Ход занятия.
Воспитатель
: Здравствуйте ребята! Сегодня прейдя в нашу группу
я обнаружела в почтовом ящике письмо и посылка от великого Всезнайки. Давайте прочитаем, что в нем написано (воспитатель
зачитывает текст письма)
.
«В этой посылке подарки для ребят старшей группы
. Чтобы получить для своей группы подарок
, нужно быть внимательным. У кого будет больше правильных ответов, тот и получит подарок для своей группы
! ВСЕЗНАЙКА»
(За правильный ответ ребёнок получае счетную палочку)
.
Воспитатель
:
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг (природа)
.
Воспитатель
: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе)
.
Нас окружает природа живая и неживая
.
К живой
природе относится всё, что способно дышать, расти, питаться, двигаться, размножаться, умирать (растения, животные
, рыбы, человек, насекомые т. д.)
Воспитатель
: К неживой
природе относится то, что уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется. Приведите примеры неживой природы
?
Дети
: Солнце, воздух, почва, вода.
Воспитатель
: Живая природа зависит от неживой природы
, без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные
, ни человек.
Проведём эксперимент
: вдохните глубоко и задержите дыхание.
Без воздуха человек, как и всё живое
не проживёт и минуты!
Воспитатель
: А что нельзя назвать природой?
Дети
: То, что сделано руками человека.
Воспитатель
: машина есть в природе?
Дети
: Нет, потому что она сделана руками человека.
Воспитатель
: Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения)
.
Человек — существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней, потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных
, растений, мест их обитания.
Помните! К неживой
природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого
на Земле зависит от её благополучия.
Дидактическая игра «живое
, неживое
»
Воспитатель
называет три объекта неживой и живой природы
, из них выбрать лишний.
Звёзды, луна, кошка;
Воздух, лиса, человек; и т. д.
Воспитатель
: Давайте повторим, чем отличается живая природа от неживой
?
Дети
: Неживая природа в отличие от живой не дышит
, не растет, не размножается, не питается.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Воспитатель
: Закончите мое предложение.
Неживая природа — это
. (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
Живая природа — это. (растения, животные
, насекомые, рыбы)
Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы
)
.
Помните
: неживая
природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем
!
(Дети считают палочки, ребёнок, получивший больше счетных палочек получает подарок из волшебной посылки для всей группы
).
Ход игры:Воспитатель объясняет правила игры:
• Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
4. Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры: Дети сидят на скамейке
Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?»
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?»
и читает текст или загадку о разных временах года.
5. Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Творчество с обсуждением живой и неживой природы
1. Из “Чудо-пчелки” выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли “Салют в ночном небе” изменили на звезды; “Пруд”; “Тучки”; “Дождик”. Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.
Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…
2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.
На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.
3. После чтения книги “Наш сад” решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.
На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.
4. Из “100 шедевров” для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:
Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне
и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе
. Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу “Наш сад” с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут “кушать”, когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать
.
Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне
, я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему “что сделано руками человека” я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки
. Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.
Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна
и Виктор Борисов-Мусатов Весна
. Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине “Ранняя весна” – горы, снег, река, небо, а живые – деревья. Всё, тема усвоена!
Какие игры помогут ребенку понять различие между объектами природы и предметами рукотворного мира?
Прежде всего необходимо показать в природе те или иные объекты, но в сквере встретить настоящую белку довольно трудно, поэтому демонстрация естественных компонентов может ограничиться совсем малым списком.
Каждый родитель понимает, что в игровой форме объяснить то или иное явление намного проще, чем говорить общими фразами.
Существует множество методик, которые помогут натренировать навыки распознавания примеров объектов природы и предметов рукотворного мира.
Для начала распечатайте много картинок и естественных, и искусственных вещей. Попросите ребенка разделить их на категории или, например, найти аналоги между природным элементом и искусственным по образцу: скворечник — гнездо, игрушечный мишка — настоящий медведь, солнце — лампочка и т. д.
Еще одна эффективная методика: игра с мячом, по аналогии «горячей картошки». Взрослый ведет перечисление объектов природы и рукотворных. Заранее малышу выдвигается условие — ловить нужно мяч только в том случае, если он слышит, например, рукотворный предмет. В этой игре станет понятно, насколько ребенок уже разбирается в теме.
Таким образом, для того чтобы у ребенка сформировалось правильное предметы рукотворного мира и объекты необходимо уделять должное внимание с раннего детства вопросам, которые малыш задает ежедневно. Ребенок должен научиться распознавать, что человек сделал с помощью рук и инструментов, а что он сделать не может
Также целесообразно постоянно проводить специальные игры, в процессе которых маленький член семьи учится быстро узнавать, искусственный ли предмет перед ним или созданный природой. Вовремя получив этот навык, в младшей школе ребенок не будет испытывать сложностей в освоении учебных программ по окружающему миру.
Задачи:
Образовательная:
Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;
Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.
Развивающая:
Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.
Воспитательная:
Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал.
Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.
Раздаточный материал.
Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.
Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2
Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.
Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .
Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)
А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)
Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.
На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5
На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7
Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10
Физминутка «Хомка-хомка хомячок» Слайд 11
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответственные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать
(показываем, какой сильный) .
Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15
Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.
Пальчиковая игра «Дружба»
Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.
Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.
Рисунки пара природа и рукотворный мир
Компьютерная мышка и живой мышонок
. У объектов не только одинаковое название, но и можно отметить внешнее сходство. Но одна мышка — предмет, созданный человеком для работы на компьютере, а вторая — создана природой.
Яйцо из шоколада
(Киндер) и куриное яйцо. Одно яйцо производилось кондитерами на фабрике, а второе произвела курица, то есть объект живой природы.
Осенний листок с дерева и лист бумаги.
Листья на дереве появляются без вмешательства человека, создаются природой. А вот лист бумаги — это предмет, полученный на заводе. Причем изначально бумага была деревом — объектом живого мира, но после переработки стала предметом человеческого труда.
Маленький щенок и игрушка-собака.
Оба предмета — животные, но одно — живое и является объектом природы, а другое — неживое и придумано человеком.
Игра «Подбери слова живое – не живое»
Игра «Подбери слова живое – не живое»
(Возраст детей от 1 года до 7 лет)
Цель игры
– расширение знаний о живых и неживых предметах.
Задачи:
развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, учить детей правильно ставить вопрос, совершенствовать умение определять живые и неживые предметы, формировать навыки словообразования. Материал:
Материал:
8 карточек формата А 4, маленьких карточки с изображением предметов, животных, птиц и т.д. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: живой?, не живой?, кто?, что?
Описание игры
– игра будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексическая игра рассчитана для детей от года до 7 лет. С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке? », «Что делает девочка? » и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.
Вариант игры № 1
Для игры потребуются карточки с картинками. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: Живой? Неживой? Кто? Что?
Возьмите такое количество карточек, которое ребенок с легкостью просмотрит за один раз.
Как играем с карточками?
Рассмотрите карточку, озвучьте что на ней изображено, риторически: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», «Он живой», ответьте сами на него.
Например,
Кто это? Лиса. КТО — ЛИСА. Она ЖИВАЯ! Что лиса делает? Она бежит, смотрит, ищет (и другое);
Кто это? Пчела. КТО — птица! Она ЖИВАЯ! Что птица делает? Она летает, машет крыльями;
Что это? Это книга. ЧТО книга! Нет, она неживая!
За раз рассмотрите три-четыре карточки.
В другой раз приведите более детальный пример:
Кто это? Носорог. КТО тигр. Он ЖИВОЙ! Он кушает, двигается, у него появляются детки, он играет с другими тиграми, общается с ними на своем тигрином языке. Еще он может болеть, испытывать эмоции (радость, грусть, гнев)»;
Что это? Автомобиль. ЧТО автомобиль? Он НЕЖИВОЙ! Без человека он не может ездить. Кто управляет автомобилем? Человек. Автомобиль кушает еду? Нет. Сам автомобиль не гуляет, дом себе не строит, он не чувствует боли.
Выделяйте, делайте акцент на слова «кто» и «что», «живой» и «неживой». Делайте паузы, чтобы дать ребенку несколько секунд на размышления.
Вариант игры № 2
Для игры используем маленькие карточки с картинками. Рассматриваем картинки с ребенком и отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» Ребенку сложно за один раз понять суть всех этих понятий. Тему необходимо, закреплять. В этом поможет классификация. Как сортировать на кто? что?
Возьмите два контейнера, положите их перед собой. Возьмите несколько карточек с картинками, озвучивайте и сортируйте их перед ребенком сами. Беря картинку, озвучьте: «КТО? — муха», «ЧТО? — мяч», «ЧТО? — ручка», «КТО? — мальчик». Карточек должно быть столько, чтобы хватило удержать интерес у ребенка
Вариант игры № 3
Для игры потребуются стикер двух цветов, например, желтый и голубой. Попросите ребенка пометить желтым картинки с «живыми» объектами, а голубым — с «неживыми».
Вариант игры № 4
Для игры используем 8 карточек формата А 4 с вопросами кто и что делает, и маленькие карточки. Пример: Стоит кто? что?Стоит кто? Регулировщик, верблюд, собака, цыпленок.Стоит что? Машина, мотоцикл, кресло, трактор, автобус, грузовик, троллейбус, трамвай, лейка, снеговик.
Появление рукотворного мира
Природа существовала на планете всегда, в то время как рукотворный мир был создан относительно недавно – когда первобытный человек додумался заострить палку и сделать из нее орудие. С тех пор так и повелось: люди создавали новые предметы и совершенствовали старые, все более погружаясь в мир вещей или рукотворный мир.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
В результате человеческой деятельности окружающий мир все больше видоизменялся, ведь основная цель человека – сделать свою жизнь максимально комфортной, даже в ущерб природе. Для защиты природы был разработан важный документ – Красная книга, в которой перечислены все виды растений и животных, которые нуждаются в самом бережном отношении.
Рис. 2. Красная книга.
К объектам рукотворного мира относятся:
- Одежда, благодаря которой стали не так страшны морозы и другие погодные явления.
- Дома и другие сооружения, в которых можно укрыться от непогоды, хищников и недоброжелателей.
- Сельское хозяйство и животноводство. Приручение диких животных и распашка целинных земель под посадку культур позволило позабыть о голоде.
- Асфальтированные дороги, которые пришли на смену зеленым тропинкам и бездорожью.
Поначалу влияние человека на природу было незначительным и не наносило большого вреда. Ситуация кардинально изменилась с развитием научно-технического прогресса. Вырубка лесов, распашка степей под нужды сельского хозяйства, строительство большого количества фабрик и заводов самым негативным образом сказалось на состоянии планеты.
Рис. 3. Загрязнение окружающей среды.
Экология и мир вокруг
Тесно связанные между собой понятия «природа» и «среда», научную тему «мир вокруг нас» изучает экология – наука о живых организмах, их взаимодействии и воздействии человека на них.
Важнейшие области экологии
Основными группами экологии являются глобальная (изучающая экосистему), социальная (изучающая взаимоотношения человека и природы), прикладная (изучающая какую-либо область: медицина, строительство и другие), а также экология человека и города.
Также экология изучает объекты природы и рукотворного мира, их связь с окружающей средой, влияние, которое они оказывают на планету.
Работа экологов
Этапы экологического становления
История становления природной экологии как науки включает в себя два этапа: с восемнадцатого по девятнадцатый века (в это время Дарвин и приверженцы его теорий впервые начали исследовать природу организмов и факторы, под влиянием которых они развивались) и начало девятнадцатого века (в эту эпоху впервые введено понятие «экология».Известный учёный В.И.Вернадский исследовал экологические ущербы, круговорот веществ в природе и его нарушение человеческой деятельностью).
Наиболее распространённая проблема отношения человека к природе, окружающей среде и планете в целом – нежелание большей части населения исправлять сложившуюся критическую ситуацию.Экология является наукой, которая предоставляет людям знания об устройстве окружающей среды и призывает их к сохранению природных объектов.
Основные методы науки экологии (сортировка мусора, посадка деревьев, открытие заповедников, создание групп зоозащитников и природозащитников) помогают направлять человечество в верное русло: жить в гармонии с природой, заботиться о братьях наших меньших и растениях, благодаря которым мы дышим, не вырубать леса и не загрязнять водоемы.
Наука
Различные науки играют важную роль в экологии. Ими являются философия, химия, физика, биология, социология и география. Экология, взаимодействуя с другими науками, послужила созданию многих сфер жизни: аутэкология (изучает взаимодействие живых организмов), демэкология (изучает виды и численность популяций), синэкология (изучает биоценозы – организмы, живущие на определённой территории), геоэкология (изучает состав, свойства и строение земной оболочки).
Неживая природа
Всё, что не создано руками человека и не обладает свойствами живого организма, называется неживой природой. Её составляющие (камни, солнце, вода, горы) сохраняются на протяжении многих лет. Некоторые из них являются объектами природного наследия – известными местами Земного шара, обладающими Всемирной известностью. Например, озеро Байкал, вулканы Камчатки и Золотые горы Алтая.
Что такое рукотворный мир
Если природа существовала на Земле всегда, то рукотворный мир появился вместе с первобытным человеком. На протяжении сменяющих друг друга веков люди создавали орудия труда, выплавляя железо, шили одежду, стрижа овец и строили дома, перерабатывая глину в кирпичи.
Определение понятия «рукотворный мир»
Рукотворный мир – предметы человеческого быта, которые были созданы искусственно (одежда, мебель, дома, сельское хозяйство, культурные плантации и так далее).
Объекты рукотворного мира
Рукотворный и природный миры тесно связаны друг с другом. Деревья, и другие живые организмы, имеют свойство размножаться, а вода, свет и растения находятся в постоянном «круговороте». Без этих источников невозможно было бы создать объекты рукотворного мира. Многие искусственно выведенные виды животных и растений также не могли бы существовать без вмешательства человека и современного научного оборудования.
Рукотворный мир включает в себя объекты неживой природы. Без большинства из них невозможно представить жизнь современного человека.
Подразделяются объекты рукотворной природы на группы:
Источники света (фонари, лампы, люстры);
Источники звука (микрофон, колонка);
Источники движения (самолёт, корабль, поезд).
Отношение человека к окружающему миру
Нельзя сказать, что на сегодняшний день человек полностью обесценивает природу и использует её в своих целях. В мире есть множество людей, которые выступают за защиту животных, введение закона о запрете вырубки лесов и загрязнения мировых вод. Однако браконьеры, миллиардеры, которые зарабатывают деньги на переработке и вырубке леса, директора промышленных предприятий и деревоперерабатывающих заводов не задумываются над тем, насколько глубокое влияние они оказывают на уничтожение планеты.
Сохранение бережного отношения к природе
Тема бережного отношения человека к природе поднимается на протяжении многих
десятилетий. Исторически сложившиеся формы отношений человека и природы не устраивали зоозащитников. Поэтому в 1900-х годах были проведены исследования на различные экологические темы, которые приводили к одному и тому же выводу: ничто так не губит природу, как людская цивилизация.
Проявление бережного отношения людей к природе началось в двадцатом веке, когда в Чикаго впервые затронули экологическую проблему разрушительного влияния человека на окружающую среду. С течением времени сформировалось множество природоохранных организаций (Зелёный патруль, Гринпис, Общество охраны природы, Международный зелёный крест и другие).
Современная наука, экология, включает в себя изучение объектов, явлений природы и сохранение хорошего отношения людей к окружающей среде.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.
Сияет солнце, воды блещут.
На всем улыбка, жизнь во всем.
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен.
И мир, цветущий мир природы
,
Избытком жизни упоен.
Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?
Правильно, о нашей природе
. О ней мы сегодня с вами и поговорим.
2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы
).
а) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать.
На землю каплями падает опять. (вода)
б) Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут-
А я все терплю
И всем добром плачу. (земля, почва)
в) Голубой платок,
Красный колобок.
По платку катается
И людям улыбается. (небо и земля)
г) Голубая простыня
Весь свет покрывает. (небо)
д) Светит, сверкает,
Всех согревает. (солнце)
е) Без рук, без ног,
А ворота отворяет. (ветер)
Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!
3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?
(Дети называют объекты живой и неживой природы
)
А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа
)
Как вы думаете, что такое природа
?
Дети
: На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.
Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?
Дети
: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа
.
А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?
Дети
: Человек.
Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой
. Что же называется природой
? Природа — это все то
, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!
4. Воспитатель предлагает детям игру «Природа или нет
?»
Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет
?
А теперь положите картинки с природой в конверт
, а остальные оставьте на тарелочках.
(Дети распределяют картинки)
А теперь предлагаю проверить, как вы справились.
Обобщение.
5. Физминутка «Жук»
.
В группу к нам жук влетел
, (грозят пальцем)
Зажужжал и запел
: «Ж-ж-ж-ж»
,
Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом
)
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)
Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)
Жук наш приземлился.
Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)
Посиди немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)
На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно (хлопки над головой)
Хлоп – хлоп – хлоп,
Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
6. Следующее задание игра «Живая и неживая природа
»
. Дети встают в круг.
Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой
ставят на верхнюю полоску, с неживой — на нижнюю
.
Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки
: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж — все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе
.
А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе
, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
7. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы
.
Экспериментальная деятельность. Дети переходят к аквариуму. Воспитатель предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной.
Давайте сравним рыбок. Какие они? (Одна живая
, другая игрушечная)
Где живут живые рыбки? (в воде)
А игрушечные? (в шкафу, на полке)
Что могут делать живые рыбки? (плавать, кушать корм, вилять хвостиком и т. д.)
А игрушечные могут? (нет, они лежат на дне в тазу)
Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать? (они погибнут, их можно кормить, наблюдать за ними, а каких рыбок можно брать в руки?
8. Игра «Хорошо — плохо»
. ТРИЗ.
(Слова
: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например
: Чем хороша вода? Чем может навредить вода)
9. Природа в рисунках детей
. Воспитатель предлагает нарисовать природу
. Дети
рисуют и дарят рисунки гостям.