КОЗА РОГАТАЯ
Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто маму не слушает? Кто кашу не кушает? Кто отцу не помогает? Забодает! Забодает! Забодает!
У козы-то у рогатой Дома малые козлята. Весело по лавкам скачут, Не балуются, не плачут. Мама из лесу придет, Молочка им принесет.
Ходит козочка по лугу Вокруг колышка по кругу. Глазками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ! Хвостиком-то машет, И поет, и пляшет. Малых деток веселит, Маму слушаться велит!
Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!
Потягушечки, Растягушечки, Потянушечки, Вырастушечки! Вырастайте ножки – Бегать по дорожке, Вырастайте ручки – Доставать до тучки, Дождь из тучи выжимать, Огород наш поливать! Вырастай большой, Да не будь лапшой! Кашу кушай, Маму слушай!
Жил-был у бабушки серенький козлик. Раз-два, раз-два! Серенький козлик! Бабушка козлика очень любила. Раз-два, раз-два! Очень любила! Вздумалось козлику в лес погуляти. Раз-два, раз-два! В лес погуляти! Напали на козлика серые волки. Раз-два, раз-два! Серые волки! Остались от козлика рожки, да ножки, Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!
Шла коза-козища, Вылупив глазища, С бородой небритою С рожею немытою Кувырнулась через пень – Встали роги набекрень.
Путаница
Корней Чуковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.
***
Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.
***
Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?
***
Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей Для чего нужны потешки, прибаутки?
Консультация для родителей
Для чего нужны потешки, заклички, прибаутки?
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Это достигается с помощью пестушек, загадок, поговорок, сказок, а также с помощью потешек, закличек и прибауток.
Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.
Многие потешки по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения совершенно иной. В отличие от колыбельной песни, потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается её эстетическое содержание, приготавливает ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки — это школа игры.
Для поддержания радостных эмоций, в потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Они строятся так, что знание почти никогда не даётся в “чистом виде”, прямо. Круг предметов и явлений в потешках значительно шире, чем в пестушках и колыбельных песнях. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.
В наши дни бытуют многочисленные варианты известных потешек: “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идёт коза рогатая”и некоторых других.
Наблюдаются и отрицательные мнения в отношении к потешкам некоторых родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.
Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.
“Коза рогатая”: Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая):
Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп
Кто каши не ест, кто молоко не пьёт —
Того забодает, забодает!
“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.
“Ладушки”:В ладушки можно играть уже в три-четыре месяца. Хлопанье ладошками, помахивание ручками — это для ребёнка гимнастика. Ему приятны не только действия, но и слова потешки: она звучит ласково и интонация в ней разнообразна:
Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку!
Попили, поели, кыш, кыш!
Домой полетели, на головку сели,
“Кукареку!” — спели.
“По кочкам”:Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам в ямку — бух!
Ехали, ехали, к бабе за орехами.
В ямку — бух1… А там — петух!
Ехала барыня по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам — да бух!
“Сорока”:В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:
Сорока-белобока кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала…
Здесь поочерёдно начинают загибать пальчики:
Этому дала,
и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:
А этому не дала:
Он дров не колол,
Он воду не носил
Он кашу не варил.
Другие потешки с игрой не связаны. Дети любят потешки, они доступны им по содержанию: рассказывается в них о птицах, домашних животных, которые действуют, как люди и часто попадают
в смешные ситуации. Потешки звучны, в них используются звукоподражания:”ду-ду, ду-ду, ду-ду” — играет ворон на трубе, “трух-тух-тух” -квохчет петух, “ти-ли, ти-ли, ти-ли” — поёт пила …Все потешки используются для развития речи ребёнка, для чувства ритма.
Кроме потешек детям очень нравятся и прибаутки:
Наша доченька в дому,
Что оладышек в меду,
Что оладышек в меду,
Сладко яблоко в саду.
***
Кошка в лукошке рубашечку шьёт,
А кот на печи сухари толчёт.
У нашей кошки три сдобные лепёшки,
А у нашего кота три погреба молока.
Итак, главное назначение этих забав- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Умываемся и купаемся
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Валя умывается, Солнцу улыбается!
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Кто тут будет куп-куп, По водичке – хлюп-хлюп? В ванну быстро – прыг, прыг, В ванне ножкой – дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.
Ты мне ручки подай, Да с кровати вставай, Умываться пойдём, Где водичка найдём!
Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Маме улыбаемся!
Зайка начал умываться, Видно, в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл ухо, Вот и сухо.
Топики, топики, По водичке хлопики, Хлопики ладошками, Да босыми ножками!
Щечки? Мыли. Носик? Мыли? А глазки? Забыли.
Кран откройся, Нос умойся! Мойтесь сразу Оба глаза, Мойся шейка Хорошенько!
Водичка-водичка, Умой Настино личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настино личико.
Буль, буль, буль, Карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, Рыбки и утята.
С гуся вода, С лебедя вода, С моего дитя Вся худоба — На пустой лес, На большую воду, Под гнилую колоду!
Мы не ляжем рано спать: Дочку надобно купать. Тёплую водичку Льём на нашу птичку. Ой, с гуся вода, С Алёнушки худоба! Давайте-ка пелёнку Завернуть Алёнку.
Мы пойдем купаться И в воде плескаться, Брызгаться, резвиться, Будет Настя мыться. Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой Настёнке, Спинку и животик, Личико и ротик — Чистая какая Доченька родная!
Ой, ой, ой, ой! Кто тут голенький такой, Кто тут голенький И веселенький? Кто купаться пришел, Кто водичку нашел? Эх, водичка хороша, Хороша водичка! Искупай-ка малыша, Чтоб сияло личико!
Путаница
Корней Чуковский
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня!
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь подгоняет
Мужика кнутом.
***
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
«Куры съели петуха», –
Говорят собаки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Едет барыня пешком
В ситцевой карете.
***
Где же это видано,
Где же это слыхано –
Поросёнок снёс яйцо,
Медведь по небу летал,
Белым хвостиком махал.
***
Сидит заяц на сосне –
Он себе там гнездо свил.
И кому какое дело,
Что у зайцев крыльев нет?
***
Пошёл я на лыко гору драть.
Вижу: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки:
Одну еловую, другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил берёзовую – перебросил.
Бросил рябиновую – угодил.
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались.
Потешки о погоде и природе
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
***
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
***
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
***
Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!
***
Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
***
Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***
Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!
***
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Детские стихи потешки с движениями для ножек и ручек
Мы ногами топ-топ-топ
Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!
Застучали ножки
Застучали ножки
(топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком!
(кружимся)
Стрекоза
Вот какая стрекоза,
(показываем размер двумя руками)
Как горошины глаза.
(прикладываем руки к глазам)
Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),
Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),
Ну совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
(поднимаем руки вверх)
Мы летаем низко,
(присаживаемся на корточки)
Мы летаем далеко,
(приставляем к голове руку козырьком)
Мы летаем близко.
(руки в стороны — бегаем по комнате)
Топаем – хлопаем
Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.
Самолеты
Самолеты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)
Два жука
На полянке два жука
(пружинящие движения ногами)
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
(топаем правой ногой)
Левой ножкой топ, топ!
(топаем левой ногой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
(поднимаем руки вверх)
Кто поднимет выше всех?
(тянемся вверх)
Машина
Би-би-би —
Гудит машина.
(Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук —
Мотор стучит.
(Хлопаем в ладоши)
— Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит.
(Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —
Они шуршат.
(Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —
Вперед спешат.
(Показываем ручками, как крутятся колесики)
Потешки о явлениях природы
Во время пребывания на свежем воздухе можно проговаривать вместе с ребёнком потешки о природных явлениях и окружающих предметах, в том числе и о животных. Это разнообразит ход прогулки и поможет ребёнку выучить несколько новых слов.
Снег-снежок, похрустывай,
Как заинька капустою,
Ветер-ветерок, нам спой,
Как соловушка весной.
Кроме всего прочего, такие потешки позволяют выстроить ребёнку ассоциативный ряд, помогающий сравнивать между собой разные явления и звуки: хруст снега с хрустом капусты, шум ветра в ветках деревьев с пением птиц, шелест листьев с шуршанием бумаги и многое другое.
Полезные советы
Не стоит переживать, если малыш не сразу поймет правила игры. Ведь те движения, которые требуется выполнять, для него совершено непонятны и незнакомы.
На первых порах нужно проговаривать стишок и выполнять соответствующие действия медленно, это позволит ребенку лучше запомнить движения.
Не стоит затевать игру, если ребенок не выспался, хочет есть или пребывает в плохом настроении, ничего хорошего из этого не выйдет. Более того, ребенок начнет ассоциировать свое недовольство и игру, а родителям нужно добиться, чтобы «ладушки» вызывали только положительные эмоции.
На первых порах ребенок неизбежно будет ошибаться в игре
Не стоит обращать внимание на эти ошибки. Самое главное в игре – веселая атмосфера, а не точность движений. Если мама будет брать руки ребенка в свои, чтобы показать, как нужно играть, то ей нужно убедиться, что ее ладони теплые
Если мама будет брать руки ребенка в свои, чтобы показать, как нужно играть, то ей нужно убедиться, что ее ладони теплые.
Случается, что у малыша не получается играть в ладушки. Не стоит думать, что игра ему не понравилась и отказываться от попыток научить. Нужно периодически повторять попытки, выбирая время, когда ребенок в благодушном настроении и настроен на игру. Со временем все обязательно получится.
Родители должны понимать, что простенькая игра в «ладушки» — это не просто младенческая забава, а занятие, которое развивает координацию движений, мелкую моторику пальцев, способствует развитию памяти, формированию чувства ритма.
Поэтому не стоит жалеть времени на обучение малыша этому полезному занятию. Но, конечно, и сильно усердствовать не стоит. Игра должна оставаться игрой и приносить удовольствие и радость всем играющим, а не превращаться в занудный урок по разучиванию определенных движений.
Если ребенок устал или у него испортилось настроение, настаивать на продолжении игры не нужно
Нужно переключить внимание малыша, заняв его интересной игрушкой, сказкой или иным занятием
Энергия ладушек
Искала видео для вас. И наткнулась на интересную версию. В которой даже врач рассказывает о том, что водя круги по руке приговаривая «сорока-белобока кашу варила» мы стимулируем пищеварение. А хлопанье в ладоши — это массаж всего организма и повышение энергетики, гармонизация психологического состояния организма, избавление от негатива.
Я, конечно, давно знала, что на руках есть много лечебных точек, но как то не связывала их со старинными пестованиями малышей. Как много мы еще не знаем. Ведь действительно такие простые и на первый взгляд глупые стишки и занятия передавались из поколения в поколение и дошли до нас не зря. Кому интересно, как они влияют рекомендую:
https://youtube.com/watch?v=msWYlK2w_a8
Получается, ладушки — это не просто игра.
Когда вы хлопаете в ладоши, то исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. Хлопок в ладоши – это древнее ритуальное движение, которое на Востоке использовалось для привлечения внимания высших существ. В Японии это движение называется «касивадэ», и им сопровождают ритуалы богослужения и торжественные мероприятия. По Фен-шуй хлопанье в ладоши — есть очищение пространства от негатива.
Хлопать нужно так, чтобы ладони и пальцы соприкасались вместе (так обычно хлопают в ладоши дети). Именно такой жест поможет гармонизировать внутренние и внешние потоки энергии, активизирует их и наполнит пространство новой жизненной силой. Ведь наш мир, это мир энергии и эти хлопки помогают разбить отрицательные энергии вокруг человека.
В обычной жизни, хлопая в ладоши, вы привлекаете много положительной энергии. Поэтому присказка, которую говорят во время хлопанья очень важна. Говорят что загадаете в момент хлопанья, то сбудется. Что еще стоит заметить, то в оригинальной версии у бабушки пили не бражку, а простоквашку. Меня, если честно, всегда возмущало ежедневное упоминание о том, что у бабушки пьют бражку. А оказывается, не зря возмущало.
Еще один позитивный вариант Ладушек, который сопровождается как раз присказкой пожелания добра и силы всей семье.
Просыпаемся с потешкой
Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем!
***
Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними!
***
Потянушки — потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!
***
Кто — кто в этом доме живет? Кто — кто вместе с солнцем встает? Это *Имя* проснулась Маме с папой улыбнулась И, откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала! Здравствуй солнышко Колоколнышко!
***
Глазки открываются, Глазки просыпаются, Потягушки — ножки, Потягушки — пяточки, Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки! Дай — ка локоточек Мама поцелует! Славный мой сыночек! Как тебя люблю я!
***
Мышка в гости пошла, бантик нацепила (шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка Динь — динь — дона — дона (слегка дергаем за ушко) А Мишаня (имя ребенка) дома?
В чем польза игры?
Родителям важно знать, что игра в ладушки – не просто досуг малыша. Это одно из первых обучающих занятий, которое может дать положительные результаты сейчас и стать фундаментом для будущих достижений ребенка. Благодаря этой игре-упражнению:
Благодаря этой игре-упражнению:
- развивается моторика рук, что дает толчок для активации мозговой деятельности;
- развиваются зрительный и речевой центры;
- зарождается тактильное общение – важный способ познания окружающего мира;
- закладываются не только музыкально-ритмические способности, но и аналитические.
Ребенок учится владеть своими руками, подчинять их действия процессу мышления, включается в коллективное занятие. Также положительное действие массажа на ручках проецируется на весь организм и укрепляет его.
Что за прелесть эти сказки!
Теперь несколько слов о том, насколько такие мамины сказки важны для гармоничного развития ребенка.
Во-первых, они обеспечивают положительный эмоциональный контакт между мамой и малышом, а это очень важно! Конечно, он налаживается с первых дней жизни, однако его постоянно нужно поддерживать: малыш растет, меняется его мироощущение, в том числе и его ощущение мамы. Во-вторых, словесное мамино творчество является благоприятным условием для речевого развития ребенка: малыш узнает новые слова, создаются игровые речевые ситуации, ребенок слышит связную речь, состоящую из нескольких фраз, а значит, учится воспринимать ее
Во-вторых, словесное мамино творчество является благоприятным условием для речевого развития ребенка: малыш узнает новые слова, создаются игровые речевые ситуации, ребенок слышит связную речь, состоящую из нескольких фраз, а значит, учится воспринимать ее.
В-третьих, мамины сказки расширяют возможности знакомства с окружающим миром: в сказочной, забавной форме, на положительном настрое маме легче привлечь внимание крохи к тому, как прекрасен мир вокруг, как он разнообразен. Сказки о бытовых предметах привлекают внимание к их признакам, сказки о повстречавшихся на улице людях, животных, птицах, вымышленных персонажах заставляют ребенка внимательнее вглядываться в окружающие его вещи
В-четвертых, любая сказка — это фактор эмоционального развития, а мамина сказка имеет вдвое большую эффективность, потому что вовлекает малыша в процесс творчества, позволяет ему интересно общаться с не просто мамой, а мамой-волшебницей.
Наконец, мама в своих рассказах может знакомить малыша с азами первых нравственных норм и правил поведения, используя для этого и оценку героев своих сказок, и прося их самих оценить тот или иной поступок ребенка.
Смотри, малыш, какие птички прилетели. А вот этот красивый голубь, смотри, какой важный. Наверное, он самый умный. Много знает, потому и важничает. Он живет высоко-высоко, видит из своего домика далеко-далеко и все про всех знает. Как ты думаешь, знает он о том, как ты сегодня кашу ел?
↑ Прибаутки
Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.
Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:
Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках Избушку метет.
Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание
Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне
Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.
Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:
«А нашей Галеньке — в ручку. Угощайся, Галенька, на здоровье!»
Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
или:
Коза-хлопота День-деньской занята: Ей — травы нащипать, Ей — на речку бежать, Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла.
Потешки перед сном
Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)
Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.
За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.
Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.