Задания на развитие памяти, внимания, мышления и логики для детей 6-7 лет

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Список использованной литературы

  1. Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. — Москва: Издательство «Когито-Центр», 2008.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997.
  3. Мухина В.С. Детская психология. — Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
  4. Уайт Б. Первые три года жизни. — Москва: «Педагогика», 1982.

Методика Никитиных

В 1960-е годы семья Никитиных прославилась на весь СССР, благодаря эксперименту по воспитанию своих семерых детей. Инженер-авиатор Борис Никитин увлекся идеями Антона Макаренко, а его жена, Елена Никитина, поддержала мужа.

Существующая система садов и школ их не устраивала, поэтому школу своей мечты Никитины создали дома. Они разработали советы по кормлению, лечению, закаливанию детей, придумали логические игры, самые известные из которых — кубики Никитина.

Борис Никитин выступал за раннее начало развития и даже сформулировал теорию о «НУВЭРСе» — необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей. Если у ребенка нет условий для развития, он не использует свой потенциал, начинается необратимый процесс деградации, и возможности утрачиваются.

Девиз: «Дать свободу естественному развитию ребенка».

Возраст: с первых дней жизни.

Что развивает: здоровье, физические способности, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.

Основные принципы:

  1. Естественная физическая культура тела.

Минимум одежды и лекарств, много природы, спорта с раннего возраста.

  1. Раннее начало. 

Развитие способностей с первых месяцев жизни.

  1. Правильно организованная домашняя среда.

В доме должна быть мастерская, спортзал, библиотека — все для гармоничного развития.

  1. Родительская поддержка.

Обязательное участие родителей в жизни детей, играх, соревнованиях.

Плюсы: 

  • Много внимания физической активности и здоровью.
  • Игры рассчитаны на детей с разными способностями, построены по принципу «от простого к сложному».
  • Развивается логическое и образное мышление.
  • Воспитывается самостоятельность, умение преодолевать трудности в детях.

Минусы:

  • Некоторые методики выглядят довольно экстремальными. Например, закаливание включает хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой.
  • Домашнее обучение вызывает проблемы с социализацией. Дети Никитиных переходили из класса в класс с опережением, были младше одноклассников и тяжело общались.

Что почитать родителям: 

  • Сайт семьи Никитиных; 
  • Елена Никитина «Родителям XXI века. Как воспитать здорового ребенка»;
  • Елена и Борис Никитины «Мы, наши дети и внуки»;
  • Борис Никитин «Интеллектуальные игры».

Материалы по теме:

  • 7 принципов осознанного родительства
  • Раннее развитие? Как заниматься, чтобы не навредить ребенку

Основные принципы и правила обучения

Воспитывать особенного ребенка, эффективно обучать его непросто. Родителям пригодятся следующие советы по организации занятий:

  1. Не ждите, что время расставит все на свои места. При обнаружении первых признаков нарушений умственного, интеллектуального развития у новорожденных начинайте решать проблему. Чем раньше ввести в ежедневное расписание малыша развивающие занятия, тем выше будет результат.
  2. Занимайтесь систематически, регулярно. Не бросайте использование метода Домана при первых разочарованиях.
  3. Продолжайте урок, пока кроха хочет заниматься. Проявление негативизма — сигнал к перерыву.
  4. Доверяйте своему ребенку. Уважайте его интересы, желания. Не стоит действовать методом тирании, заставлять заниматься силой. Действуйте хитростью, мягко.
  5. Верьте в успех.
  6. Радуйтесь проявлению инициативы. Хвалите кроху, даже за мелкие достижения.
  7. Создавайте подходящую обстановку для обучения особенного ребенка.
  8. Готовьтесь к урокам заранее. Не начинайте скачивание, распечатку карточек и таблиц в спешке. Продумайте расписание занятий на несколько недель вперед.
  9. Не зацикливайтесь на уже пройденном материале. Чаще предлагайте новую информацию. О пройденном говорите кратко.

Игры

Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Мы собрали самые увлекательные, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания с сайта, распечатайте на домашнем принтере и занимайтесь.

Учим буквы

Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.

Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.

Начать можно с таких:

Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.

Читай по первым буквам

Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.

Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.

Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова их 4-5 букв.

Найди букву

Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.

В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.

Собири слова из букв

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.

Читаем слоги

Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан “сюрприз”.

В процессе игры ребенок ориентируется на ассоциации со звуками животных, учит буквы и чтение слога. Игра подходит для малышей от 4 лет.

Настольные игры

Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.

Распечатайте для занятия такие ходилки:

Для определения последовательности хода и количества шагов детям потребуются кости и знание счета. Взрослым придется немного помогать малышам, чтобы они не запутались и играли по правилам.

Читаем вместе

Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась

Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза )
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

Для младших школьников

7–11 лет

«Солнечная система с Астрокотом»

Создатель приложения — квантовый физик, доктор Доминик Воллиман —позаботился о том, чтобы оно было по-настоящему обучающим: здесь много достоверной научной информации, поданной в игровой форме. Можно изучить планеты и добраться до границ Солнечной системы, увидеть звезды, спутники, космические корабли и даже построить свою ракету.

«География мира»

Любители карт и флагов любого возраста легко запомнят, где находится та или иная страна, какой у нее флаг и столица. Можно использовать приложение как атлас или участвовать в викторине, получая ачивки за правильные ответы.

«Грамотей»

«Грамотей» — это тесты для проверки знаний по русскому: нужно выбрать правильный вариант написания слова. Еще можно вместе с друзьями устроить диктант онлайн. В режиме работы над ошибками игрок может потренировать правописание слов, в которых допускал ошибки.

«Женщины, которые изменили мир»

Приложение о женщинах, созданное женщинами. Вдохновляющие истории и яркие иллюстрации знакомят с невероятными и смелыми женщинами — астронавтами, художницами, летчицами, учеными и активистками, которые сделали мир лучше.

«Пиктомир»

Азы программирования для младших школьников и даже дошкольников, еще не умеющих писать. Ребенок собирает из пиктограмм несложную программу, с помощью которой можно управлять виртуальными роботами. Приложение разработано в НИИ системных исследований Российской академии наук.

Команда профессиональных историков создала приложение, которое позволяет изучить историю России за 3 часа (или за 7 часов в режиме углубленного изучения). На сотнях карточек простым языком рассказывается об исторических фактах и правителях страны от Рюрика до Путина. Карточки разделены по темам и выделены разными цветами: красные — сражения и войны, зеленые — реформы, оранжевые — события в мире. Проверить знания можно с помощью тестов. Каждую неделю тексты и карточки обновляются и дополняются.

Крестики-нолики в изысканном исполнении

До недавнего времени для этого популярного развлечения достаточно было листка из тетради и пары карандашей, теперь делают настоящее игровое поле из 9 квадратов и десяти мелких предметов для выкладывания –постоянный и привлекательный инвентарь. «Крестиками» и «ноликами» послужат бусины двух цветов, пуговицы, окрашенные камушки, деревянные нарезки – все, что подскажет фантазия или окажется под рукой.

Для поля подойдет картон, дерево, ткань, пластик, главное, чтобы было эстетично и вызывало желание поиграть. Красивое решение – диванная подушка с вышитой решеткой и кармашком на обратной стороне для хранения фетровых кружков двух цветов.

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша – так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сенсорное развитие детей 2-3 лет в домашних условиях

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы – как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.

Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова

Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению

Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.

Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Этапы развития речи у детей

Родители с нетерпением ожидают момента, когда их малыш начнёт разговаривать, ведь это событие является существенным скачком в развитии ребёнка. Однако активная тренировка речи начинается задолго до того, как вы услышите первое произнесённое ребёнком слово. Для каждого этапа формирования речи существуют специальные развивающие методики, по которым взрослые могут заниматься с детьми.

Грудной возраст

Новорождённые дети могут кричать и издавать простые гласные звуки, например, «ооо» или «ааа». Слушая, как вы разговариваете, они пытаются отвечать собственными звуками. Читайте им вслух, чтобы они могли слышать ритм речи. В возрасте 6-7 месяцев дети могут уже лепетать простые слоги, например «ба-ба» или «да-да». Повторяйте за ребёнком его звуки, чтобы своим примером побудить его продолжать «разговор».

В возрасте 8 месяцев рецептивный язык, то есть набор понимаемых ребёнком слов, развивается, поэтому важно произносить ему названия окружающих предметов. Специалисты по изучению речи, языка и слуха рекомендует играть в простые имитационные и пальчиковые игры, например, «Ладушки» или «Ку-ку»

1 год

В возрасте 1 года ребёнок уже может произносить 1-2 слова помимо «мама» и «папа». По данным Национального института изучения глухоты и других речевых расстройств, ребёнок формирует собственный «жаргон», то есть тип абсурдной речи, которая грамматически изменяется подобно языку взрослых. Разговаривайте с ребёнком о том, чем он занят в течение дня, потому что его словарный запас напрямую зависит от того, насколько часто родители разговаривают с ним.

Маленькие дети начинают использовать для общения различные жесты, например, указание. Стимулируйте ребёнка произносить слова и звуки вместе с жестами, поощряя попытки разговаривать. Даже если вы не понимаете детские слова, попытайтесь догадаться логически или задайте вопрос. Это стимулирует попытки ребёнка разговаривать.

От 1,5 до 2 лет

К 1,5 годам дети уже могут произносить много отдельных слов и даже пытаться складывать их в короткие фразы. Когда ребёнок указывает на предмет и произносит слово, вы можете развить сказанное им в предложение. Например, если ребёнок произносит «собачка», вы можете ответить: «Да, собачка коричневая», или на слово «молоко» спросите: «Ты хочешь молока?».

Продолжайте читать ребёнку книги, описывая картинки и задавая по ним вопросы. Дети способны находить и показывать предметы в книге, даже если не могут произнести ни слова.

2 года

С возраста 2 лет дети могут произносить короткие предложения. По мере усложнения предложений, дети пытаются экспериментировать с правилами грамматики, слыша речь вокруг себя. Например, ребёнок может сказать «бегил» вместо «бегал» или «человеки» вместо «люди». Не поправляйте его. Просто повторите предложение с правильными словами, так советуют специалисты по вопросам развития речи у детей.

Дошкольный возраст

К окончанию дошкольного возраста ребенок должен знать около 2000 слов, иметь четкое и точное звукопроизношение, уметь грамотно излагать свои мысли, пересказывать небольшие тексты, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

В дошкольном возрасте разучивайте с ребёнком детские стишки и пойте песенки, так как постоянное повторение ритмичных текстов помогает ребёнку развивать память. Кроме того, часто ребёнок сам находит понравившиеся истории и с радостью слушает их снова. Затем пусть он сам перескажет вам прочитанное. Эффективные и интересные задания по развитию речи для дошкольников широко представлены далее в статье.

Виды игр и занятий для детского развития в 6-7 лет

Существует огромное количество развивающих детскую логику игр, которые можно подразделить на несколько категорий:

1) Графические игры. Нацелены на развитие мелкой моторики рук и на базовую подготовку руки к написанию.2) Математические занятия. В основном, это ребусы и головоломки, которые способствуют развитию устного и письменного счета, а также абстрактного мышления.3) Речевые занятия. Благодаря им быстро увеличивается словарный запас.4) Головоломки и настольные игры. Помогают сформировать свои мысли, стратегически их сгруппировать и на их основании делать выводы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: