Как использовать на уроках математики?
Развивающие занятия необходимо выбирать в соответствии с возрастом школьников. Так, изучая в начальной школе на уроках математики простейшие геометрические фигуры, учащиеся могут находить среди частей конкретные элементы, например, треугольники, и считать их. А задача сложить из треугольников квадрат или трапецию подтолкнет к выводу, что одни фигуры могут состоять из других.
С танграмом можно выполнять множество интересных заданий. Поэтому можно усложнить задачу и предложить детям, которые уже умеют складывать головоломку, сделать такое:
-
Подобрать фигуры к схематическому рисунку, который следует заранее распечатать. Ученики могут разложить элементы на схеме или просто использовать ее как подсказку, составляя по примеру.
-
Воспроизвести изображение по контурам образца. Задача для учащихся-выложить элементы внутри контура, добавляя разные элементы друг к другу. Это требует развитого воображения и умения разделять целое на составляющие.
-
Далее уровень усложняется. Ученики могут загадать изображение, а далее самостоятельно сложить его, находя нужные элементы.
Как сделать танграм самому?
В изготовлении головоломка очень проста. Игра из дерева или пластика получится более прочной, однако самый легкий вариант – создать танграм из картона. Достаточно начертить квадрат, провести линию по диагонали так, чтобы образовались два одинаковых треугольника, и расчертить их так, чтобы внутри этих треугольников возникли такие фигуры: параллелограмм, квадрат и треугольники – два маленьких, два больших и один среднего размера. Далее следует разрезать фигуры по линиям.
Пластиковый танграм можно сделать из офисной папки или из коробки из-под DVD. Хранить детали можно в удобном мешочке или в коробке.
Но мы предлагаем поступить еще проще и скачать и распечатать готовые шаблоны танграма для вырезания.
Как еще использовать на уроках?
Не стоит думать, что составление изображений – это все, для чего понадобится танграм. Так, он станет полезным и на занятиях в средней и старшей школе.
На уроках геометрии можно с помощью этой игры изучать треугольники, углы, катеты и гипотенузы. Для этого сначала дайте детям задание сложить из деталей головоломки два больших ровных треугольника, граничащих между собой, углы которых составляют по 45 градусов. Таким образом образуется большой квадрат. Исследуя его элементы, ученики узнают о таком:
-
У двух наименьших треугольников гипотенузы равны ½ длины стороны большого квадрата.
-
Треугольник среднего размера имеет катеты, которые равны ½ длины стороны квадрата.
-
Стороны-гипотенузы двух больших треугольников равны стороне квадрата.
-
Параллелограмм, который является составляющей одного из треугольников квадрата, имеет углы 135⁰ и 45⁰.
Информацию о танграме можно использовать на уроках всемирной истории. Расскажите детям, что первое официальное упоминание о головоломке, найденное археологами, датировано 1780 годом: ксилография Восточного художника изображает женщин, которые что-то составляют из фигурок. А если вы планируете провести интегрированный урок, например, по истории и изобразительному искусству, у вас появится прекрасная возможность обсудить еще и особенности художественных произведений тех времен.
Существует несколько интересных легенд о происхождении этой игры. К сожалению, мы не узнаем, какая из версий является правдой, но можно провести урок-ролевую игру, где ученики достоверно воспроизведут времена, о которых идет речь.
Стоит разыграть такие исторические сцены:
-
4000 лет назад один китайский ремесленник во время работы случайно выпустил из рук фарфоровую плитку, которая разбилась на 7 кусков. Расстроившись, он попытался снова сложить их вместе. Но вдруг удивленно заметил, сколько новых комбинаций можно создать, и заинтересовался. Впоследствии квадрат из 7 геометрических фигур получил название » доска мудрости»;
-
великий мудрец Тан создал 7 книг, в которых описывал собранные из квадрата фигуры. Каждая следующая книга становилась продолжением предыдущей, поэтому все вместе они описывали эволюцию Земли от хаоса до появления человечества, а фигуры танграма становились все сложнее. Можно подключить воображение и разыграть, как мудрец постепенно усложняет описания и задача в книге, например, превращая треугольник в квадрат, добавив еще один треугольник.;
-
во времена империи Сун создавали мебель яньцзита, которые со временем претерпевали изменения, особенно во время правления династии Мун, и лишь впоследствии превратились из предметов интерьера в наборы деревянных фигур для игры. Пофантазируйте, как мебель постепенно уменьшалась до размеров игры;
-
более 2500 лет назад у императора подрастал сын. Он был умен, но больше любил играть, чем учиться. Поэтому император попросил философа, математика и художника создать игру, которая бы научила сына терпению, рассудительности и бдительности одновременно, а также дала бы понимание того, что сложное всегда содержит в себе более простые элементы. Так и был создан танграм. А сын императора наконец выучил математику. Конечно, с помощью игры.
А теперь приведем примеры схемы фигурок, которые можно составить с помощью танграма.