Слон овцы волки из какой басни. слон на воеводстве (кто знатен и силён…). басня слон на воеводстве читать текст

Басня Крылова «Слон и Моська». Мораль и содержание

Басни любят слушать дети, а взрослые видят в них скрытый смысл и «двойное дно». Малыши воспринимают их как сказки, ведь главными героями произведения являются звери, птицы, насекомые. Написаны они в стихотворной форме, но легко воспринимаются, так как язык образный и доступный.

Басни отличаются сатирической направленностью. Также обязательной частью является мораль — это определенный вывод, к которому приходит баснописец. Иногда он его прямо озвучивает в конце произведения, а порой читатель к нему должен прийти сам.

Интересной и любимой многими является и басня Крылова «Слон и Моська».

Из истории

Появились басни довольно давно. Древние греки читали Эзопа, французы — Лафонтена. В России его басни пересказал и изложил собственным языком Крылов, который стал самым известным русским баснописцем.

Любимая басня Крылова

«Слон и Моська» — одно из наиболее известных произведений, написанных в данном жанре. В этой басне имеется два основных персонажа. Пассивный — это Слон. Он необычен для данной местности, поэтому в то время, когда его водят по улицам, собираются толпы желающих посмотреть на него. Активна собака Моська.

Она всеми возможными способами пытается привлечь внимание Слона и окружающих. Для этого Моська лает, визжит и рвется вперед

Казалось бы, своей цели она не достигает, так как Слон совсем не обращает на нее внимания, а продолжает идти вперед.

Басня Крылова «Слон и Моська» показывает, что по-настоящему великому человеку все равно, какое мнение сложилось о нем у ничего не значащих для него людей. Хула либо виляние хвостом — ему нет никакого дела до них. Однако поведение Моськи заметила ее соседка Шавка. Она предлагает своей знакомой перестать срамиться, ведь ее действия ни к чему не привели.

На это Моська отвечает, что та совсем не поняла ее замысла. Она вовсе и не собирается вступать в открытый конфликт со Слоном. Напротив, ей нравится, что не участвуя в драке, она сможет создать о себе мнение как о большой забияке.

И.А. Крылов. «Слон и Моська». Анализ морали

В этой басне нет отдельного абзаца, где был бы сделан вывод. Поэтому здесь нет однозначной морали. Одни считают Моську отрицательным персонажем, который рекламирует себя, не имея на то никаких оснований.

Разговаривая со своей соседкой Шавкой, она объясняет, что хотя она и пристает к Слону, но вовсе не его мнение ей важно. Он — лишь способ показать свою силу и храбрость

Именно к таким выводам должны прийти окружающие, наблюдающие эту сцену.

Моська ведет себя как стратег, умеющий достичь поставленных целей хитростью и обходными путями

Другие считают, что басня Крылова «Слон и Моська»указывает, насколько жалко и нелепо выглядят усилия маленькой собачки, пытающейся привлечь к себе внимание важного и великого зверя

Важно

В то же время насколько глупо ее окружение, если они принимают хитрость Моськи за храбрость и смелость! Другие люди полагают, что в басне нет скрытого смысла, и маленькая Моська, лающая на самого Слона, действительно сильна.

Ее действия оценят те, для которых важнее, как они выглядят со стороны, чем то, каковы они на самом деле. Басня «Слон и Моська», текст которой весьма двусмысленный, стала еще и цитируемым произведением. Последние строчки превратились в поговорку. Так часто говорят о мелких политиках, громогласно критикующих великих, зная, что те не станут с ними связываться.

Вариант №2

Действие происходит в лесу – в царстве зверей. Здесь же решили поставить слона на роль воеводы. Он, в свою очередь, был очень добрым, благосклонным, но не весьма умным. Воевода хотел заработать себе авторитетность среди зверей, отвечая на все просьбы позитивно. Но необразованность дает о себе знать. Его решения и намеренья были противоположны. Это можно увидеть в первых строках, что семья слонов вполне обычно, но и в ней «не без урода».

Однажды к слону-воеводе поступила жалоба от овец. Они были недовольны поведением волков, которые снимают шкуру. Естественно, слон принял меры и начал ругать лесных животных за их отношение к другим жителям леса. Но волки знали о недалекоглядности главы леса, поэтому решили переложить часть ответственности на слона. Это видно в том моменте, когда волки говорят о том, что такой приказ был отдан самым воеводой, а шакалы были лишь в роли исполнителей.

Слон немного посомневался в словах волков, но ответил благосклонно. Глава леса дал добро на то, чтобы было взято ещё несколько шкурок на зимние тулупы, но добавил, чтобы волки больше не приближались к овцам.

Главные персонажи басни:

  1. Слон, который является прообразом главы компании или страны;
  2. Овцы – олицетворение народа и простых людей;
  3. Волки – тип людей, которые пользуются добротой начальства и любят хитрить;
  4. Рассказчик басни.

Мораль:

Мораль басни «Слон на воеводстве» виднеется ещё вначале стихотворения и звучит она так: «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он».

Каждый может понимать выражение по-своему, но мнение критиков сходится на том, что смесь доброго сердца, великодушия с глупостью и необразованностью являют собой угрозу для окружающих. Из-за этих качеств, слон-воевода поставил жизнь невинных овец под удар, зовущийся волками. Глава леса настолько хотел получить желаемый авторитет и признание, что соглашался на все без разбору. Естественно, Крылов показал момент, когда слон был недоволен выходками волков, но, к сожалению, он настолько был глуп, что животные провели его вокруг пальца. Таким образом получается, что слон одновременно разрешил снять шкуры и запретил приближаться к овцам, создав диссонанс.

Иван Крылов в самом начале басни дает понять, что глупость может иметь свои последствия. В данном случае – это жизнь овец. Также, под этими образами автор зашифровал некие прообразы: слон – это добрый, но глупый руководитель; овцы – это народ, который страдает от неверных решений главы, а волки – это люди, которые используют глупость руководителя в свою пользу.

Доброта сердца – это не всегда хорошо, важно, также, иметь ум и свои хитрости, дабы не поддаваться влиянию других

Слон на воеводстве
Сейчас читают:

  • Смысл названия пьесы Вишнёвый сад сочинение

    Первое, с чего начинает каждый писатель, это как правило название пьесы Чехова Антона Павловича «Вишневый сад» выглядит очень даже закономерным и понятным с первого момента. Стоит отметить, что все действия протекают в одном из старых дворянских имений

  • Сочинение по картине Левитана Тихая обитель 4 класс

    Этот известных художник, является непревзойденным мастером пейзажного жанре, так как большинство его работ выполнена этом виде, но нужно отметить, что основное место в его работах занимает церковная тематика. Карина «Тихая обитель»,

  • Образ Аксиньи в романе Тихий Дон сочинение

    Среди всех героев романа Тихий Дон, особо можно выделить Аксинью, так как это прообраз простой распутной женщины, которая была безумна влюблена в своего соседа по хутору Григория Мелихова, который был женат, но это его не останавливала.

  • Сочинение на тему Человек и природа

    Сейчас век нанотехнологий, человечество начало забывать о природе и о животных, живущих в ней. С каждым днём планета загрязняется всё больше и больше, почти все люди не представляют какую угрозу, несёт загрязнение и уничтожение природы.
    Представьте,

  • Сочинение Что такое красота 15.3 9 класс ОГЭ рассуждение

    Человечество, за огромный период своего существования, не раз задавалось мыслью: что такое красота, кого или, что считать красивым? Ответы, которые получали, были не однозначными и очень разнообразными. Существует несколько видов красоты.

  • Какой смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века

Мельник

0 У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821 0 Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830

Стихотворение “Слон на воеводстве” Крылов Иван Андреевич

Кто знатен и силен, Да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. _________

На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода; Наш Воевода В родню был толст, Да не в родню был прост; А с умыслу он мухи не обидит, Вот добрый Воевода видит — Вступило от овец прошение в Приказ: «Что волки-де совсем сдирают кожу с нас».- «О плуты!- Слон кричит,- какое преступленье! Кто грабить дал вам позволенье?» А волки говорят: «Помилуй, наш отец! Не ты ль нам к зиме на тулупы Позволил легонький оброк собрать с овец? А что они кричат, так овцы глупы: Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять; Да и того им жаль отдать».- «Ну, то-то ж,- говорит им Слон,- смотрите! Неправды я не потерплю ни в ком: По шкурке, так и быть, возьмите; А больше их не троньте волоском».

Еще стихотворения:

Слон и муха Однажды некий крупный слон, Красою мухи поражен, К той мухе, словно феодал, Преступной страстью воспылал. Но муха, быстро рассудив, Что толстый слон, хоть и красив, Но все же толст для.

Слон и Собаки Брылан, задорный беглый пес, С большой Свиньей схватился, Возился с ней в грязи, возился, Свиною кровью обагрился, Всю Свинью искусал, прогнал и… поднял нос. «Знай, наши каковы кусаки! — Сказал.

Слон и Мышь Как ни велик и силен Слон, Однако же и он Пойман мудростью людскою: Превосходительный тяжелою стопою Ступил по хворосту — и провалился в ров. Чрез час потом и Мышь подверглась.

Волки и Овцы Овечкам от Волков совсем житья не стало, И до того, что, наконец, Правительство зверей благие меры взяло Вступиться в спасенье Овец,- И учрежден Совет на сей конец. Большая часть в.

Волчье рассуждение Увидя Волк, что шерсть Пастух с овец стрижет, «Мне мудрено, — сказал, — и я не понимаю, Зачем Пастух совсем с них кожу не дерет? Я, например, так я всю.

Из антологии Сот меда с молоком — И Маин сын тебе навеки благосклонен! Алкид не так-то скромен: Дай две ему овцы, дай козу и с козлом; Тогда он на овец прольет благословенье.

О слонах и о фарфоре Покушав как-то травку, Зашел слон по делам В фарфоровую лавку И… повернулся там! Мораль сей басни впереди, Она острей булавки. Коль ты есть слон, то не ходи В фарфоровые лавки.

Слон и Моська По улицам Слона водили, Как видно напоказ — Известно, что Слоны в диковинку у нас — Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона.

Волк Газета «Земщина» открыла рабочий отдел, в котором призывает рабочих к «классовой» организации. Из газетной хроники. Долгонько я молчал. А правду молвить надо. В овечьей шкуре Волк прокрался как-то в стадо;.

Пастух У Саввы, Пастуха (он барских пас овец), Вдруг убывать овечки стали. Наш молодец В кручине и печали: Всем плачется и распускает толк, Что страшный показался волк, Что начал он овец.

Мирская сходка Какой порядок ни затей, Но если он в руках бессовестных людей, Они всегда найдут уловку, Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку. ________ В овечьи старосты у льва просился волк.

Волки Мы — волки, И нас По сравненью с собаками Мало. Под грохот двустволки Год от году нас Убывало. Мы, как на расстреле, На землю ложились без стона. Но мы уцелели.

И сказал женщине суд И сказал женщине суд: «Твой муж — трус и беглец, И твоих коров уведут, И зарежут твоих овец». А солдату снилась жена, И солдат был сну не рад, Но подумал.

Административный «Соломон Не поделив с отцом Ипатом Бог весть чего, бобыль-Артем Облаял батю непутем. «Ну, я ж с тобою, супостатом! Постой, попомнишь, хулиган, Как поносить духовный сан!» — Строчит куда-то поп бумажку.

Молчаливый вой Закончена охота на волков, но волки не закончили охоты. Им рисковать покуда неохота, но есть еще немало уголков, где у самой истории в тени на волчьем солнце греются волчата. Тихонько.

Мораль


Мораль басни состоит в том, что бесполезно ожидать справедливых суждений от невежественных и недалеких людей. Образ Осла в этой басне Крылов использует неспроста. Ведь он очень символичен, ослы всегда ассоциируются с глупостью. В жизни часто случается похожее: люди берутся критиковать те вещи, о которых они не имеют ни малейшего представления. Более того, Осел не только критикует Соловья, он еще и дает ему «дельный» совет – поучиться пению у крикливого Петуха. Вместе с Крыловым читатель имеет возможность наблюдать ситуацию, часто имеющую место и в реальности. Талантливому и трудолюбивому человеку невежественный критик может дать совершенно абсурдный совет, обесценив его труд. Баснописец заканчивает произведение строчкой «Избави, Бог, нас от таких судей». Добавить в избранное Осёл оценивает Соловьиную песню в басне Крылова. Забавная, красивая и очень тонкая история.

Демьянова ухаПетух и Жемчужное зерно

Значение басен И.А. Крылова

Крылов был наделен поэтическим и драматическими талантами,но в истории литературы остался как самый известный русский баснописец. Басни, созданные более двухсот лет назад, и сегодня не утратили первоначальной свежести, строки из басен остались пословицами и поговорками на все времена.

Сам Крылов на вопрос, отчего он предпочтение отдает басням, отвечал, потому что их «читают и слуги, и дети». Крылов еще при жизни стал автором, чьи произведения были известны людям разных слоев общества, разного возраста: его творчество нравилось простолюдинам и знати, взрослым и детям. В простеньких историях, похожих на драматические сценки, скрыт мудрый поучительный смысл. Крылов нарушил традиционные каноны классической басни, внес много нового в басенный жанр. Критик В. Г. Белинский заметил, что басня у Крылова вмещает в себя черты «повести, комедии, юмористического очерка, злой сатиры».

А.С. Пушкин считал Крылова «истинно народным поэтом», потому что национальное своеобразие его басен выразилось «в веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться». Н.В. Гоголь Крылова назвал «поэтом и мудрецом», его басни – «книгой мудрости народа».

Словарь

Либретто – описание сюжета театрального музыкального произведения.

Аллегория – иносказательное изображение в конкретном образе отвлеченного понятия.

Афоризм – оригинальное меткое изречение в краткой форме, ставшее широкоупотребительным.

Сановник – влиятельный человек, занимавший высокое положение в обществе.

Тавтология – сочетание близких по значению слов, лишний повтор слов с одинаковым смыслом.

Аврора – в древнеримской мифологии богиня утренней зари.

Басни Крылова про волка

В этих баснях один из главных героев – волк.

«Волк и журавль»

Главный герой басни – волк – однажды за трапезой совершенно случайно подавился косточкой. Она так плотно застряла у него в горле, что возникла настоящая угроза того, что дикое животное погибнет из-за этой ерунды. На его везенье мимо проходил журавль, который увидев неладное тут же поспешил на помощь. Волк взмолился о том, чтобы журавль незамедлительно вытащил косточку и этим спас жизнь.

Журавль, будучи добрым и жалостливым, заснул свой клюв практически полностью в пасть волку, вытащил злополучную кость и на хотел услышать хотя бы слово благодарности за проделанную работу. Но что же он получил в ответ от наглого и самоуверенного волка, который еще несколько мнут назад погибал? Да ничего хорошего. Хищник предложил птице исчезнуть с глаз долой, пока еще цел. Вот так отблагодарил он своего спасителя.

Основной мыслью басни Крылова «Волк и журавль» — это то, что есть на свете такие люди, которые совершенно не ценят хорошее себе отношение. И иногда лучше пройти мимо и не помогать в тех случаях когда ваша помощь и ваше добро не только не будут оценено по достоинству, но и еще вывернуто против вас самих же. Самое главное, читая эту басню, не увидеть в волке и его бессовестном поведении себя.

«Волк и ягненок»

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

«Волк на псарне Крылова»

Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.

В псарне почуяли зверя, и начался лай и полная неразбериха. Волк осознал, что попал совсем не туда, куда хотел. Ему стало страшно, но надо было искать выход из положения. Псы готовы были разорвать хищника. Не сладко пришлось серому, это ж надо было так опростоволоситься.

Волк думал, думал и сказал, что пришел мириться. Ему надоело вечно враждовать с собаками, и хотелось бы заключить перемирие. Псы и волки, давние сородичи, которым не пристало воевать. Волк клялся больше не трогать местные стада, а напротив, защищать на пару с псами. Хитрец называл заклятых противников друзьями. В общем, из кожи вон лез, чтобы его отпустили.

Серому хищнику не дал договорить седой Ловчий. Он сказал, что волкам верить никогда нельзя, и спустил на него свору гончих псов.

Басня учит внимательнее относиться к окружающим, иногда люди очень много лгут, ради своей выгоды. С такими, нужно быть аккуратнее. И глазом не успеете моргнуть, как они наделают глупостей, в ущерб вам. Таких личностей полно в нашем мире, и лучше держать таковых на расстоянии.

Анализ басни Крылова «Слон и Моська»

Басня «Слон и Моська» была написана Крыловым не позднее 1808 года. Первая публикация этой басни состоялась в журнале «Драматический вестник». Для басни Иван Андреевич использовал сюжет, близкий к притче А.П.Сумарокова «Мышь и слон». Действие басни происходит на городских улицах, по которым водят диковинное для нашей страны животное – слона.

Естественно, за слоном ходят толпы любопытствующих горожан, желающих посмотреть на это огромное чудо природы.

Завидев слона, на него с лаем бросается маленькая собачка, которую автор называет Моськой. Она неистово лает на невозмутимого слона.

Обратите внимание

Другая собака делает замечание Моське, говоря, что та старается зря – ведь слон совсем не обращает на Моську внимания. На это Моська отвечает, что она лает на слона с расчетом, прекрасно понимая, что тот не отреагирует на ее нападки. Моська рассчитывает за счет своего поведения, ничем особо не рискуя, получить репутацию забияки.

Она надеется, что о ней будут говорить, как о сильной собаке, которая смеет лаять на такое величественное существо, как слон.

Непростое дело – людская молва. Иногда и хорошего человека, спокойно идущего своей дорогой, могут облаять люди с мелкой душонкой. Из-за чего? Если бы они толково указывали: «Это не так, другое не так».

Заключительные строчки басни получили такую популярность, что со временем стали пословицей.

https://www.youtube.com/watch?v=pN5WdunX0vE

Басня «Слон и Моська» высмеивает тех расчетливых людей, которые посредством скандальных нападок на известных личностей рассчитывают завоевать уважение и расположение людей из своего круга.

Они прекрасно понимают, что их нападки настолько мелки, что великие мира сего просто не обратят на них внимания. И можно, таким образом, ничем особо не рискуя, стать авторитетной и уважаемой личностью.

Такие люди встречаются нередко и в наши дни, поэтому басня Крылова «Слон и Моська» по-прежнему остается актуальной и востребованной.

Важно

Определяя мораль басни «Слон и Моська», можно сказать так: несуразны и смешны средства достижения цели Моськи, недальновидны и собаки, находящиеся рядом с Моськой, принимающие её выходки за чистую монету. Уловки Моськи направлены именно на них, собак, а не на Слона. Люди, подобные Моське, могут создать вокруг себя ажиотаж, но умные разберутся, что за этим стоит.

Возникновение и развитие басенного жанра

По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.

Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).

Басенный литературный жанр в Европе

Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.

Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.

Басня в России

В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.

Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.

В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.

В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.

В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.

Чему учат басни И. Крылова

Крылов, известный баснописец, очень умело творил в этом жанре. Его коротенькие, но весьма поучительные басни, будет полезно прочитать любому человеку, независимо от возраста. Автор, органично используя образы животных вместо людей, дарит читателю ценные моральные уроки. В чем же они заключаются? Ответ простой: литература учит жить и басни не являются исключением. Благодаря этим небольшим текстам, можно сделать для себя выводы об окружающей реальности:

  1. Мир не так прост, как кажется.
  2. На жизненном пути встречаются разные люди – честные и лживые, благородные и непорядочные, щедрые и алчные.
  3. В мире постоянно происходят противоречия между хорошим и плохим.
  4. Всем рано или поздно придется отвечать за свои деяния.

В басне все построено на противоположностях. Автор специально играет на контрасте, чтобы просто и доступно подвести читателя к основной идее, к раскрытию морали. Крылов в своих баснях говорит обо всех вышеизложенных проблемах. Он противопоставляет характеры и сущности разных людей (скрытых под образами животных) и проводит между ними параллели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: