Чем интересным можно заняться с ребенком в годик

Развивающие игры для детей 6-7 лет

Развивающие игры для детей 6-7 лет нравятся ребятам.

Игра 22. Цепочка из словЦель игры — составить самое длинное предложение. Побеждает тот, кто скажет последнее слово, подходящее по смыслу. Например: «солнце», «жаркое солнце», «большое жаркое солнце», «большое жаркое летнее солнце», «светит большое жаркое летнее солнце», «на небе светит большое жаркое летнее солнце» и т. д. Можно описывать предметы по тому же принципу. Например: дерево — высокое, большое, зеленое, красивое и т. д.

• Игра расширяет словарный запас.

***Игра 23. Спаси куклуОбыграйте ситуацию: ребенок катит машинки по дороге, у вас в руках кукла, которая выбегает на проезжую часть неожиданно для водителя. Что угрожает кукле? Водителям? Как исправить положение? Проводите куклу до обозначенного перехода. Попросите ребенка объяснить ей правила дорожного движения.

***

Игра 24. Космическое путешествиеВырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п.

Пусть ребенок проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

***Игра 25. Закончи предложениеНужно выбрать подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение.

Теленок больше похож на. (корову, лошадь, козу).

Заяц больше похож на. (кролика, кошку, собаку). Весной перелетные птицы. (улетают, прилетают). Дети обычно бывают. (ниже родителей, выше родителей).

У дерева всегда есть. (тень, ствол).

Больше народа живет. (в деревне, поселке, городе).

Обед не может быть без. (одежды, автомобиля, пищи, часов).

***Игра 26

Логические задачиЦель: развивать внимание, логическое мышление

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

***Игра 27

Наседка и цыплятаЦели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка…

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.

***Игра 28. Клочки по закоулочкамСправиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

***

Смотрите все развивающие игры для детей 6-7 лет.

Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны. Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки. На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру. Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам. В статье «Как научить ребенка различать цвета?» можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик. Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам “Формы” или “Животные”

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков, матрешек и деревянных мисочек.

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

Советуем почитать:Что должен уметь ребенок в год

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Играть один ребенок может с трех месяцев

Дети могут развлекать себя сами уже с трех месяцев. Сначала понемногу, а потом это время увеличивается. 

С трех до семи месяцев ребенок может играть один 5 – 10 минут. Отвлечь его могут мобиль над кроваткой, игрушки с неровными поверхностями: шуршащей, гладкой, меховой, бархатистой. Также детям можно давать прорезыватели с разными поверхностями, мягкие книжки.

С восьми месяцев до двух лет родителей будет по 10 – 20 свободных минут. В 8 – 9 месяцев можно занять ребенка зеркалом, и он будет изучать себя. Бояться не стоит: сегодня производят специальные безопасные зеркала для малышей

Детям важно ползать, трогать пол, ковер, стены. Так они на ощупь лучше понимают материалы, чувствуют разницу между ними

С двух лет ребенок способен играть сам 20 – 30 минут, а с трех лет — 30 – 40 минут и дольше. Чем старше, тем дольше ребенок развлекает себя сам, если родители его этому научили и создали условия. В любом возрасте ребенок может играть один и целый час, если ему это интересно. 

Поначалу родители должны придумывать варианты игр и проигрывать их вместе с детьми. Со временем ребенок сможет заниматься этим без помощи взрослых.

Я играю сам!

Каждый новый предмет малыш желает не только посмотреть, но и потрогать и попробовать на вкус. Для мамы, выполняющей функцию ангела-хранителя, этот период времени очень непрост, поскольку нужно и следить за безопасностью ребенка, и успеть выполнить массу домашних дел. Выход один — увлечь кроху чем-то на 15–20 минут

Самое важное условие для таких занятий — безопасность

Спрячьте подальше все, что может причинить вред его здоровью: мелкие и острые предметы, дезодоранты и освежители воздуха, лаки для ногтей, зажигалки, спички и т.д. Даже если ваш малыш играет спокойно и тихо, проверяйте его, чтобы быть уверенными, что ничем опасным он не занят.

  1. Работаем вместе. Если вы читаете, пусть ребенок сидит рядом и смотрит картинки в своих детских книжках, говорите по телефону — вручите и крохе старую трубку, пишете текст — посадите его рядом и дайте карандаш и листок бумаги. Даже когда вы на кухне готовите обед, дайте карапузу кастрюлю — пусть барабанит по ней или складывает туда неопасные и неострые ложки-поварешки.
  2. Новые старые игрушки. Ребенку обычно быстро надоедают даже самые красивые и интересные игрушки, и каждый раз он будет ждать „чего-нибудь новенького”. Однако, чем больше игрушек у малыша, тем меньше они ему интересны. Заведите специальный сундук, из которого можно будет доставать несколько забытых „новых” вещичек, припрятывая старые.
  3. Матрешка. Сейчас малышу очень интересны игрушки, которые можно вставлять одну в другую (по типу матрешки). Кроме классической игрушки это может быть набор цветных стаканчиков, кухонные кастрюльки.

  4. Каталка. Ее можно катить, толкая перед собой, или тащить за веревочку. Продаются каталки в виде машинок, колес, зверюшек. Подобную игрушку легко соорудить из обувной коробки.
  5. Пакет с одеждой, из которой малыш уже вырос, а также платки и шали. Дети любят примерять на себя разные вещички и красоваться перед зеркалом.
  6. Кухонная утварь. Подойдут любые кухонные принадлежности: кастрюли, крышки от них, половники, контейнеры, пластиковая посуда. Малышу очень нравится перебирать эти предметы, складывать один в другой. Если вы готовы терпеть шум, покажите крохе, как стучать ложкой по кастрюле, или дайте ему две металлические крышки. Грохот будет ужасный, но эффект настолько нравится детям, что занимает их надолго.
  7. Воздушные шарики. Надуйте их не слишком сильно, чтобы шар не лопнул в процессе игры. Покажите ребенку, как играть ими в футбол или подбрасывать.
  8. Домик. Поставьте рядом два стула, накройте их одеялом, откиньте уголок — залезай, малыш! Можно сделать домик, накрыв длинной скатертью стол. Только уберите с него все вещи, чтобы на ребенка ничего не упало, если он сдернет скатерть во время игры.
  9. Накормить игрушку. Рассадите кукол или плюшевых зверей. Скажите малышу, что игрушкам пора обедать, и дайте ему бумажные „продукты” — например, вырезанные по контуру в виде конфет разных размеров и цветов. Положите перед каждой игрушкой картонные тарелки, пусть кроха раскладывает по ним „угощение”.
  10. Старые цветные журналы, или туалетная бумага. Растерзание бумаги — это весело! Пусть кроха рвет ее, расстилает, сминает в комки, протыкает дырочки.

  11. Волшебный мешок. Сложите в мешок небольшие предметы и время от времени предлагайте их малышу. Совсем мелкие вещи — пуговицы и бусины — связывайте в ожерелья или пришивайте к кусочкам ткани. Не забывайте обновлять содержимое мешка. Если у вас есть дома пустые 5-литровые бутыли, в них можно заталкивать мелкие предметы. А все, что „съест” бутылка, можно потом рассмотреть через прозрачные стенки.
  12. Коробочка-сортировка. Найдите коробку с несколькими делениями, разложите по ним предметы разных сортов: каштаны, крупную фасоль, ракушки. Можно к этой коробочке выдать также пластиковые ложки и несколько мисок. Ребенок под вашим присмотром будет увлеченно перекладывать и сортировать мелочи, заодно научится держать ложку и переносить ею содержимое без потерь.
  13. Пересыпание круп. На кухне можно дать малышу несколько емкостей (чашки, миски) и любую крупу. Предложите крохе пересыпать ее ложкой из одной миски в другую. Игру легко варьировать различными заданиями: насыпь во все чашечки поровну, в одну миску больше, в другую чуть меньше.

Дельные советы

Дождавшись годовалого возраста крохи, родители могут начинать заниматься с ним, знакомить его с интересными играми.

Но главное не перестараться, чтобы не отбить желание у малыша заниматься дальше

Для этого следует обратить внимание на следующие советы:

  • Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
  • В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
  • При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.

Максимальным временем, на протяжении которого можно задержать внимание ребенка в полтора года, является 10 минут

  • Для того чтобы игра была интересной, а кроха усвоил что-то новое, родители должны наглядно показать, что именно он должен делать.
  • В процессе занятия не нужно скупиться на хвалебные слова, ведь они поощряют малыша, являются стимулом для того, чтобы в следующий раз сделать что-либо еще лучше.

Несмотря на занятость родителей, с ребенком в 1 год нужно проводить как можно больше времени. Ведь в этом возрасте он нуждается в коллективе.

Даже если игру заменить обычным общением, это положительно скажется на эмоциональном состоянии малыша.

Лучшие пирамидки для детей от 1 года

Fisher-Price FHC92

Пирамидка от американского бренда Fisher Price состоит из основы и 5 разноцветных колец. Верхнее их них наполовину прозрачное. Внутри находятся мелкие шарики. Благодаря этому верхнее кольцо можно использовать еще и как погремушку. Все колечки сделаны из качественного пластика. Материал не пахнет химией, прочный, но в то же время мягкий: младенец может погрызть его. Цвета пирамидки достаточно сочные, но не «кислотные». Пирамидка поможет узнать больше о цветах, научиться лучше управлять руками и координацией.

Плюсы:

  • яркая, интересная для ребенка игрушка;
  • учит решать первые логические задачки;
  • выполнена из качественного материала;
  • можно применять как погремушку.

Минусы: –

Stellar Занимательная пирамидка большая

В пирамидке используются не традиционные колечки, а детали, напоминающие по форме стаканчики. Их можно подобрать по размеру и сложить в определенной последовательности. Пирамидка получается довольно высокой. В комплект входит 14 деталей, из которых можно построить пирамидку высотой 65 см. Но на этом возможности игрушки не ограничиваются. Она может быть использована и для других целей:

Игрушка для ванной. В каждой детальке есть небольшие отверстия, через которые сливается вода. Их можно использовать для увлекательной игры с водой. У перфорированного дна есть и практические преимущества – части пирамиды высохнут быстрее после водных процедур.

Обучение. Элементы пирамидки выполнены в разных цветах. У них разный диаметр и на дне есть тиснение в виде разных геометрических фигур. Используя эти качества, можно обучить ребенка разбираться в цветах, отличать фигурки, подбирать детальки одинаковых оттенков, но разных диаметров.

Формочка для песочницы. С помощью пластмассовых стаканчиков можно лепить «куличи» в песочнице. А узоры на дне использовать для тиснения рисунков на песке.

После игры стаканчики компактно складываются один в один и занимают мало места.

Плюсы:

  • пирамидка высокая, включает много цветных деталей;
  • вызывает живой интерес у малыша и развивает его;
  • многофункциональная;
  • пластик не имеет запаха;
  • компактное хранение.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • пирамидка продается не во всех детских интернет–магазинах.

Биплант Зайкина горка №3

Пирамидка состоит из 8 блоков и является самой высокой из всей серии «Зайкина горка». Если собрать все элементы, то в высоту она достигает 52 см. Цветные блоки можно составлять в любом порядке. Когда горка собрана, по ней запускаются шарики, которые идут в комплекте. Всего их 5 штук, они не мелкие по размеру, разных цветов, некоторые из них с гремучим наполнителем, который издает звук, когда шарик катится по горке.

На блоках есть специальные желобки. Если собрать детали правильно, то образуется спираль, по которой шарик катится вниз

Игрушка красочная, интересная, привлекает внимание малыша и долго не надоедает ему. Изготовлена из безопасной пластмассы, развивает тактильную чувствительность, учит разбираться в цветах, увлекает ребенка, способствует логическому мышлению

Плюсы:

  • занимает и развивает малыша;
  • достойное качество;
  • недорогая цена;
  • шарики в комплекте;
  • пирамидку можно использовать как спиральную горку.

Минусы:

разборные мячики легко распадаются.

https://youtube.com/watch?v=NSsMwRMiacc

Что помогает развивать речь ребенка в 1 год

Как развивать речь у годовалого ребенка? В первые годы жизни основой получения информации об окружающем мире является сенсорный канал (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание).

Осязание. В первые месяцы жизни является основным чувством. Поэтому малыша нужно чаще гладить, прикасаться к нему, делать массаж, гимнастику, давать ему трогать игрушки различной фактуры и формы. Благодаря таким контактам с внешней средой и тренировкам осязания детский организм формирует знания о себе, своих ощущениях, которые пригодятся ему в дальнейшем развитии.

Зрение. Ребенка с первых месяцев жизни нужно заинтересовать окружающими предметами

Он должен научиться фокусировать зрение, удерживать внимание на различных объектах. Для этого над кроваткой малыша можно повесить цветные яркие предметы (игрушки, воздушные шары)

Когда ребенок подрастет арсенал предметов внешней среды начинает пополняться игрушками. Кроме этого, визуальные ощущения малыш получает во время прогулок и нахождения вне дома.

Слух. Ребенку необходимо давать как можно больше информации, которую он может воспринимать через органы слуха. Это может быть хорошая музыка, звуки природы, шум улицы и, конечно, речь близких людей. Нужно постоянно разговаривать с младенцем на самые разные темы. У большинства матерей это получается само собой, когда они озвучивают свои действия (купание, пеленание, кормление и так далее). Также нужно показывать на предметы и озвучивать их название. Когда ребенок начинает гулить, необходимо откликаться на его звуки и «поддерживать разговор».

Вкус. Молоко матери, соки, вода, пища (вначале протертая, затем твердая) – разнообразие вкусов врывается в сознание ребенка. Постепенно расширяя ассортимент продуктов в рационе, вы расширяете вкусовые ощущения малыша, формируя пищевые пристрастия. Кстати, установлено, что чем раньше младенец познакомится с основными вкусами, тем менее привередливым в еде он будет в более старшем возрасте.

Крупная моторика. Это движение крупных групп мышц (руки, ноги, тело). С первых месяцев жизни нужно мотивировать ребенка больше двигаться. Если вы пеленаете малыша, то нужно оставлять достаточное количество времени, чтобы он мог подрыгать ногами и руками. Когда он немного подрастет и начнет самостоятельно передвигаться по дому, то нужно будет создать безопасное пространство, чтобы кроха не поранился.

Мелкая моторика (движения пальцев рук, кистей). Известно, что мелкая моторика и речь тесно связаны. Это объясняется близостью расположения двигательных и речевых центров в мозге. Поэтому стимулирование мелкой моторики всегда оказывает положительное влияние на формирование речи.

Игры на кухне

Повеселитесь вместе с крохой: рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности и поводите по ней пальцем, рисуя кружки, зигзаги и прямые линии. Малыш станет подражать вам. Если вы заняты на кухне чем-то более серьезным, предложите крохе поиграть одному, поставив перед ним чашку, тарелку, миску и ложку. Насыпьте в чашку немного сухого завтрака, и вы увидите, как ребенок тут же начнет пересыпать его из одного сосуда в другой. А когда вы освободитесь и сможете помочь малышу, попробуйте точно так же поиграть с водой. Для большего интереса положите в воду кусочки льда. В качестве черпака предложите сито, малышу будет интересно обнаружить разницу между настоящим черпаком и ситом. Небольшие игрушки, плавающие в миске, тоже здорово ловить ситом или ложкой. Помимо развития координации глаз и рук эта игра дает представление об объеме. Для игр в ванне используйте надувной круг, в центр которого ребенок может кидать предметы. Впрочем, круг можно использовать и на суше. Покажите малышу, как поставить несколько маленьких кубиков на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость поверхности, ребенок получит наглядное представление о равновесии и улучшит координацию движений. «Годовичок» уже может переносить действия, усвоенные в одной конкретной ситуации, на другую. Например, не только покормить куклу, если это предложит мама, но и по собственной инициативе сделать то же самое с собачкой и медвежонком. Малыш манипулирует с предметами целенаправленно и произвольно и предвидит результаты своих действий. Скоро кроха отметит свой первый день рождения. Это хороший повод купить ему новые игрушки. Если кроха особенно ловко управляется с предметами, он заслужил, чтобы ему купили самую простую модель конструктора.

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Безопасное место для игры и творчества

Для игры у ребенка должно быть место, где он главный. Если не своя комната, то пространство со столиком, стульчиком, полочками для игрушек и мягкой мебелью. При этом родители должны проговаривать ребенку, что творческие задачи с бумагой, клеем, пластилином он может делать только за этим столиком. Так ребенок приучается к порядку.

Для хранения игрушек подходит открытый стеллаж — чтобы ребенок мог без труда взять с полки машинку, куклу или зверушку и так же легко положить обратно. 

  • С 10 месяцев ребенка можно приучать к порядку, чтобы он брал их с полок и сам возвращал на место. Для начала нужно показать ему пример и делать это вместе, а через год ребенок научится убирать игрушки сам. Если будет забывать — можно ему напомнить. 
  • В год ребенку достаточно пяти игрушек, двухлетке и старше — десяти. Их можно менять: например, оставить десять в зоне досягаемости, а остальные убрать. Через месяц можно достать спрятанные игрушки, и ребенок будет радоваться им, как новым. Главное — не трогать игрушки, с которыми ребенок играет постоянно, спит, путешествует — они всегда должны быть в зоне видимости. Эти игрушки успокаивают ребенка: без них он станет тревожным, будет с трудом засыпать, будет искать их и плакать. 
  • В два с половиной — три года ребенок стремится сам одеваться, шнуровать обувь, относить посуду в мойку, собирать игрушки. Пусть он это делает — тогда он усвоит, что никто не будет делать что-то за него и что играть тоже можно без взрослых. 

Поначалу ребенок может тратить больше времени на рутинные задачи, которые легко даются взрослым, поэтому лучше закладывать на деятельность ребенка дополнительное время: выходите из дома — начните собираться на полчаса раньше обычного, чтобы ребенок сам оделся и обулся.

В идеале у ребенка должна быть возможность по максимуму делать всё самому. Чтобы он сам включил свет в ванне, выключатель должен быть на уровне его глаз. Чтобы мог сесть на унитаз без помощи родителей, можно поставить детскую табуретку: в Икее такие стоят 250 рублей, а родительское время — бесценно. Нужно повесить полотенце для рук пониже, чтобы ребенок до него дотянулся. Шапку, шарф, перчатки и курточку — тоже. Ложки и вилки должны лежать в ящике, из которого ребенок сам сможет их взять. 

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «овощи», «фрукты», «животные», «одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Какие игрушки лучше предложить?

Благодаря этой хитрости вы всегда сможете увлечь кроху, выставив перед ним мешок позабытых игрушек. К тому же новые покупать можно будет не так уж и часто.

Игрушки для самостоятельных игр

  1. Игрушечные копии предметов домашнего обихода, чтобы малыш мог подражать занятиям взрослых.
  2. Всё, что поможет крохе познавать мир, исследовать свойства, например, воды, песка и т.п.
  3. Любимые игрушечные друзья (плюшевые мишки-зайцы, куклы), с которыми карапуз спит, ест, ходит на прогулки. Которые воспринимаются ребёнком, как живые, и с которыми ему никогда не бывает грустно и скучно.
  4. Укромные убежища (домики, палатки, шалаши). Они могут быть покупными, а можно и самим их строить из подручных материалов (табуретов, столов, подушек).
  5. Коляски, каталки, машинки на радиоуправлении или на верёвочке.
  6. Спортивные игрушки: мячи, гантели, обручи, скакалки.
  7. Игры, в которые малыш уже умеет играть хорошо, но ещё не потерял к ним интерес.
  8. Множество ненужных, с вашей точки зрения, вещей (коробки, лоскутки, болтики, палочки, мешочки, каштаны, камушки и т.п.).

Некоторые игрушки воспринимаются малышом, как живые, они становятся ему друзьями, с которыми не скучно и не страшно. Во время приучения крохи к самостоятельным играм, можно, для начала, разыгрывать сюжеты с ними

Интерактивные игрушки для самостоятельных игр лучше не приобретать. Они не способствуют развитию воображения у ребёнка, ограничивают полёт фантазии рамками написанной программы.

А кроха должен научиться в каждом предмете окружающей его обстановки находить игрушку. У малышей с хорошей фантазией пустая коробочка превращается в автомобиль, носок – в змею, а папин комнатный тапочек – в бригантину.

Чтение

Чем занять детей дома в 2-3 года? Книги! Первые книги для любознательных ребят выпускаются из плотного картона, в них мало страниц и картинок больше, чем текста. Такая форма литературы создана неспроста, плотные листы малышу легче переворачивать, тогда как бумага быстро рвется, а ее острый край может поранить ребенка.

Первую книжку должен читать взрослый, сопровождая рисунки уместными комментариями

Если внимание малыша привлекла какая-нибудь картинка, остановитесь на ней, рассмотрите подробнее, описывая цвета. Необходимо анализировать происходящее в сказке, артистично пародировать голоса действующих лиц. Двухлетки с энтузиазмом воспринимают кукол, надевающихся на руку

Они без боязни идут с ними на контакт. После прочтения сказки еще раз пересмотрите рисунки, попросите малыша назвать главных героев, описать их качества

Двухлетки с энтузиазмом воспринимают кукол, надевающихся на руку. Они без боязни идут с ними на контакт. После прочтения сказки еще раз пересмотрите рисунки, попросите малыша назвать главных героев, описать их качества.

Родителям необходимо следить за своей речью – убрать слова-паразиты, фразы произносить четко, не «проглатывать» окончания. Называйте каждый предмет максимально понятно. Поймите, ребенок как губка впитывает все, сказанное вами. Являясь примером для подражания, вы несете полную ответственность за его развитие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: