.
Потешки про животных
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.
***
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
***
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…
Другие виды детского фольклора
Нельзя не упомянуть и другие, не перечисленные выше, жанры народного детского фольклора, такие как всем известные пословицы, скороговорки, считалочки и загадки. Конечно, все они предназначены уже для детей более старшего возраста. Однако и вместе с ними перечень категорий детских произведений будет неполным. Например, немногие знают о существовании такого жанра, как заклички. Закличка как стихотворное обращение к природным явлениям и представителям животного мира, рожденное в язычестве, не утратила своей актуальности и по сей день. Чем как не закличкой является любимое нами в детстве «Солнышко-солнышко, полети на небко»?
А вот закличка, призывающая дождь для хорошего урожая наподобие того, как это было принято делать у наших языческих предков:
Дождик, дождик, лей,Капель не жалей,Припускайся пуще,Я тебе дам гущи,Побегу на речкуИ дам огуречка.Хлеба дам каравай -А ты славно поливай!
Умывание с потешкой
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
***
Топики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, мирилки, загадки, скороговорки для детей подготовительной группы ДОУ
Большое воспитательное воздействие на детей оказывает народный фольклор: пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, мирилки, загадки, скороговорки. Следует постепенно вводить малые формы устного народного творчества в жизнь ребенка. Они формируют правильную речь. Благодаря простоте и мелодичности дети легко запоминают их и начинают использовать в своей речи.
Пословицы и поговорки — меткая и образная народная мудрость. Они запоминаются и воздействуют на детей сильнее, чем уговоры и нравоучения. Умение применить пословицы и поговорки в подходящий момент — педагогическая задача. Это помогает детям задуматься над своими поступками. Русские пословицы и поговорки имеют большое значение при изучении родного языка, речи. В них отражены все стороны жизни народа. Одни из них пришли к нам из далекого прошлого, другие создаются и в наше время.
Детей нужно знакомить со значением народных пословиц. Ребенок должен и по-своему объяснять смысл пословиц и поговорок.
Прибаутки и потешки интересны и понятны детям. Они, как маленькие сценки, которые можно разыграть. От воспитателя требуется только выразительное их прочтение.
Загадки очень нравятся детям. Они быстро запоминают их и загадывают своим сверстникам и взрослым. Дети 6 — 7 лет могут придумывать загадки сами. Начиная знакомить детей с загадками, обязательно нужно показать предмет-отгадку или его изображение. Это усиливает и закрепляет впечатление.
Скороговорки развивают речь. Это труднопроизносимые сочетания слов, в которых в различном порядке повторяются одни и те же звуки или группы звуков. Дети должны научиться различать звуки в самых разнообразных сочетаниях. Первоначально, изучая и запоминая скороговорки, их надо произносить медленно. Затем, забавляясь, дети начинают воспроизводить их всё быстрее и быстрее. Повторять каждую скороговорку нужно 3—5 раз. Скороговорки бывают длинные, в виде небольшого стихотворения. Их легко выучить. Например:
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.
Пословицы, поговорки
• Пословица недаром молвится.
• С кем поведешься, от того и наберешься.
• Как аукнется, так и откликнется.
• Дружно не грузно, а врозь — хоть брось.
• Сам пропадай, а товарища выручай.
• Худой мир лучше доброй ссоры.
• Всякой вещи свое место.
• Под лежачий камень вода не течет.
Прибаутки, потешки
Лень, отвори дверь.
Дом горит! Сгоришь!
Вставать лихо.
Хоть сгорю, а не отворю.
* * *
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
По кривой дорожке.
* * *
Где кисель — тут и сел.
Где пирог — тут и лег.
Где блины — тут и мы.
Где щи с мясом —
Тут и место наше.
Приговорки
Ты пасись, коровка, дольше,
Молочка неси побольше,
Клеверком питайся спелым,
Молочко чтоб было белым,
По долам ходи, по горкам,
Дома ждем тебя с ведерком.
Литовская народная приговорка
Считалки
Я пойду куплю дуду.
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Загадки
• Не кормит, не поит, а здоровье дарит. (Физкультура.)
• Задрав носок, бегут в лесок. (Лыжи.)
• Один человек на двух лошадях разом едет. (Лыжник.)
• Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка. (Санки.)
• Едет — везет, станет — сам упадет. (Велосипед.)
• Любят люди молодца, а колотят без конца. (Мяч.)
* * *
Всю ночь летает —
Мышей добывает,
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова.)
* * *
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
Ведь называюсь я … (хоккей.)
* * *
У берега под склоном
Поет артист великий.
Он серенький на вид,
Но пеньем знаменит. (Соловей.)
* * *
Он без дела не сидит,
Клювом дом себе долбит.
Много сил на дом затратил.
Называется он … (дятел).
Скороговорки
• Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
• Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
• Ушел косой козел с козой.
• Водовоз вез воду из водопровода.
• Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
Детские скороговорки на английском языке с переводом
Такие фразы помогают приобрести навык разговорной речи и расширить словарный запас. После нескольких прочтений можно будет произносить чистоговорку наизусть.
Занимаясь с детьми, оттачивая их произношение, нужно перевести ребенку выбранное задание, чтобы он знал, о чем идет речь. Этот подход поможет малышу нарисовать ситуацию в своем воображении.
Примеры детских английских скороговорок:
Английские детские скороговорки необходимо переводить на русский язык.
Перевод: «Я могу управлять новым каноэ. А вы можете управлять новым каноэ?»
Перевод: «Красный грузовик, желтый грузовик. Красный грузовик, желтый грузовик»
Перевод: «Одна муха летала, две мухи летали. Одна девочка плакала, четыре девочки плакали»
Мы устали
Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».
И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»
И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»
И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»
И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»
И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»
И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»
И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».
Путаница
Корней Чуковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.
***
Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.
***
Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?
***
Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.
Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом
Игровой массаж
Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
***
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
***
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
***
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
***
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
***
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
***
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
***
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
***
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
***
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше
Искренне ваша, Яна Разначенко.
Потешки для зимней прогулки
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.
***
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.
***
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
***
Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.
***
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!
***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.
***
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!
Запоминаем сложные скороговорки
Заучивать сложные скороговорки полезно. Регулярное повторение таких фраз поможет сделать речь четкой и улучшит артикуляционный аппарат.
Для того чтобы быстро запоминать трудные скороговорки, надо соблюдать несколько правил:
- верно ставить ударение в каждом слове;
- медленно проговаривать слова и запоминать трудные звукосочетания;
- следить за передвижением губ и языка при произношении сложных слогов и прорабатывать скороговорку перед зеркалом;
- произносить фразы каждый день 15-20 минут от 2 до 5 раз;
- добавлять к выученным скороговоркам новые, например через 10 дней;
- распечатать их на бумаге и разместить в квартире на видных местах, например на шкафу (прежде чем открыть его, нужно прочитать чистоговорку, закрыли дверцу — снова прочитали).
Комфортно отслеживать итоги работы с помощью аудио- или видеозаписи. Таким образом можно провести работу над ошибками и устранить проблемные моменты.
Существует много разных вариантов скороговорок на группы согласных звуков:
Варианты скороговорок на группы согласных звуков
- «Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна. Ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность».
- «Бегемот в бегемотонарии искал бегемотиху. Бегемотиху в бегемотонарии бегемот не нашел».
Всему свое время
Говорят, что груднички растут не по дням, а по часам. Да, в таком малыше происходит интенсивная перемена каждые три месяца. И поэтому каждый раз перед ним ставятся новые, все более сложные задачи в освоении двигательных умений, речевых навыков, эмоциональных проявлений, познавательных реакций по отношению к окружающему миру и, конечно же, коммуникативных способностей в общении со взрослыми.
Поэтому принято раннее детство делить на микропериоды (0-3 мес., 3-6 мес., 9-12 мес.). Для каждого из таких периодов, а также и для периодов 2-го и 3-го годов жизни, существуют народные произведения, соответствующие их генетически обусловленным задачам. Все стишки и потешки для малышей, пестушки, прибаутки, небылицы, скороговорки и перевертыши различаются между собой педагогической направленностью и появляются в жизни малыша в определенном возрасте согласно возложенным на них задачам.