Возможные сложности
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.
Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).
Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»
Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.
Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв
А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.
Когда обращаться к логопеду?
Бывают ситуации, когда ребенок не может одолеть рычащий звук, или же произносит своеобразно и не совсем правильно (Например, в словах произносит Р вместо Л и наоборот). Тогда не лишним будет посетить логопеда, который подскажет, как научить ребенка выговаривать букву Р правильно.
Одна из главных задач логопеда — выявлять причину, по которой сложная буква осталась неосвоенной. Зачастую скрытые факторы остаются незамеченными для родителей, отчего правильное произношение оттягивается на неопределенный срок.
В случае, если ребенок долгое время не выговаривает букву Р, произносит ее только в некоторых словах или выпускает ее на окончаниях, если он заменяет эту букву другой или произносит звук Р гортанно, тогда пора собираться к логопеду. Бывают ситуации, когда слабо развитое дыхание или артикуляционный аппарат мешают правильному произношению.
Своевременное обращение за помощью к специалисту поможет подобрать индивидуальные упражнения, которые ускорят правильное произношение рычащего звука. Также логопед сможет установить наличие или отсутствие патологических отклонений, которые обязательно должны быть выявлены на начальной стадии
Поэтому очень важно не отпускать ситуацию с неправильным произношением на самотек и, если ребенок в 6 лет так и не умеет правильно выговаривать букву Р, обязательно нужно посетить логопеда
Но патологические сложности бывают редко и зачастую ребенку не дает произносить букву Р простая неопытность артикуляционного аппарата. Немного усилий и веры помогут решить эту проблему.
Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:
- Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
- Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
- Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно
Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:
- Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
- Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
- После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках
Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».
Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.
Для чего нужны скороговорки
Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?
Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:
- слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
- беспрерывная «болтовня»;
- недоразвитая дикция;
- чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
- громкий или тихий голос.
Почти все недостатки речи исправимы.
Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.
Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.
Непосредственно буква «Р»
Картавить малыша можно отучить, равно как и взрослого (что значительно сложнее), с помощью простых упражнений, согласно советам опытного логопеда.
Вначале пусть именно специалист покажет, что нужно делать, а потом вы сами сможете поставить букву «Р» дома.
- По картинкам проговаривайте слова, в которых «Л» (мягкая, а затем твердая) в любом месте.
- После переходите к словам с «Л» в начале.
- Далее только с твердой «Л». Она выговаривается практически так же, как и «Р», но для «Р» нужна характерная вибрация языка.
- Выдувайте с силой воздух при произношении твердой буквы «Л», чтобы кончик языка завибрировал.
- Когда вы добьетесь результата, переходите к словам с «Р» в начале. Получаться будет не сразу, но не отчаивайтесь.
Еще одно упражнение, которое стоит попробовать. Во время произношения твердой «Л» маленькой ложкой или пальцем попробуйте легонько и быстро провести по подъязычной «уздечке». Получится вибрация. Покажите этот прием ребенку, и он сам поможет себе (со временем отпадет необходимость в такой помощи). Это простое упражнение посоветует каждый логопед, даже если вашему чаду 12 лет и более.
Дети – это маленькие люди, нуждающиеся в нашей помощи, чтобы полноценно адаптироваться в современном, таком сложном и жестоком мире. Давайте им помогать и любить за то, что они есть.
Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше
После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:
Приготовила актриса
Тридцать три и три ириса.
Подарила все ириски
Грише, Мише и Бориске.
За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».
Морковку на терке растирает Артем.
Все бобрята — добрые ребята.
Протрубили в трубы трое трубачей.
Иришка — сестра Маришки.
Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.
Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:
Ворота, Варвара, отвори,
У двора дрова поколи.
Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:
Украл у Клары Карл кораллы,
А Клара украла у Карла кларнет.
Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:
Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.
Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.
Автоматизация скороговорки на «Р»
Перед тем, как проговаривать скороговорку на букву «Р», нужно запомнить правила.
- Сначала ее лучше проговаривать медленно, усваивая комбинации звука и четко произнося каждый из них. Если вы учите скороговорку на «Р» с ребенком, этап обучения такой же. Каждое слово произносится отдельно: четко и медленно.
- Не стоит ожидать, что малыш сразу повторит фразу. Не злитесь, если он говорит несколько иначе, чем требуется.
- Занятие длится максимум десять минут.
- А вот повторять занятие можно сколько угодно.
- Кроме говорения скороговорки с «Р», ее напевают или нашептывают. Также полезно говорить с разным тембром голоса, скоростью, интонацией и так далее. Главное, чтобы каждый звук произносился четко. Это должно контролироваться.
- Когда в четкости сомнений нет, проговаривают скороговорку с буквой «Р» как можно быстрее.
- Перед заучиванием скороговорки на «Р», желательно провести логопедическую гимнастику для разогрева и укрепления органов артикуляции.
Автоматизация звука [Р] в словах. Место звука [Р] в начале, середине и конце слова
21. Игра «Найди-ка и определи-ка»
Назови игрушки, в названии которых есть звук .Определи место звука в слове (в начале, середине, конце). Для этого нажимай на булавочки и выбирай подходящую схему.
22. Игра «Помоги роботу Вини»
Собери вместе с роботом Вини все слова со звуком . Управляй роботом стрелками — это движение вперёд, назад, для прыжков — пробел.
Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается
Словарь: червяк, карта, костёр, мартышка, персик, топор, перчатки, куртка, торт, самовар, арбуз, сыр.
23. Игра «Четвертый лишний»
Назови предметы, чётко проговаривая звук . Найди лишнюю картинку. Подсказка: лишняя картинка без звука .
Внимание, игра доступна только на компьютере и ноутбуке. Мобильная версия не поддерживается
Словарь игры «Четвёртый лишний» для автоматизации звука в словах:
1. Трава, трап, трамвай, чайник (лишнее слово чайник).2. Трамплин, трасса, трубач, пуговицы (лишнее слово пуговицы).3. Камыш, гетры, костры, завтрак. (лишнее слово камыш).4. Патрон, матрас, матросы, ящик (лишнее слово ящик).5. Дрозд, сапоги, пудра, друзья (лишнее слово сапоги).6. Ведро, ножницы, ядро, дрова (лишнее слово ножницы).
24. Игра «Найди картинку»
Определи место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.
Словарь игры «Найди картинку» для автоматизации звука в словах:
1. Найди картинку, в которой звук в начале слова. Помидор, радуга, гора, комар, крыша, краски (ответ: радуга).2. Найди картинку, в которой звук в середине слова. Костёр, перо, ружьё, ракета, ракушка, раковина (ответ: перо).3. Найди картинку, в которой звук находится в конце слова. Труба, сорока, рожок, гармошка, забор, куртка (ответ: забор).
4. Найди картинку, в которой звук находится в начале слова. Светофор, ведро, арбуз, рыбак, карандаш, повар (ответ: рыбак).
5. Найди картинку, название которой заканчивается на звук . Фартук, коробка, сыр, куртка, термос, тетрадь (ответ: сыр).6. Найди картинку, в которой звук находится в середине слова. Ролики, самовар, бобр, барабан, роза, робот (ответ: барабан).
25. Игра «Самолёт»
Управляя самолётом возьми картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.
Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.
26. Игра «Лабиринт»
Собери в лабиринте картинки, в названии которых есть звук . Называй то, что ты берёшь.
Словарь: радуга, куртка, перо, ракета, сорока, гармошка, ведро, арбуз, карандаш, арбуз, вертолёт, крот, подарок.
27. Игра «Викторина»
Подбери предметы по признаку. Не забывай четко и правильно произносить звук .
Словарь: роза — ромашка, гранат — груша, горох — морковь, крыжовник — смородина, труба — гитара, комар — муравей, рубашка — куртка, сковорода — самовар, зебра — крот, страус — воробей.
Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»
Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей
Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!
Занятие начинают с разминки — чистоговорки на «Р». Пример:
- ру-ру-ру, скачет кенгуру;
- ра-ра-ра, у лисы нора;
- ры-ры-ры, летают комары;
- ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
- рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
- ря-ря-ря, новый день календаря;
- ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.
Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:
- арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
- ары-ары-ары, как поют гитары;
- уры-уры-уры, просят пшена куры;
- оры-оры-оры, мы увидим горы.
Постановка звука Р поэтапно
Упражнения для губ
- «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
-
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты. - «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
Упражнения для языка
Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу
Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.
«Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
«Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта.
Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.
«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
«Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.
«Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук : «д-д-д». Сначала звук произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
«Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами
Произносить звуки или (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора).
Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.
Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».
В чём трудность в произношении буквы Р?
Для произношения разных звуков мы используем различные мышцы ротовой полости и движения языка. Буква Р является самой сложной, для её произношения требуется больше всего усилий. Первое время дети просто не понимают, как воспроизвести этот звук.
Важно! Не стоит пытаться приучить ребёнка к Р в раннем возрасте, когда он ещё не понимает что от него хотят. К 4—6 годам дети начинают осваивать этот звук
Некоторые делают это правильно, другие — нет.. Причин неправильно воспроизведения звука Р бывает много:
Причин неправильно воспроизведения звука Р бывает много:
- Не развитые мышцы губ, языка и нёба.
- Родители, которые не умеют выговаривать эту букву, могут послужить примером для малыша.
- Редко встречаются отклонения работы коры головного мозга, влияющие на речь. Ситуация требует медицинского обследования с целью выявления причин.
- Ребёнку не показывают, как работают губы при произношении буквы.
- Стрессовые ситуации в семье и неблагоприятные условия часто становятся причиной нарушения речи.
- Короткая уздечка языка может мешать произношению. Вопрос решает врач.
- Когда с детьми мало разговаривают, редко дают им высказаться, дети мало практикуются, развитие речи замедляется.
Автоматизация звука Рь в слогах, словах и предложениях.
Прежде, чем приступить к автоматизации звука и введению его в повседневную речь ребенка, следует добиться правильного произношения изолированного звука. Мягкий звук рь обычно ставится по подражанию при условии хорошего произношения твердого звука р. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, его вводят в слова, а затем и в предложения.
Если поставить звук по подражанию не удалось, посмотрите рекомендации здесь.
Произносить слоги со звуком рь.
Звук рь произносится раскатисто.
арь — орь — урь
арь — орь — ырь
ёрь — ырь — ирь
юрь — урь — ерь
ря — ре — рё
рю — ря — ри
Произносить слова.
Жарь, букварь, сухарь, фонарь, январь, вратарь, словарь, глухарь, календарь, пекарь, токарь.
Якорь, зорька, борьба, пузырь, дверь, зверь, перья, серьги, снегирь.
Ряд, рябь, заря, моря, заряд, наряд, зарядка, порядок, рябчик.
Боря, Варя, буря, варят, парят, рябина.
Рис, горит, дарить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, пескари, фонари.
Двери, звери, шарик, варит, курица, пекари, рисунок, комарик, топорик, фонарик.
Речь, репа, орех, рейка, речка, редкий, резать, борец, огурец, сирень, варенье, деревня.
Орел, берет, ларек, зверек, береза, веревка, сережки, черемуха.
Варю, горю, дарю, порю, горюю, урюк, снегирю, календарю, рюмка.
Верю, жарю, спорю, токарю, бирюза, рюкзак.
Крюк, трюк, брюки, трбюмо, крючок, Андрюша.
Прямо, зря, пряжа, грядка, тряпка, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать.
Крик, грива, гриб, криво, гриша, пристань, привет, природа, привыкать, трикотаж.
Крем, время, гречка, кресло, крепкий, пресный.
Произносить предложения.
У Бори фонарик. Варя режет редиску. У Ларисы отец — токарь. Ваня потерял букварь. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Мама принесет грецикие орехи. У Риты варежки дырявые. За рядом ряд идет отряд. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. Во дворе ребята играют в прятки. Мы Борису подарим снегиря. В мае цветут сирень и черемиуха. Рядом с деревней рисовые поля. На грядке растет репа, редька и редиска. У дяди Гриши в рюкзаке глухарь и рябчики.
Произносить тексты.
Загадки.Наши поросятки выросли на грядке.
К солнышку бочком, хвостки крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед — только задом наперед. (Рак)
***Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику — бросит корочки в корзинку.
Небылицы.Как у нашего Мирона на носу сидит ворона.
А на дереве ерши строят гнезда из лапши.
Сел баран на пароход и поехал в огород.
В огороде-то на грядке вырастают шоколадки. (К. Чуковский)
Кормушка для птиц.
Проснулся Гриша утром. Смотрит на окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дороге. Распушились они, как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно птицам найти корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!
Желаю удачи!
Текст этой презентации
Слайд 1
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА РВыполнила: Куприянова Анастасия Сергеевна
Учитель – логопед МКДОУ № 18, г. Миасс, 2016
Слайд 2
Характеристика звука «Р»
Слайд 3
Артикуляционная гимнастика для звука Р Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1- 3, 5 предполагают удержание статической позы под счет до 5 (до 10); упражнения 4, 6- 10 выполняются 10- 15 раз 1 «заборчик»2 «лопатка»3 «чашечка»4 «лошадка»6 «вкусное варенье»7 «качели»8 «индюк»9 «гармошка»10 «барабанщик»5 «грибок»
Слайд 4
Артикуляция звука «Р» При произнесении звука «Р» в норме органы речи принимают следующее положение:
Слайд 5
Автоматизация изолированного звука «Р»Упражнение «Охота»-Тигрёнок охотится на все слова, в названии которых слышится звук «Р». Но он простудился и не может рычать. Помоги тигрёнку добраться до рыбки.Игровые приемыСлайд 19 автоматизации
Слайд 6
Произнеси (прочитай) слоги слева- направо
Слайд 7
Автоматизация «Р» в звукосочетаниях –тр, -др, -бр, -вр, -фр в словах и во фразе1.
Слайд 8
Автоматизация «Р» в обратных слогах –ар, -ор, -ир, -ур и т.д. в словах1. Произносить (читать) слова. ОБРАЗЕЦ: топо — р — .
Слайд 9
Автоматизация «Р» в чистоговорках с обратными слогами АР- АР- АР- летит комарОР- ОР- ОР- ядовитый мухоморУР- УР_ УР- длинный шнурЫР- ЫР- ЫР- я ем сыр
Слайд 10
Автоматизация «Р» в прямых слогах –ра, -ро, -ры, -ру в словах1. Произносить (читать) слова
ОБРАЗЕЦ: р—а-ма, дво-р—ы, мака-р—о—-ны.
Слайд 11
РА- РА- РА- новая играРО-РО-РО- на земле пероРУ-РУ-РУ- лиса идёт в норуРЫ- РЫ- РЫ- летят комарыАвтоматизация «Р» в чистоговорках с прямыми слогами
Слайд 12
Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Роме по схеме с опорой на картинки. Образец: Рома… труба. — Рома купил трубу. Автоматизация «Р» в предложениях
Слайд 13
Автоматизация «Р» в предложенияхУпражнение «Составь предложение». Составь предложения об Ире по схеме с опорой на картинки. Образец: Ира … ведро. — Ира несёт ведро.
Слайд 14
Автоматизация «Р» в скороговорках
«Моя первая скороговорка»
Слайд 15
Ускоряемся!
Слайд 16
И еще ускоримся!
Слайд 17
И совсем быстро!
Слайд 18
МОЛОДЕЦ!!!
Слайд 19
Игровые приемы автоматизации звука «Р» С помошью пальцев рук «Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца. «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово. «Крыша».
Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово). «Шаги»
Шагаем двумя пальцами по любой поверхности и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.
Слайд 20
Игровые приемы автоматизации звука «Р» С помощью различных предметов «Юла» (маленький волчок)
Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка. «Массажный мяч»
Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием. «Скрепки»
Скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение). «Бусинки»
Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук . «Прищепки»
Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала. «Мыльные пузыри»
Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь. « Золушка»Разбирать крупу, проговаривая речевой материал: звук, слоги, слово.
Способы постановки звука Р
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)
Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда аддд аддда
ддды ыддд ыддды
В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .
Логопедическая диагностика
Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата
Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)
Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.
Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)
Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике
Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.
Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.
На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.
Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы
Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.
- Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
- До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
- К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
- К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
- А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».
Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.
Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:
- упражняют артикуляцию звуков;
- помогают освоить правильную речь;
- исправляют ошибки;
- устраняют косноязычие;
- развивают слух и фонетическое запоминание.
Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.