Психология юности. Юность
Геба — богиня юности Ю́ность — период развития человека, предшествующий зрелости . Социально-возрастная группа, определяемая этим периодом — юношество (молодёжь).
Нет единого общепринятого мнения о временных рамках этого периода. Периодизация возрастных границ , существующая в обществе система возрастной стратификации , зависит от культуры и меняется со временем. В одной культуре в одно и то же время существуют различные подходы к определению рамок, в которых рассматривается юность. Так, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).
Представление о юности, как об отдельной переходной стадии в жизни человека не является общим для всех культур, в некоторых культурах переход от детства к зрелости заключается в коротком « ритуале посвящения ».
Средневековое понимание юности, как и других возрастных этапов, больше ориентировалось на социальное положение. Так, холостяк мог считаться «юношей» независимо от возраста. В XVIII веке рост индивидуализма, индивидуального самоопределения, в противоположность приспособлению к существующим порядкам, способствовал появлению нового, романтического, понимания юности, как эпохи «бури и натиска», «второго рождения». Книгу «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо (1762), где эти идеи были подробно изложены, называют «открытием» или «изобретением» юности.
Одним из вариантов определения юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года. Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22—23 лет.
В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения.
Происходящее изменение хронологических границ юности, её удлинение, связано, с одной стороны, с ускорением физического и полового созревания ( акселерация ), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодёжи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь.
К концу юношеского периода завершается общее физическое созревание и половое созревание организма, достигается физическая зрелость. Юноши и девушки достигают максимального роста (в среднем к 21 и к 17 годам, соответственно).
В психологическом развитии в этом периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание (способность строить жизненные планы), мировоззрение, общественная позиция. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость.
В юности уменьшается и преодолевается свойственная предшествующим этапам развития зависимость от взрослых. В отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов и привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения и ощущения групповой принадлежности.
- М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. М.: Просвещение , 1979. — 175 с.
Три типа неоптимальной материнской отзывчивости
Существуют три типа нарушения отзывчивости:
- слишком быстрая отзывчивость,
- отложенная отзывчивость (в крайней форме — отсутствие),
- непредсказуемая отзывчивость.
Слишком быстрая отзывчивость
Если мать слишком эмпатична, она может считывать потребности малыша еще до того, как тот сам их почувствует. Так случается, когда у женщины высокий уровень тревожности, она боится потерять малыша или избегает собственного одиночества.
Во взрослом возрасте ему будет сложно понимать, чего он хочет, опираться на себя, брать на себя ответственность, формулировать и отстаивать свое мнение. В глубине души он как будто будет ждать, что его поймут без слов, и из-за этого часто чувствовать обиду и разочарование.
Отложенная отзывчивость
Мать реагирует слишком поздно либо не реагирует вообще. Женщина может страдать депрессией, переживать потерю, быть в состоянии выгорания или работать слишком много, чтобы прокормить семью. В таких случаях ребенку приходиться стараться из всех сил, чтобы его заметили.
Во взрослом возрасте это может привести к сомнениям, что человек достоин любви, или в убеждении, что любовь нужно заслужить. Возникает привычка к изоляции и безучастности. Хотя многие не помнят свои детские травмы, они проявляются в истории их дальнейших отношений.
Непредсказуемая отзывчивость
Регулировать свои эмоции труднее тем матерям, которые подверглись жестокому обращению: они в большей степени склонны применять неадаптивные стратегии ухода за своим ребенком — агрессивное поведение или эмоциональные выплески. Такой стиль отзывчивости характерен и для женщин, которые имеют алкогольную или химическую зависимость или тяжелое психическое расстройство.
Маленький ребенок в этом случае чувствует себя сбитым с толку: его родитель становится одновременно и человеком, у которого он ищет поддержки и утешения, и источником страха.
Признаки того, что родитель не готов к сепарации ребенка
- Родитель чувствует потребность постоянно быть на связи («Почему ты не позвонил?»). Ему неспокойно, если он не знает, где прямо сейчас ребенок и чем он занимается.
- Родитель сильно переживаете за финансовое состояние ребенка и нередко считаете это своей зоной ответственности («Зачем ты это купил, это слишком дорого!», «Я дам вам денег на ремонт. И не нужно отказываться, я же знаю, что у вас нет»).
- Родителю сложно удержаться и не дать совет, даже когда совета ребенок не просил. Из самых лучших побуждений он постоянно подсказывает, как хорошо и правильно жить: кого выбирать в спутники жизни и как воспитывать детей, куда ехать в отпуск, с кем дружить, где и кем работать.
- Когда решение ребенка не устраивают, появляются проблемы со здоровьем («Ты же знаешь, у меня больное сердце!»). Это может со стороны даже выглядеть как манипуляция, но человек обычно на самом деле чувствует себя плохо.
- Родитель обижаетесь, если ребенок не хочет принимать помощь или подарки. Например, просит не покупать ему одежду или отказывается взять котлетки-пирожки с собой.
- У родителя есть ключи от дома детей и/или он может прийти без приглашения и звонка в любое время.
- Родителю не нравится, как всё организовано, и хочется наконец навести порядок в доме ребенка. Он позволяет себе убираться, перекладывать вещи, переставлять мебель, делать ремонт без прямой просьбы от ребенка.
Как продолжать помогать подростку
Из вышеизложенного делается вывод о целесообразности развития следующих условий для продолжения оказания помощи детям, когда они достигают подросткового возраста :
1) Постепенно снимаем защиту.
2) Примите и поддержите процесс построения дифференцированной идентичности.
3) Поощряйте их объединение в группы конструктивных коллег .
4) Стимулируйте взаимопонимание.
5) Продолжайте продвигать коммуникативные контексты, даже если подросток их отвергает.
И добиться этого удобно
1) Выбирайте подходящее время, избегая обсуждения деликатных вопросов в стрессовых ситуациях и даже размышляя о необходимости прекратить спор, когда он принимает конфронтационный тон.
2) Тщательно поднимайте конфликтные вопросы как общие проблемы.
3) Избегайте монологов, речей и уроков. Подростки особенно отвергают этот тип дистанционного и / или защитного общения, когда они чувствуют, что их родители не узнали, что они больше не дети.
4) Стимулируйте обмен мнениями, выслушивая их, чтобы попытаться понять их.
5) Установите обычаи и распорядки дня, которые вознаграждают всех, кто в них участвует, и в которых можно сообщать о ежедневных инцидентах стандартным способом.
6) Избегайте постоянно ругать подростков за поведение, не имеющее отношения к делу (например, обустройство комнаты, одежду или выполнение работы по дому), потому что эти постоянные ссоры обычно бесполезны и снижают качество общения; в качестве альтернативы, как правило, более эффективно составить согласованный план (даже в письменной форме), выполнение которого может время от времени проверяться в спокойный момент (обзор, который также может быть написан).
В подростковом возрасте можно почувствовать себя катанием на американских горках. Поддерживая позитивные и уважительные отношения между родителями и детьми в этот период, ваша семья может (попытаться) насладиться туром!
Психологические изменения подростка
Самая отличительная черта подросткового возраста — нестабильное эмоциональное состояние. Скачки настроения могут быть настолько резкими и быстрыми, что иногда “бывший” ребёнок за секунду сменяет крик на громкий смех. Поведение может меняться кардинально и ни от чего не зависеть. Даже малейший и незначительный повод, необдуманное слово или фраза способна привести подростка в ярость или в истерику. Вспышки гнева, злости могут быстро меняться ласковым и добрым поведением.
Юношеский максимализм во всей красе прямо расцветает в это время. “Всё или ничего”, “Сейчас или никогда”. Эти убеждения прочно закреплены в сознании и многие поступки основаны именно на таких установках. Упрямство достигает своих вершин именно в пубертат.
Инфантильность, нежность, плаксивость. Ребята очень остро реагируют на любые замечания, упрёки и фразы в свой адрес. Критика воспринимается настолько “близко к сердцу”, что иногда одно неверное слово мамы или папы способно полностью разрушить самооценку и отправить ребёнка в руки депрессии.
Это период, когда детство уже закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Переходный момент считается самым сложным в жизни человека, потому что молодые люди пока не понимают, что полностью самостоятельными личностями они не являются. Это непонимание приводят к бунтам и ссорам со взрослыми, ведь они будут всеми силами доказывать, что они выросли.
В данном случае родителям ни в коем случае нельзя наказывать или высмеивать попытки ребёнка самоутвердиться
Для него очень важно, чтобы взрослые относились к нему как к равному, чтобы с ним считались. Любые попытки контроля и гиперопеки будут жёстко и агрессивно отклоняться
Часто ребят охватывает печаль, обида.
Появляется уверенность, что их никто не любит, не понимает. В этот момент начинает укрепляться авторитет сверстников, и мнение одноклассников становится важнее, чем мнение близких. Взрослеющий ребёнок имеет большую потребность в собственном признании в обществе друзей, школьников. Мнения и отношения коллектива становятся приоритетными. Для этого возраста характерна потребность в товарище, лучшем друге, подруге, который станет соратником, единомышленником, будет понимать и ценить.
Психологи выделяют 2 типа поведения:
-
Кризис зависимости. Он проявляется в инфантильности, несамостоятельности подростка, полному послушанию и отсутствию собственного мнения.
-
Кризис независимости. Основные его черты — агрессия, упрямство, непослушание, непризнание авторитета взрослых и окружающих, отрицательное отношение ко всему, желание делать по-своему.
Некоторые родители считают, что лучше пойти по пути зависимости. Так ребёнок будет ближе к взрослым, а им, в свою очередь, будет спокойнее за него. Тем не менее главная задача переходного возраста — это формирование самостоятельности, именно поэтому путь независимости будет лучше для формирования новой взрослой личности.
Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют, уходят из дома и женятся, — только не обязательно в этом порядке.
Развитие рефлексии и самосознания
Получается в некоторой степени «замкнутый круг»: чем подросток лучше понимает других людей, тем он лучше понимает себя; чем подросток лучше понимает себя, тем лучше понимает других людей. Однако не все так хорошо, как кажется: неверные установки, ошибочные представления о человеке как таковом, дефекты характера, субъективность и предвзятость, психологические защиты — все это может серьезно нарушить вращение этого «круга».
Поэтому развитие рефлексии и самосознания как никакая другая сторона душевной жизни (по словам Выготского) зависит от культурного содержания среды: от развития общественной мысли, от бытующих установок, ценностей, традиций, этики и эстетики межличностных отношений.
В концепции Д. Б. Эльконина новообразования подросткового возраста вытекают из ведущей деятельности предшествующего периода (учебной). Эта учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя, то есть подросток начинает изучать самого себя, как если бы он изучал некий школьный предмет. При этом решение вопроса «Что я такое?», по Эльконину, может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Резкое развитие рефлексии и самосознания находит проявление во множестве «симптомов». Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы — так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Новый характер компаний — теперь уже подростковых. В компаниях подросток ищет понимания и возможности самоутверждения. Самоутвердиться подростку во взрослой среде весьма сложно: взрослые зарабатывают деньги, имеют социальный статус, связи.
Саморефлексия находит свое проявление в том, что подросток начинает вести дневник. В своем тайном дневнике подросток находит «исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет». Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения. Многие подростки начинают писать стихи и рассказы, сочинять песни и заниматься другими видами искусств, в которых можно выразить свои переживания, сомнения, в чем найти, опять-таки, самоутверждение.
Некоторые сомнения у подростка могут носить тягостный характер. Отчасти это объясняется тем, что по школьной привычке подросток видит мир логичным, рациональным. В этом мире на все вопросы имеются ответы. Все жизненные проблемы имеют решения — одно и только одно верное решение в каждом случае, как на уроках математики или физики. Подросток начинает задавать сам себе сложные вопросы, такие как: «В чем смысл жизни?», «Кто я такой?», «Каково мое предназначение?», «Что такое истина?», «Полноценный ли я человек?» Он их задает, но ответить на них не может. Или иначе: отвечает, но проходит какое-то время и новые сомнения «травят душу».
Мария Суркова «От 14 и старше: советы и лайфхаки»
Среди авторов книг по психологии для подростков 16 лет Мария Суркова является одним из наиболее популярных. В тексте нет сложной философии и непонятных психологических терминов. Писательница на своем примере рассказывает, как тяжело быть ребенком-тинейджером, с какими трудностями приходится сталкиваться каждый день. Автор говорит о том, что никто не должен диктовать ребенку после 14 лет, как ему одеваться, стричься или вести себя, но он сам должен осознавать свои поступки и понимать их последствия. Неприятие своей внешности – одна из проблем, которую нужно решать особенным подходом.
Новые интересы
Для подавляющего большинства подростков данный период становится периодом разрушения и отмирания старых интересов, периодом созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».
Основные группы наиболее ярких интересов подростков Выготский назвал доминантами:
— эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности);
— доминанта дали (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние);
— доминанта усилия (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях);
— доминанта романтики (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
У многих подростков просыпается интерес к наукам и вообще к постижению сложных областей знания. Подросток начинает серьезно интересоваться техникой, искусством, политикой, философией и пр. Этот интерес может подпитываться и искренним любопытством, и видением своего профессионального будущего, и гордостью за себя.
Как мать мешает сепарации?
Ребенка важно поддержать не только в формировании привязанности, но и в становлении собственной идентичности. Это происходит через процесс сепарации — это психологический процесс отделения ребенка сначала от матери, а потом от обоих родителей
В этом примере матери трудно переживать увеличение дистанции с Кариной. Тревога и слабое понимание своих желаний может не давать ей увидеть потребности дочери, и она превращается в инструмент для прикрытия собственной незрелости.
В дальнейшем, если ребенок не компенсирует свои потребности в других отношениях, ему также будет сложно понимать свои желания и выдерживать границы.
4 причины трудностей в сепарации
1. Неспособность даже представить себе отделение. Женщине может быть трудно допустить мысль о том, что ребенок может чувствовать и думать по-другому. Яркий пример описан в знаменитом анекдоте:
2. Тревожность и страх потери. Если женщина тревожна, она может думать, что мир опасен, и всячески пытаться оградить ребенка от бед. Например, не отпускает во двор гулять со сверстниками или провожает в школу до самых старших классов.
Взросление у мужчин
Как парню повзрослеть психологически, если на протяжении своего детства и отрочества он не видел в семье примеров мужского поведения?
Сложно стать эмоционально зрелым, когда мальчик воспитывается в семье, состоящей из женщин (бабушка и мама, например). Он не видит моделей мужского поведения ни в семье, ни в школе (как известно, мужчин-учителей в школах очень мало).
Игра в спортивной команде, занятия единоборствами под началом мужчины-тренера очень помогают становлению мужских качеств у мальчика. Играя в команде, он учится принимать решения с оглядкой на других, учится подчиняться распоряжениям тренера, терпеть неудачи и преодолевать сложности
Поэтому очень важно познакомить мальчика со спортом
Универсального способа, как мужчине повзрослеть психологически, не существует. Можно состоять в браке и иметь троих детей, но оставлять решение всех важных для семьи вопросов жене (родителям).
Как повзрослеть парню? Во-первых, родителям необходимо делегировать подростку решение важных для него вопросов, таких как выбор высшего учебного заведения, выбор специальности, соответствующей его природным склонностям и навыкам. Приложив усилия к процессу зачисления в вуз, выбору и обустройству помещений в студенческом общежитии, парень будет больше ценить то, что он имеет.
Что такое сепарация от родителей
Само слово “сепарация” переводится как “отделение”. Говоря о сепарации ребенка от родителей, мы подразумеваем процесс отделения личности подростка от личности родителя, попытку взрослеющего ребенка осознать себя как самостоятельную личность с собственным мнением и переживаниями.
На самом деле, процесс отделения ребенка от родителей начинается не в подростковом возрасте, а гораздо раньше — в два-три года. Именно в этот период человек впервые начинает воспринимать себя отдельно от взрослых. Однако сепарация происходит постепенно и ребенок остается эмоционально привязан к отцу и матери. Но к двенадцати-тринадцати годам мироощущение подростка меняется, что, конечно, не может отражаться на его поведении. Психологи объясняют данные изменения тем, что человек перестает отождествлять свою личность с родительской, однако в силу отсутствия опыта он еще не знает себя. Подросток находится в постоянном поиске ответов на вопросы: чем я на самом деле увлекаюсь, кто мои настоящие друзья, чего я вообще хочу от жизни и т.д.
Когда появляется риск
Осторожные родители иногда начинают с подозрением относиться к любым изменениям в поведении подростка: ухудшилась успеваемость, начал прогуливать занятия, появились новые увлечения, стал вести себя неподобающе, может беспокоить даже изменение стиля одежды. На самом деле в большинстве случаев такие опасения беспочвенны: подросток ищет себя, пытается понять, что ему нравится, какой круг общения больше всего привлекает
Взрослым важно проявлять деликатность и не спешить с выводами. Если подросток рассказывает, что у него в классе или в секции появился приятель, не стоит сразу относиться к новому знакомству предвзято и, тем более, не нужно задавать подростку “неудобные” вопросы, например, не курит ли его новый друг
Гораздо спокойнее подросток воспримет слова: “Мы рады, что у тебя появляются новые друзья. Хочешь пригласить Петю в выходные к нам в гости?” Ребенок поймет, что семья с уважением относится к его выбору, а родители смогут лично познакомиться с компанией подростка.
Конечно, в силу неопытности и частых эмоциональных всплесков подростки могут столкнуться с ситуациями, требующими вмешательства взрослых.
- На теле подростка (преимущественно руках и ногах) регулярно появляются царапины или шрамы. Возможно, взрослеющему ребенку становится сложно справиться с нахлынувшими переживаниями, он не может принять происходящие с ним изменения, и, чтобы выплеснуть эмоции, подросток начинает прибегать к самоповреждению.
- Помимо шрамов или царапин на теле ребенка появляются синяки, которые сопровождаются категорическим нежеланием идти в школу и общаться со сверстниками. Возможно, ребенок не смог наладить контакт с одноклассниками и стал жертвой школьной травли.
- Ребенок совсем закрылся от родителей: категорически не говорит, где и с кем проводит время; когда его нет дома, не отвечает на звонки и сообщения; изменяются его пищевые привычки и режим дня. Возможно, подобные перемены стали следствием того, что ребенок попал в плохую компанию.
Если опасения действительно имеют основания, родителям не обязательно оставаться с проблемой один на один и пытаться решить самостоятельно: иногда будет эффективно обратиться к школьному или семейному психологу.
Чувство умеренности во всем
Ребенок (или незрелый взрослый) никогда не довольствуется тем, что имеет. Ему хочется больше, лучше, дороже, он испытывает острую потребность выделять и самоутверждаться на фоне других.
Такую позицию нередко поощряют и культивируют родители, исходя из понимая «мой ребенок самый-самый». Такая постановка вопроса говорит о незрелости родителей, которую он передает детям, избавиться от которой впоследствии сложно.
Однако если перерасти эту установку, то жить становится проще. В конечном итоге у кого-то всегда будет больше денег, больше лошадиных сил под капотом, шире круг друзей. А вот счастье и удовлетворенность жизнью связаны с отказом от сравнения себя с другими. Там, где заканчивается сравнение, начинается зрелость.
Темперамент и характер. Свойства темперамента
Как можно догадаться из сказанного выше, темперамент – это «сборная» характеристика. Введение этого понятия в науку было попыткой описать личность человека целиком – в том понимании, которое было развито в античную эпоху. За долгие столетия было установлено, что человеческая личность имеет гораздо больше свойств и «граней», поэтому теория темпераментов, может, и не является полностью устаревшей, но нуждается в серьёзном усовершенствовании.
Повышенный интерес к темпераменту в современном мире связан, в частности, с развитием самого понятия «личность». Это имеет определённую связь с изменениями в общественно-политической жизни, борьбой за гражданские права, социальной политикой и прочими явлениями и процессами, центром которых является человек как личность.
Признание «личности» в человеке произошло не так давно, и в старину никто об этом не задумывался. Так, в древности и в средние века описание человека ограничивалось сословной, кастовой или классовой системой, возрастом и полом, а индивидуальным чертам характера не уделялось какого-то особого внимания. Особенно это было характерно для русской культуры, в которой интерес к человеческой личности возникает заметно позже, чем в странах Европы. Сочинения русских авторов начала XVIII века изобилуют иностранными словами («бизария», «гумор» и т. д.), обозначающими понятия, которые сегодня кажутся элементарными: «характер», «склонность», «впечатление» и другие. А слово « настроение » отказывались признавать даже многие русские и советские писатели первой половины ХХ века, называя его «неудачной выдумкой декадентов». Противником этого слова был, в частности, Корней Чуковский. Однако время шло, и необходимость разбираться в тонких особенностях поведения и эмоциональной жизни индивида ощутили все – и простые люди, заинтересованные в построении отношений с окружающими, и политики, и криминалисты, и медики.
Что делать родителям, если ребёнок проявляет трудное поведение
В нашей культуре нет чёткого понимания перехода от ребёнка к подростку (то есть от ребёнка к почти взрослому), поэтому родители часто не могут вовремя зафиксировать эти изменения и поменять стиль общения. К тому же, не стоит забывать про гормональную перестройку. Лиля Брайнис рассказывает, какие конкретные действия может предпринять родитель, чтобы помочь подростку справиться с трудным поведением.
ЛИЛЯ БРАЙНИС,
социальный психолог и директор благотворительного фонда «Шалаш»
1. Позаботьтесь о себе. Найдите людей, которые смогут вас поддержать, не будут осуждать и говорить, что вы сами в этом виноваты и больше ничего сделать с ребёнком нельзя. Это могут быть специалисты, которые смогут выслушать ваши страхи и тревоги и направить на верный путь. Если нет возможности найти специалиста, то это могут быть родственники или друзья, те, с кем можно разделить ответственность или получить поддержку. Например, бабушки и дедушки, которые могут присмотреть за ребёнком, пока вы отдыхаете. Или друзья, которые могут приехать и побыть с вами, пока вы приходите в себя или опять же присмотреть за ребёнком.
2. Если есть возможность, пойдите к семейному терапевту или психологическому медиатору. Важен именно семейный подход. Это показывает подростку, что вы понимаете проблему и готовы вместе с ребёнком разбираться в ней и вместе меняться
Очень важно проговаривать с подростком свои переживания и рассказывать, что вы любите его, беспокоитесь о нём и хотите помочь ему преодолеть трудности. Часто родители паникуют и пытаются найти кого-то, кто сможет «спасти» их ребёнка — военное училище, спорт, детские психологи
Но такой подход больше травмирует и усложняет отношения родителя и ребёнка. Подросток слышит, что у него проблемы и ему нужно пойти с ними разобраться, поэтому такая помощь воспринимается как своеобразный отказ от него.
3. Найдите именно те правила, которые все будут соблюдать. Это самый сложный этап, потому что именно на нём родителям придётся меняться самим. Это обязательная часть для развития самостоятельности ребёнка. В практике фонда мы часто видим, что родители представляют самостоятельность в рамках своих нужд: «чтобы сам ходил за продуктами» или «сама разгружала посудомоечную машину». Но так не бывает. Самостоятельность в разгрузке посудомоечной машины также подразумевает ещё и возможность не соглашаться, желание вести приватную переписку, самому выбирать друзей
Поэтому с подростками важно уметь договариваться на ваших условиях, но с учётом их желаний и требований, и самое главное — самим их соблюдать
Этапы отрочества
Подростковый возраст — это переходный период от детства к взрослой жизни. Он включает в себя некоторые большие изменения, как в теле, так и в отношении молодого человека к миру.
Ряд физических, сексуальных, когнитивных, социальных и эмоциональных изменений, которые происходят в это время, могут вызывать ожидания и беспокойство как у детей, так и у их семей. Понимание того, чего ожидать на различных этапах, может способствовать здоровому развитию в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Ранний подростковый возраст (от 11 до 13 лет)
- На этом этапе дети часто начинают расти быстрее . Они также начинают замечать другие изменения тела, включая рост волос в подмышечных впадинах и в области гениталий, рост груди у женщин и увеличение яичек у мужчин . Обычно он начинается на год или два раньше у девочек, чем у мальчиков, и может быть нормально, что некоторые изменения начинаются уже в 8 лет для девочек и 9 лет для мальчиков. У многих девочек первая менструация происходит примерно в 12 лет, в среднем через 2–3 года после начала развития груди.
- Эти изменения тела могут вызвать у некоторых любопытство и беспокойство, особенно если они не знают, чего ожидать или что является нормальным . Некоторые дети также ставят под сомнение свою гендерную идентичность на этом этапе, и начало полового созревания может быть трудным временем для трансгендерных детей .
- У младших подростков есть особые и крайние идеи . Все бывает хорошо или плохо, фантастично или ужасно, без множества нюансов. На этом этапе для молодых людей нормально сосредоточить свое мышление на себе (то, что мы называем «эгоизмом»). В результате подростки и молодые подростки часто стесняются своей внешности и чувствуют, что сверстники постоянно их осуждают.
- Подростки больше нуждаются в уединении . Они могут начать искать способы быть независимыми от своей семьи. В этом процессе они, вероятно, будут проверять пределы и решительно отреагировать, если родители или опекуны подтвердят ограничения .