Если в год ребенок не говорит: что важно знать

Советы родителям

Главное, что должно соблюдаться в семье, где растёт малыш, это: комфортные условия, режим, любовь, забота, правильная речевая и психоэмоциональная среда.

В процессе воспитания достаточное количество времени должно уделяться развитию познавательной активности крохи, в том числе и его речевых способностей. Уже с первых дней жизни младенца функционируют его органы слуха и зрения, которые позволяют анализаторам уловить звуковые вспышки, мимические и артикуляционные движения речевых органов. Родители должны проговаривать все слова чётко, не изменяя их. Произнося фразы в медленном темпе, взрослые позволяют малышу уловить связь между кинестетическими образами звуков и слышимыми эталонами.

Совет! Уже с полугода можно приучать кроху к книге, чтению сказок перед сном, рассматриванию картинок. Не менее важным является развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи. Тонкие дифференцированные движения пальчиков рук стимулируют речевую активность. Существует множество развивающих игр для детей раннего возраста, которые положительно влияют на всестороннее развитие. Общение с ребёнком поможет достигнуть максимально положительного результата.

Также не стоит забывать о прогулках на свежем воздухе. По возможности приучать к телевизору/планшету как можно позже, даже к просмотру мультиков. Экранная речь не требует от ребенка ответной реакции, поэтому она не только не способствует речевому развитию, но и значительно замедляет его

Просмотр телевизора формирует у ребенка непроизвольное, вынужденное внимание, а для освоения речи требуется внимание произвольное, сознательное, переключающееся с объекта на объект

Родители должны знать, что наиболее благоприятный и чувствительный период речевого развития до трёх лет. Если у ребенка не наступают изменения в развитии речи к трём годам, не стоит надеется на слова знакомых: «Многие не разговаривают до 3-х лет» или «Кто-то тоже не разговаривал до трёх-четырёх лет, а потом заговорил и совершенно нормально развивался». Необходимо обращаться к специалистам и искать проблемы не наступления речи, так как задержка речевого развития (ЗРР) влечёт за собой множество вторичных проблем, таких как задержка психического развития, общее недоразвитие речи, а в последующем школьном возрасте — дисграфию и дислексию, которые сложны в коррекционной работе. Наблюдение за развитием малыша и своевременное принятие мер — главная обязанность любящих родителей, в процессе воспитания ребенка.

Упражнения и игры для развития речи

Пальчиковые игры

Любимое занятие для всех малышей. Направлены на развитие мелкой моторики и, как следствие, становления речи. Разучите с ребёнком небольшие стишки, например «Сорока-ворона». Подключите движения пальцев, которые ваш малыш будет с радостью повторять. Такие игры совершенствуют мелкую моторику и помогают научить ребёнка правильно говорить.

Артикуляционные упражнения

Мелкие мышцы рта в детском возрасте нужно тренировать, так как они могут быть недостаточно развиты. Для их укрепления требуется ежедневно проводить артикуляционную гимнастику. Расположитесь вместе с ребёнком у зеркала, чтобы контролировать правильное выполнение упражнений. Выполняйте движения губ и языка, показывая ребёнку пример для его самостоятельной работы.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Важно приучать ребёнка к правильному дыханию, начиная с момента его становления речи. Воздух, выпускаемый нами во время произношения речи, является источником звука

Многие несложные и легкодоступные упражнения направлены на развитие дыхания, например: подуть на одуванчик, надуть воздушный шар, выдувать мыльные пузыри.

Музыкальные игры

Учить ребёнка говорить можно с помощью музыкальных игр. Когда дети поют, им легче даётся усвоение звуков, слогов и в конечном итоге слов. Музыкальные игры можно организовать в нескольких вариациях: с музыкальными инструментами (ложки, барабан), песенки со звукоподражанием животным, песни с одновременным выполнением несложных движений.

Игр и методик с использованием дидактического материала – огромное количество. И практически все из них можно применить для развития речи. Игра «Волшебный мешочек» прекрасно подходит для развития речевых навыков. Правила игры: в мешочке находятся разнообразные по форме и величине предметы. Ребёнку предлагается на ощупь выбрать себе предмет и описать его. Проговаривание признаков предмета закрепляет речь, а также помогает в формировании начальных математических представлений.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Закладываем навыки. Обучение ребенка речи в 6-12-месячном возрасте.

Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять

Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки

В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок

Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления

Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.

Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.

Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.

Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.

В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас — до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.

Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.

Занятия для развития речи

Есть простые упражнения, которые могут помочь в развитии речи. Например, вы можете катать по ладони малыша маленький мячик с пупырышками, рассказывая новую сказку. Особенно стоит останавливаться на подушечках пальцев. 

Все игры, связанные с лепкой из пластилина или других материалов, работой с крупами, бусинами, очень хорошо сказываются на развитии мелкой моторики. Можно сочетать их, например, украшать аппликации из пластилина, вдавливая бусинки

Поможет и пальчиковая гимнастика, массаж пальцев  —  делать ее можно даже тогда, когда до первого осмысленного слова еще далеко. 

Логопеды советуют уделять внимание развитию фонематического слуха. Исследование близких по звучанию, но разных по смыслу слов (например, “дом  —  том”) помогает формированию речи

В целом распознавание звуков может быть очень полезным. Например, можно насыпать в одинаковые баночки разные крупы и трясти закрытой баночкой, угадывая с малышом, где что находится  —  они будут звучать по-разному. 

Полезными считаются упражнения для формирования речевого выдоха

Важно научить кроху правильно выдыхать. Отлично для этого подойдут ветряные вертушки из бумаги  —  нужно заставлять их крутиться с помощью дыхания

Полезным будет надувание мыльных пузырей, бульканье через соломинку  —  эти упражнения придутся по душе любому малышу. 

Любящие родители бывают очень обеспокоены отсутствием речи или считают ее недостаточно развитой для возраста ребенка. Но важно помнить о том, что каждый малыш развивается индивидуально  — забота, внимание и любовь мамы и папы помогут крохе достигать высот. Будьте здоровы и счастливы!

‹Предыдущая
›Следующая

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям. 1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины

1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание

Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить

Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально. Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

Становление осознанной речи

Единых календарных сроков и норм, которые гласят, во сколько месяцев должен говорить ребёнок, не существует. Однако формирование речи обычно у всех происходит поэтапно: каждый малыш начинает с забавного «агу» и, в конечном счете, приходит к правильно оформленным предложениям.

Материал по теме:

  • Как научить ребенка выговаривать букву Р
  • Как научить ребенка выговаривать букву Л

Лепет или слова?

Грань между лепетом и осознанно произносимыми словами очень тонка, но всё же различима. Лепет – это многократно повторяемые слоги, которые особенно полюбились крохе. Но когда малыш произносит «дай» и показывает пальчиком на нужный предмет, это уже настоящее слово.

Во сколько это произойдет, ответить с точностью сложно, все дети проходят разный путь становления речи, на который влияет множество факторов. Один годовалый ребенок говорит 15 слов, другой всего 2. В этом возрасте важнее, чтобы малыш понимал обращённую к нему речь, накапливая свой пассивный словарь.

Как это проверить? Попросите дитя дать вам куклу или мяч. Если он выполняет просьбу или хотя бы находит предмет взглядом, все в порядке.

Как растет активный словарь

В среднем активный словарь годовалых детей пополняется 1-6 словами в месяц. Так может продолжаться вплоть до двух лет. Но чаще всего после 1-1,5 лет приходит время «лексического скачка», при котором кроха «выдает» по 8-10 слов каждую неделю.

А спустя несколько месяцев может вообще произойти «лексический взрыв», где кроха усваивает столько слов за день, сколько ранее разучивал неделями.

Появление фраз и двухсловных предложений

Речь детей 1,5 лет ещё очень сложно понимать. Они могут выделять лишь ударные слоги или оставлять только последние сочетания. Но именно этот возраст считается отправной точкой возникновения фраз. Например, они могут звучать так: «Дай ок», что означает «Дай сок».

После 2 лет появляются и предложения. Они пока состоят из 2-3 простых слов и не подчиняются грамматическим нормам.

До 2 – 2,5 лет дитя обычно понимают только родственники, в более старшем возрасте (около 3 – 4 лет) малыш становится полноценным собеседником, использует распространённые предложения, правильно согласовывает слова, неустанно задает вопросы «Почему?», «Когда?».

Речь — отражение развития мозга. Как научить ребенка говорить в возрасте 1,5 -3 лет?

На самом деле 1,5 года – не более чем ключевой пункт, позволяющий подвести некоторые итоги. Количество освоенных слов может серьезно отличаться, у разных детей варьируясь от 20 до 100 активных слов и звукоподражаний и более 200 – общего словарного запаса.

Гораздо большее значение сейчас имеют темпы прироста новых слов и качество произношения. Родителей должна насторожить слишком длительная задержка речи ребенка, как таковая, в первую очередь. Если малыш упорно не желает общаться, пробовать разговаривать, это может означать и проблемы с речью, и проблемы с развитием. Не обязательно это именно так, но на всякий случай проконсультируйтесь со специалистом. Кроме этого есть еще несколько поводов обратиться за помощью специалиста-логопеда.

Повод первый: Проблемы с речью могут возникать, если ребенок задержался на использовании, так называемых, «контурных» слов. Пытаясь повторить слово, малыш, воспроизводит его абрис, некий звуковой эскиз слова: к примеру, слово «кирпИчики», превращая в контурное «титИтики». Основа данного механизма заключается в звукоподражании слоговой природы слова. Изначально, это нормально. Но если слова, так и фиксируются в данной форме, не переходя со временем к нормальному, правильному названию предметов, рекомендуем обратиться к логопеду.

Повод второй: Еще одним поводом для обращения к специалистам служит устойчивое неправильное называние слов, к примеру, мазелин вместо вазелин. Как показывает практика, это в общем, не страшно, в единичных случаях ребенок, постепенно «уловит» разницу в звуках и исправится, при помощи родителей, конечно. Но не редко такие проблемы с речью означают, что ребенок просто не различает буквы, а от того использует одни вместо других. Не будет лишним, и проверить слух малыша.

Повод третий: Проблемы с речью в маленьком возрасте могут выражаться и в определенных сложностях в произношении некоторых отдельных звуков. Как правило, труднее всего деткам даются плавные «л» и «р», шипящие «ж» и «ш», свистящие «з» и «с», а также сочетание согласных звуков. Ошибки в звукопроизношении вызваны неумением ребенка, владеть собственным голосовым аппаратом, а кроме того недостаточно точным восприятием слышимой речи, несовершенством умения анализировать звуки языка

Важно заниматься с малышом, научить ребенка говорить правильно. Если данные сложности «зафиксируются», тогда на следующем этапе, в возрасте 3-4 лет, нужно будет преодолевать их вместе с логопедом

Как научить ребенка осознанно говорить мама и другие слова

  • Сопровождайте каждое действие словом мама. Например, мама пришла, мама кормит Сережу (имя ребенка), мама устала, мама варит кашу и т.д.;
  • Играйте в игру “Где мама”. Закрывайте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода малыш легко понимает такие вопросы и даже показывает пальчиком на нужного человека или предмет;
  • Когда гладите ребенка по голове говорите, что мама гладит дочку или сыночка;
  • Используйте различные игры и упражнения для развития речи, мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика и игры в ладушки с потешками;
  • Когда ребенок скажет какое-либо слово осознанно, повторите это слово за ним и похвалите;
  • Оценивайте и поощряйте любые прогрессы в речи малыша. Похвала — лучший стимул для развития;
  • Чтобы научить ребенка, разговаривая с ним, смотрите малышу прямо в глаза;
  • Чтобы малыш скорее научился говорить определенное слово, чаще повторяйте его;
  • С помощью перечисленных рекомендаций ребенка также можно научить говорить такие слова, как папа, деда, баба, дядя, тетя и так далее. Для этого в семье старайтесь называть друг друга в третьем лице. Например, папа пришел; деда, баба, пойдемте кушать и так далее;
  • Чтобы обеспечить правильное и полноценное развитие крохи, делайте обычный массаж и регулярно выполняйте водные процедуры, занимайтесь с малышом спортом и физическими упражнениями. Как делать массаж грудничку, смотрите здесь.

Ликбез для родителей

Задача родителей не только организовать благоприятные условия для успешного овладения речью ребёнком, но и следить, чтобы она была грамотной. Кроме художественной литературы, эталоном языка является собственная речь родителя. Вот тут и возникает много вопросов, ведь чтобы научить чадо говорить правильно, нужно самому знать, как употребляются слова.

Тематический материал:

«Пропылесошу» или «пропылесосю»?

Маленький «почемучка» обязательно задаст этот вопрос, не сомневайтесь. А как ответить, когда и сам сомневаешься в обоих вариантах?

И «пропылесошу», и «пропылесосю» будет ошибкой. Глагол «пылесосить» ограничен в образовании некоторых личных форм. В русском языке он такой не один, например, слова победить, чудить и др. также нельзя спрягать подобным образом.

Правильно сказать: «Хочу пропылесосить», «Хочу победить» и т.д.

Надо или нужно?

«Надо» и «нужно» являются синонимами. Есть лишь небольшая разница в их употреблении. «Надо» говорит скорее об обязанности и связано с действием, а «нужно» — это желание или потребность (нужда). «Надо» – более жесткое и сильное, «нужно» — менее настоятельное.

Это лишь несколько примеров. В любом случае никогда не бойтесь показаться ребёнку незнающим чего-то. Просто надо (или нужно!) всегда иметь под рукой орфографический и толковый словари, где вы вместе со своим любознательным отпрыском сможете найти, как правильно и грамотно говорить.

Достижения до полугода

В течение первого месяца жизни грудничок учится реагировать на речь взрослых. Нередко дети гулят параллельно разговорам взрослых. Особенно часто такое происходит, если родители разговаривают с младенцем, обращаются к нему. Начинает различать интонации: ласковое обращение матери помогает быстрее успокоиться, крики и агрессия пугают, могут стать причиной плача.

К 3 месяцам появляются первые слоги. Они простые, состоят из малого количества звуков. Можно услышать «уа», «гу», «га».

К 4-5 месяцам детский лепет приобретает эмоциональную окраску. Ребенок не просто поет или визжит: можно различить интонацию, с которой произносятся звуки. Хорошо реагирует на речь взрослых, лучше понимает интонации; может ребенок, когда услышит звук, правильно повернуть голову в направлении его источника.

В полугодовалом возрасте дети хорошо узнают голоса родителей даже при большом количестве людей вокруг. В речи проскальзывают слоги, отдаленно напоминающие «ма» и «па». Более четкими они станут лишь ближе к 7 месяцам.

Причины и симптомы задержки речевого развития

Существует календарь становления речи у детей

Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные. Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок

Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию

Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.

У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).

Симптомами такого состояния являются:

  • молчаливость;
  • замкнутость;
  • общение преимущественно жестами.

Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.

Основные симптомы ЗРР:

  • новорожденный не издает звуков;
  • в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
  • в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
  • в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
  • в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.

Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.

В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.

К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

  • гипотрофия мышц органов артикуляции;
  • недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
  • асфиксия при родах;
  • плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
  • слабая деятельность головного мозга.

К психологическим причинам ЗРР можно отнести:

  • стресс;
  • сильный испуг.

Социальные факторы задержки речевого развития:

  • в семье говорят на двух языках;
  • родители мало общаются с ребенком;
  • отсутствие мамы, папы, опекунов;
  • педагогическая запущенность;
  • гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
  • чрезмерно информированная среда;
  • невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
  • неблагоприятная атмосфера в семье.

Патологическими причинами ЗРР являются:

  • нарушения слуха (глухота, тугоухость);
  • внутриутробная гипоксия;
  • поствакцинальные осложнения;
  • менингит;
  • аутизм;
  • внутриутробное инфицирование;
  • энцефалит;
  • синдром Дауна;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • частые и длительные болезни в период новорожденности;
  • тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.

Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.

Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

Примерно 30% случаев ЗРР остаются невыясненными. Бывает, что негативное воздействие одновременно оказывает несколько факторов.

Как разговорить ребёнка в 3 года?

Для коррекции нарушений используют разные методы, исходя из причины и степени тяжести патологии. Успех лечения во многом зависит от родителей, поскольку специальные логопедические упражнения, гимнастика, другие рекомендации врача нужно выполнять самостоятельно и регулярно. При лечении тяжелых форм не ждите быстрых результатов.

Медикаментозное лечение

Эффективные препараты – Энцефабол, Пантогам, ноотропы улучшают микроциркуляцию крови и питательных веществ в тканях, восстанавливают функции мозга. Дополнительно назначают средства с йодом, глицином.

Усилить действие лекарственных средств помогают физиопроцедуры – магнитотерапия, электростимуляция, лечебный массаж.

Развитие мелкой моторики

Чтобы помочь малышу, который плохо разговаривает, уже в полгода начинайте развивать мелкую моторику – она неразрывно связана с речевым центром и координацией, занятия актуальны для деток в любом возрасте.

Как научить правильно говорить – полезные занятия:

  • рисование;
  • лепка;
  • собирание мозаики, пазлов, конструктора с мелкими деталями;
  • пересыпание руками крупы, макаронных изделий, можно спрятать небольшую игрушку в ёмкости с разными крупами;
  • нанизывание бусин, завязывание лент и шнурков, застёгивание пуговиц;
  • пальчиковый, теневой театр.

Как заставить говорить ребёнка – простые упражнения

Гаджеты, телевизор, современные игрушки нередко отодвигают нормальное человеческое общение на второй план, а если добавить к этому постоянную загруженность родителей, то становится понятным, почему всё чаще у детей возникают речевые отклонения.

Трёхлетний ребенок плохо говорит – что делать:

  1. Классическая музыка улучшает способность воспринимать мир звуков, благотворно влияет на работу головного мозга, развитие речи.
  2. Описывайте всё, что видите вокруг, называйте все предметы, их цвет, размер, для чего они нужны, животных и звуки которые они произносят, продукты, комментируйте все действия ребёнка.
  3. Не просите сказать какое-то слово, повторять за вами.
  4. Делайте утреннюю гимнастику в сопровождении весёлых и простых песен.
  5. Чаще обращайтесь к детям с разными просьбами, задавайте вопросы.
  6. Учите скороговорки, небольшие стихотворения – никогда не смейтесь, грубо не одёргивайте детей, если они запинаются, говорят неправильно, исправляйте ошибки спокойно, наберитесь терпения.
  7. Развивайте фонематический слух – учите детей отличать звучание музыкальных инструментов, предметов из разных материалов.
  8. Совершенствуйте зрительную память – переставляйте предметы, убирайте одну игрушку из ряда.

Надувайте шарики, задувайте свечи, дуйте на одуванчики – дыхательная гимнастика учить вырабатывать воздушную струю определённой силы и мощности.

Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика

Часто невнятная речь вызвана неправильной постановкой языка и губ во время произношения слов, причину выявит логопед, задача родителей – заниматься каждый день не менее 7–10 минут.

Логопедический массаж – специалист воздействует на активные точки на мочках ушей, поверхности языка, губ и щёк

Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах проблемы с речью устраняет логопед, дополнительно используют эффективные методики – арт-терапия, лечение цветом, звуком.

Логоритмика – пение, проговаривание стихов под музыку, при этом дети совершают определённые действия руками. Этот метод терапии позволит решить сразу несколько проблем – улучшить координацию и артикуляцию, развить фонематический и музыкальный слух, чувство ритма.

Когда ребенок в принципе готов заговорить

Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.

Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.

С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: