Дымковская роспись: традиционные элементы и узоры, фото игрушки, технология изготовления

Продолжение истории

Со временем о празднике позабыли. А дымковский промысел не исчез и возродился в двадцатом веке. Он стал разнообразнее и существует в наши дни. Этот вид глиняного художественного искусства известен во всех уголках мира. Редкий турист, побывав на ярмарке или в музее, не увезет с собой такую покупку на память или в качестве презента для родных и друзей.

Кроме изначальных свистушек появились крохотные копии сельских и городских жителей в красивых подробным мелочами народных костюмах.

Это и мамаши с детьми всех возрастов, в окружении домашней утвари и скота; мужики с музыкальными инструментами, сидящие на лавочках; барыня в крупных ажурных бусах; детвора на карусели; веселое катание молодежи на снежной горке; столичные модницы с зонтами и в экипажах; парнишка, продающий рыбу из корзины; цирковые артисты верхом на оленях и лошадях; гусары в форме.

Перечислять можно бесконечно, ведь фантазия мастериц неиссякаема. Есть целые серии, состоящие из фрагментов жизни крестьян и горожан. И каждая диковинка, сделанная вручную, уникальна, невозможно найти точно такую.

Описание:

Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров).

Отсюда и название – “дымковская” или “кировская” игрушка.

В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника “Свистуньи”, который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично.

В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.

В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе.

Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.

Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области.

В 2011 году в городе Кирове был открыт музей “Дымковская игрушка: история и современность”, фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.

На Руси было и есть много народных промыслов. Мой любимый народный промысел — дымковская игрушка.

Это название происходит от Дымковской слободы. Сначала дымковские мастера делали глиняные свистульки. От свистулек они перешли к изготовлению глиняных игрушек, которые были ярко разукрашены.

9 стр., 4193 слов

Дымковская игрушка

… Это — народная декоративная скульптура. 1.3 Развитие промысла дымковской игрушки История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, … разнообразные свистульки были выполнены крайне примитивно, грубовато и прочно, тогда как фигурки женщины с ребенком на руках сделаны гораздо тщательнее. Некоторые из них …

Чаще всего дымковские игрушки изображают людей и животных. Особенно мне нравятся игрушки-животные, которые всегда вызывают улыбку— такие они забавные, жизнерадостные, весёлые.

Дымковские игрушки — это настоящие произведения искусства. Мастера, создающие их, — талантливые и добрые люди, а сами рукотворные изделия являются носителями духовных ценностей.

Эти милые игрушки можно увидеть сегодня не только на прилавках магазинов народных промыслов, но и на полках в наших квартирах. От таких игрушек становится теплее на душе.

Дымковские игрушки напоминают мне детские рисунки: они такие же яркие, пёстрые, радостные, весёлые, жизнеутверждающие.

Эти изделия вызывают у меня чувство гордости за талантливых русских мастеров.

Летом мы с мамой отдыхали у друзей на Северном Кавказе. На следующий день после нашего приезда я проснулась рано утром и выглянула в окно. Я не смогла оторваться от той чудесной картины, которую увидела.

Пейзаж был великолепен! Вся степь сияла. Свежий утренний ветерок шевелил бескрайний ковёр степных трав, которые при этом переливались всеми цветами радуги.

Начинался новый день. Солнце поднималось всё выше и выше. И тут я увидела жемчужину Кавказа — Эльбрус. Две снежные шапки возвышались над степью. Не случайно в народе его прозвали двуглавым белым богом. Кажется, что весь Кавказ склонился перед его мудростью и сединами. Даже величественная безмолвная степь лежала у его ног. Была ни с чем не сравнимая тишина. По небу плавно плыли облака, и казалось, что они задевают вершины Эльбруса.

А вечером неожиданно набежали чёрные тучи и начался ливень. Крупные капли дождя точно танцевали лезгинку. Дождь изменил пейзаж за окном: горы окутались туманом. Это была неповторимая, удивительная картина, которая запомнилась мне надолго.

Новые публикации

Знай русский! Как согласовывать сложносоставные слова 20.12.2022

Сливочный или сливочное торт-мороженое, центральная или центральное кафе-кондитерская? Ещё одна грамматическая загадка великого и могучего. Как верно согласовать определение и сложносоставное слово, компоненты которого разного рода?

Воинствующая русофобия – мейнстрим, с которым надо бороться 19.12.2022

После начала в феврале 2022 года специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины тенденция к росту нарушений прав россиян со стороны стран Запада приобрела характер ускоренной эскалации. Преследования по принципу гражданства, языка и национальности, единичные в предыдущие годы, стали массовыми.

КВЖД: «Счастливая Хорватия», построенная русскими в Китае 19.12.2022

Потомки строителей Китайско-Восточной железной дороги бережно собирают и хранят воспоминания и документы о своих родителях, дедушках и бабушках, живших в «счастливой Хорватии». Именно так – по имени главы КВЖД генерала Дмитрия Хорвата – называли поселенцы русскую колонию.

Русская душа в футбольном Катаре 19.12.2022

Чемпионат мира по футболу, завершившийся в минувшее воскресенье в Катаре, запомнится гостям не только спортивными баталиями, но и культурной программой с русской начинкой. Почти на протяжении всего первенства в центре Дохи творческие коллективы российских соотечественников по приглашению организаторов чемпионата мира пели и плясали русские народные песни и танцы, а также исполняли отрывки из классических балетов Чайковского.

Московские землячества и российские соотечественники готовы к сотрудничеству 19.12.2022

16 декабря в Московской торгово-промышленной палате прошёл II Форум межрегионального сотрудничества землячеств «Землячества 2:0. Новая реальность», организованный МТПП и Советом деловых клубов землячеств Москвы.

«Поиск своего в чужом»: итоги литературного форума МАПРЯЛ на Кубе 19.12.2022

С 12 по 14 декабря на Кубе Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы совместно с Гаванским университетом был проведён форум «Русская литература в Латинской Америке: идеи и ценности для будущего мира». Поддержку мероприятию оказал фонд «Русский мир».

Три войны генерала Деникина 16.12.2022

На своём веку русскому военачальнику Антону Ивановичу Деникину довелось побывать и спасителем Отечества, и «врагом новой России», и героем народного фольклора. Боевой генерал-лейтенант и один из руководителей Белого движения, он мало задумывался о своём месте в истории и образе, который нарисовали его почитатели и противники…

«Щедрин – большое «Щ» русской музыки» 16.12.2022

Всемирно известный российский композитор 16 декабря празднует своё 90-летие. Родион Щедрин написал множество вокальных, камерных, инструментальных, хоровых произведений, балеты и оперы и балеты, такие как «Дама с собачкой» и «Кармен-сюита», прогремевшие на весь мир с Майей Плисецкой в главной роли.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты

Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел

История народного промысла

В Кировской области, в селе Дымково, более четырех столетий назад родился промысел, без которого сегодня трудно представить русское народное творчество. Дымковская слобода, родина направления, подарила русскому человеку простой, самобытный, трогательный и красноречивый с точки зрения исторического осмысления, народный сувенир.

Существует такая легенда: однажды ночью вблизи города встретились два войска. Они были дружественными, но в темноте не узнали друг друга, и вступили в бой. В нелепой и случайной битве погибло много людей, и каждую весну местные стали справлять тризну по погибшим.

Время шло, подробности истории стирались, оставались только наметки. Трагический смысл растерялся в годах, а массовые гуляния к празднику свистульки или свистопляски, остались. На празднике люди свистели и кидались расписными глиняными шарами.


Глиняный расписной свисток в виде лошадки

На точность эта история не претендует, но некоторые параллели проводить можно. Спрос на глиняные свистульки действительно был, и ежегодное празднество требовало новых игрушек. Так, в Дымковской слободе складывался народный промысел со своими, особенными приемами лепки и росписи.

Внешний вид игрушки определялся историческими метаморфозами. Языческие представления славян становились все менее актуальными, сакральное значение игрушки постепенно утрачивалось. Ранее они были очень простые и даже примитивные, так как дело было в ритуальной миссии, а не в красоте и эстетике. Когда сакральный смысл изделия уходил, к нему, изделию, предъявлялись новые требования: игрушка стала изысканнее и краше.

Известная и узнаваемая традиционная дымковская игрушка – это прекрасная попытка заглянуть в русский быт 19 столетия.

Даже если предложить маленькому ребенку нарисовать свою версию игрушки, дав просмотреть множество примеров, он не только развлечется, он постигнет те культурные коды и концепции, которые сформируют его вкус и насмотренность.

В самом начале прошлого века сложилась ситуация, которая и могла растворить великое художественное направление во времени. Осталась всего одна мастерица, которая унаследовала технологию создания поделок, А. Мезрина. И именно она, а также художник А. Деныпин, первый серьезный исследователь промысла, сумели пронести его над пропастью безвестности. И технология сохранилась.

Надо понимать, что такой народный промысел как дымковская игрушка, исчез бы, если бы не стали мастера создавать новые образы, чем обогащали направление. Мезрина, Кошкина, Пенкина, Коновалова – вот имена художников, которые сохранили для нас уникальную игрушку.

Предлагаем посмотреть видео о создании игрушек и традициях

Особенности глиняной игрушки из Дымкова

Дымка действительно уникальная игрушка, потому что каждая игрушка неповторима и уникальна в своем роде. У каждого свой узор и орнамент.«Обычно игрушка состоит из нескольких деталей. Красная глина обеспечивает возможность «склеить» все детали вместе без швов.», — говорит Оксана Романова, преподаватель скульптуры и живописи Дымки в Академии керамики Амфоры.

Готовую игрушку оставляют сушиться в течение 5-7 дней, а затем ее помещают в печь и обжигают при температуре 900 градусов Цельсия. Затем применяется отбеливание.Никто точно не знает, когда и кто первым придумал белое покрытии для дымки.

Его предшественники — глиняные шарики и свистки — были либо черными (они смоляные), либо красными, цвет глины. Некоторые считают, что отбеливание игрушек началось в начале 19 века, когда фарфор был в моде среди элит.«Крестьяне, видя фарфор в домах своих хозяев, приняли белый фон, который был сделан из порошкообразного мела, который был разбавлен в молоке. Игрушку погружали в смесь и затем давали высохнуть.

Когда он высушился, молоко испорялось, позволяя грунтовке прилипать очень хорошо », — объяснила Романова. Люди также были очень изобретательны в приготовлении цветов: с использованием яичного желтка, белка и кваса. Несмотря на ограниченные возможности крестьянина, цветовая гамма была широкой и яркой.

27 стр., 13432 слов

Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство …

… использование педагогом на занятиях по лепке Дымковской игрушкой будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей старших дошкольников. В процессе работы над данным исследованием были использованы следующие … нами стоит проблема : какие формы и методы ознакомления детей с дымковской игрушкой на занятиях лепкой будут способствовать развитию творческих способностей у детей старшего …

Бледные оттенки никогда не используются при изготовлении Дымки, и образцы часто просты. У первых мастеров не было специальных инструментов, а порой у них даже не было кистей.

Детские поделки — Оригинальный шаблон для дымковской росписи

Хороший денек почетаемые коллеги!

Желаю поделиться увлекательным шаблоном игрушки для дымковской росписи. Отыскала его на веб-сайте преподавателя ДОУ Сокольниковой Ольги. Спасибо ей за увлекательный вариант шаблона!

Решила выложить его так, как шаблонов с лошадками, козликами, дамами много, а вот конкретно индюка нет. Может быть кому — то тоже пригодится. Сейчас уже провела занятие по программке «От рождения до школы» с внедрением этого трафарета.

Состоит он из 2-ух частей: тела и хвоста.

Вот таковой у меня вышел эталон.

Так, как у меня группа разновозрастная, то младшим детям клюв, бороду и гребень раскрасила я, а они декорировали только хвост.

Старшие малыши раскрашивали всё сами.

Вот такие дымковские индюки у нас вышли…

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.

Лепка дымковской игрушки

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животное делается немного по-другому. Например, дымковская игрушка лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других. Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена игрушки обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть. Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

Побелка

В процессе обжига глиняная игрушка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

Цвета дымковской игрушки

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,
  • малиновый,
  • зеленый,
  • желтый,
  • оранжевый
  • коричневый.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.
  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.
  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.
  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Дымковская роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,
  • ромбов и зигзагов,
  • кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.

Основная характеристика

В праздный день участники торжества обменивались разрисованными шарообразными формами из глины и использовали самодельные свистульки. Это послужило причиной возникновения атрибутов, среди которых значимое место заняла дымковская игрушка.

Значение и разновидности

Произведением искусства одного из русско-народных глиняных промыслов является Дымковская игрушка. Ремесло возникло в поселке Дымково, недалеко от города Вятки (нынешнего Кирова). Нынешние мастера игрушек преданы исконным традициям. Глиняная кировская фигурка для детей является ценной, так как передает обычаи предков и считается экологически безопасной.

Дымковские «кормилицы», «водоносы», «барыни» с алыми щеками полны комичной важности и совершенства, а свистульки в виде баранок, всадники — радостны и насмешливы. Фигурки давно переросли рамки детских забав, в качестве сувениров их увозят в разные страны, а в домах они используются как декоративные украшения.

Благодаря ручной работе мастериц каждое изделие отличается своей натуральностью, индивидуальностью и живостью. Игрушки не получаются одинаковыми, ведь мастер вкладывает в каждый сувенир особенные черты характера.

За счет пластики, незамысловатости узоров и яркости палитры кировская игрушка широко изучается и используется в творчестве детей, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины или прочих материалов. Одеяния «барынь» отражаются в работах известных дизайнеров, а исконно русский стиль активно используется в художественно-прикладном творчестве.

Традиционные образы игрушек:

  1. Городская барыня, дама в кокошнике.
  2. Мужские фигуры (всадник на коне, гуляющий деревенский кавалер).
  3. Домашние животные (барашек, лошадка).
  4. Красочный индюк.

Изделия выполняются в ярких цветах, олицетворяющих радость жизни. Люди ценят фигурки, с помощью которых создаются определенные сюжетные композиции.

Игрушка из Дымково, несмотря на каноны, рассказы мастеров и традиции, является уникальной и эксклюзивной. Размеры изделий бывают 5−40 см. Каждая мастерица привносит в заготовку авторские наработки, поэтому невозможно найти похожие фигуры.

https://youtube.com/watch?v=bVLSstpBPnY

История создания

Вятская ярко украшенная «свистулька» упоминается в описании праздника-пляски. В часовне у городских ворот местные жители поминали своих умерших родственников, а во второй половине дня, проходя по улицам, насвистывали в свистки. В истории дымковской игрушки для детей кратко указано возникновение промысла начала 15−16 века. Матери делали фигурки-свистульки для забавы своих малышей из доступных природных материалов.

В 1520 году царь распорядился переселить жителей северных районов страны. Среди них было немало одаренных мастеров гончарного промысла, которые на новом месте начали вести активную деятельность по изготовлению красочных фигурок.

Семьи вовлекались в трудовой процесс: одни добывали сырье и изготавливали смеси из мела, другие — лепили фигурки, сушили и закрепляли их, отбеливали и расписывали.

За 500 лет сложились собственные темы, образы, специфические рисунки. Игрушка никогда не выглядела тусклой, невзрачной или с неприметным орнаментом. Дымковское изделие являлось олицетворением жизни в контрастном стиле.

К началу 19 столетия свистульки завоевали уважение и почет жителей всей страны. В год изготавливалось свыше ста тысяч свистулек, которые реализовались в разных городах.

В начале ХХ века для Кировской игрушки настали тяжелые времена. Внезапная популярность снижалась, поэтому прославленные семьи гончарных кустарей искали другие варианты получения дохода. Уникальные свистульки вытеснялись недорогими гипсовыми аналогами. Только одна умелица, А. Мезрина, не изменила типичному изготовлению из глины и смогла описать поэтапный процесс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: