Чем известен «младший» богатырь алеша попович: биография любителя чужих жен

Вместо ножа — крест

«На кресте-то у Добрыни был булатный нож», — говорится в одной из версий былины о том, как Добрыня Никитич убил Змея, совершавшего налёты на деревни и города русские. На картине Васнецова на груди у Добрыни отнюдь не булатный нож, а крест типа энколпион, в который обычно помещались реликвии или мощи, служившие оберегом в дальних странствиях. Интересно вспомнить мультипликационную версию Добрыни Никитича, сила которого подпитывалась от родной земли, поэтому энколпион мог служить хранилищем для частички «мати сырой земли», на которой вырос богатырь. Но что более интересно: факт связи силы Добрыни с землёй не встречается в народном эпосе.

Образ Добрыни Никитича Васнецов создавал прежде всего со своего друга-художника Василия Поленова. Прослеживаются в нём и черты отца, дяди и самого Виктора Васнецова. Согласно же русским былинам, Добрыня Никитич был родственником князя или боярином.

Экранизации

Кроме знаменитой серии мультфильмов студии «Мельница», можно посмотреть еще и ряд фильмов, где присутствует Алеша Попович. Первый — киносказка «Илья Муромец» — вышел еще во времена СССР. Эта лента стала первым советским фильмом, выпущенным для широкого экрана. Фильм снят на основе былинных сюжетов и сказок Пушкина, а роль Алеши Поповича там исполнил актер Сергей Столяров.

Много позже, в 2010 году, вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве» с Алексеем Шутовым в роли Алеши. Там современные дети, фанаты компьютерных игр, отправившись на морской берег, попадают в сказку. Фильм получил в основном отрицательные отзывы зрителей и низкий рейтинг.

Вышедший через год фильм «Реальная сказка» оценили уже заметно выше. Это альтернативная сказочная история, где персонажи сказок переселились в современный мир и живут среди людей. Кощей стал олигархом, богатыри теперь работают его охранниками, леший превратился в бомжа, а Иван-дурак — в ВДВшника. Роль Алеши Поповича в фильме исполняет Антон Пампушный.

«Гривна» на шее

Алёша Попович — один из самых противоречивых образов в русском былинном эпосе. Он не полностью положительный герой, потому что распространяет слух о смерти названного брата Добрыни, чтобы взять в жёны Настасью Никулишну — его супругу. Алёша Попович — самый молодой из богатырской троицы, но при этом на его шее висит золотая «гривна» (в старославянском — ожерелье, браслет) — награда, которой русские дружинники отмечались князем в X–XI веках. Возможно, Васнецов «наградил» своего Алёшу Поповичу «гривной» в силу одной из версий, согласно которой прототип богатыря — ростовский боярин Александр (Олёша) Попович. Несостыковка эпох в образе Алёши Поповича наиболее заметна, если рассматривать золотую «гривну» на его шее с его доспехом — юшманом, который впервые в русских летописях упоминается около XVI века.

Прототипом для картинного образа Алёши Поповича Васнецову послужил сын Саввы Мамонтова — известного мецената и друга художника.

Полотно Васнецова «Богатыри» — визитная карточка русского художника и живописца, при создании которой он позволил себе смешать не одну историческую эпоху не просто так. Для живописца три русских богатыря — это отображение знаменитых былинных характеров, какими он их видел, некий собирательный образ фольклорной славянской силы и духа.

  • Подлец, мерзавец, идиот — история происхождения русских ругательств
  • Королева сцены и интриг: кем была Матильда Кшесинская
  • Бред какой-то: 10 ляпов в голливудских блокбастерах, бросающих вызов разуму и логике
  • 7 удивительных фактов о «Девочке с персиками» — самой известной картине Серова
  • 20 маленьких деталей, которые мало кто заметил в «Пятом элементе»

Прообраз русского богатыря Поповича

Как и во многих былинах, существовал прототип храброго богатыря Алеши Поповича. Им стал некий Александр Попович, для которого одним из главных профессиональных качеств была смелость. Согласно Тверской летописи XIII века, Александр Попович приехал в Киев из Ростовской земли. В Суздальской летописи говорится об участии и гибели этого воина в битве 1224 года возле реки Калки. Однако большинство описаний жизни Александра Поповича оказались заимствованы летописями у народных эпосов. Согласно исследованиям, в XIII веке уже сложился культ данного персонажа.

Таким образом, основное занятие Алеши Поповича заключалось в том, чтобы защищать землю русскую от вражеской татарской силы. Одним из самых громких сражений стал поединок с Тугариным, обернувшийся для Алеши победой и громкой славой. Впоследствии сражение было мифологизировано: Тугарин-кан превратился в страшное чудище, напоминающее Змея Горыныча и Идолище Поганое. В разных былинах бой Алеши и Тугарина описывается по-своему. Несмотря на несколько вариантов этой истории, финал у нее один: богатырь побеждает злодея своей смекалкой и хитростью.

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище – это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее – форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Васнецов и патриотическое воспитание детей

С самого детства российским детям известно имя Виктора Михайловича Васнецова: в учебниках на протяжении всех лет учёбы встречаются репродукции картин художника. Уже в начальных классах ученики знакомятся с биографией живописца, знают богатырей и многих других былинных и сказочных героев. Современные методы преподавания отечественной истории, литературы, изобразительного искусства и родной речи позволяют преподносить материал интересно, давать детям глубокие знания. Уже в начальной школе учатся описывать увиденное и работают над сочинением по картине «Богатыри». Целями изучения творчества Васнецова со школьной скамьи являются воспитание любви к родине, уважение к её защитникам, а также формирование умения анализировать и составлять текст.

В сочинении по картине Васнецова «Богатыри», как правило:

  • Описывается художественное полотно в общем
  • Характеризуется каждый из богатырей
  • Описывается природа как самостоятельный персонаж

Патриотическая составляющая в этом полотне акцентируется именно на природе: хмурое небо с несущимися тучами над головами зорких богатырей – символ неослабевающей внешней угрозы для русского народа и необходимости всегда быть начеку.

Российская франшиза, покорившая мир!

Раскраски Три богатыря – это коллекция замечательных черно-белых картинок для раскрашивания, на которых изображены герои серии популярных мультфильмов, сделанных в России.

«Три богатыря» — роскошная франшиза полнометражных мультфильмов о трех легендарных героях народных былин – Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и Илье Муромце. Все эти шедевры российской мультипликации появились на свет благодаря знаменитой студии «Мельница» и славной кинокомпании «СТВ».

С 2004 до 2018 года было сделано 9 мультфильмов, при этом первый сборник, состоящий из трех частей, сделанный концерном «Союз», зрители увидели осенью-2008 г. Еще один мультфильм был запланирован на 2019 год.

«Обгоняя скорость света, разум мчится сквозь века»…

События, о которых рассказывают эти прекрасные мультфильмы, происходят на русской земле во временном периоде с X по XIII век. Каждая часть франшизы обладает своим собственным сюжетом, однако герои их остаются неизменными.

  • Богатыри Добрыня, Илья и Алеша – главные персонажи всех сюжетов. Они отличаются разными характерами, но объединяет их всех одно – смелость, сила, доброта и справедливость.
  • Их благоверные Аленушка, Любава да Настасья Филипповна в разных обличьях – эти прекрасные девушки, по долгу службы своих мужей-богатырей, вынуждены попадать в различные передряги, с которыми они великолепно справляются, ничуть не хуже любимых супругов!
  • Юлий – говорящий конь, обладающий блестящим интеллектом, который в сочетании с потрясающей легкомысленностью приносит совершенно диковинные плоды.
  • Морской царь – владыка моря, который живет в окружении русалок и осьминогов. Он влюбляется в супругу Добрыни, но в итоге оказывается очарованным волшебными снадобьями и женится на Брунгильде.
  • Князь Киевский – единственный из всех персонажей, который кроме главных героев, сохраняется во всех мультфильмах.
  • Брунгильда – поразительно большая осьминожиха, верная и преданная подруга детства Морского царя. Она обладает суровым характером, силой и немногословностью. При всех этих своих качествах она весьма сентиментальна. Благодаря коню Юлию ей удалось обрести самое настоящее счастье.

Изображения этих и других персонажей полюбившихся полнометражных мультфильмов можно распечатать бесплатно, или скачать в любое удобное время!

Раскраски Три богатыря станут отличной возможностью снова встретиться с любимыми героями и принять участие в их забавных приключениях.

Читать далее

АЛЁША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН

Худ. В. Кульков Славных русских богатырей в то время в Киеве не случилося. На пир съехались, сошлись князья с бояра­ми, и все сидят невеселы, нерадостны, буйны головы по­весили, утопили очи в дубовый пол. В ту пору, в то времечко с шумом-грохотом двери на пяту размахивал и вошёл в палату столовую Тугарин-собачище. Росту Тугарин страшенного, голова у него, как пивной котёл, глазища, как чашища, в плечах — косая сажень. Образам Тугарин не молился, с князьями, с боярами не здоровался. А князь Владимир со Апраксией ему низко кланялись, брали его под руки, посадили за стол во боль­шой угол на скамью дубовую, раззолоченную, дорогим пу­шистым ковром покрытую. Расселся-развалился на почёт­ном месте Тугарин, сидит во весь широкий рот ухмыляется, над князьями, боярами насмехается, над Владимиром-князем изгаляется. Ендовами пьёт зелено вино, запивает медами стоялыми.


Худ. В. Кульков

Принесли на столы гусей-лебедей да серых утушек печёных, варёных, жареных. По ковриге хлеба за щеку Тугарин клал, по белому лебедю зараз глотал.

Глядел Алёша из-за столба запечного на Тугарина-нахалища да вымолвил: «У моего родителя, попа ростов­ского, была корова-обжориста: по целой лохани пойло пила, покуда обжористу корову не разорвало!»


Худ. В. Кульков И вот сели на добрых коней и поехали в чистое поле, в широкое раздолье. Они бились там рубились до вечера, красна солнышка до заката, никоторый никоторого не ранили. У Тугарина конь на крыльях огненных был. Взвил­ся, поднялся Тугарин на крылатом коне под оболоки и ладится время улучить, чтобы кречетом сверху на Алёшу ударить-упасть. Алёша стал просить, приговаривать: «Поды­мись, накатись, туча тёмная! Ты пролейся, туча, частым дождичком, залей, затуши у Тугарина коня крылья огнен­ные!» И откуда ни возьмись — нанесло тучу тёмную. Про­лилась туча частым дождичком, залила-потушила крылья огненные, и спускался Тугарин на коне из поднебесья на сыру землю.

Тут Алёшенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу заиграл: «Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!»

Биография богатыря Алеши Поповича

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой. Совсем маленьким он просит благословения для того, чтобы идти гулять по свету. Алеша, оказывается, уже может управляться с конем и оружием (такое преувеличение очень характерно для былинного эпоса).

Женился Алеша Попович на Елене (Аленушке, Алене). Интересно, что их имена очень похожи. В былине «Алеша Попович и сестра Збродовичей» ему отрезают голову братья, потому что тот опозорил их сестру. Есть варианты былины, где герой все же остается жив.

Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве. Тугарин окружен змеями, дышащими огнем. Его конь имеет крылья. Согласно былине, Тугарин угрожает Алеше расправой в виде удушения дымом, сгорании в огне и другими и изощренными способами вплоть до проглатывания живьем. Поэтому перед боем Алеша Попович просит у Бога послать дождя, чтобы нейтрализовать все способности злодея. И Бог оказывается милостив. Когда богатырь побеждает Тугарина, то он разбрасывает его труп по полю.

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там.

Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы.

Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников.

Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.

История создания

Возможно, у богатыря Алеши Поповича был реальный прототип — боярин из Ростова по имени Александр, тоже Попович. Летописи описывают этого человека как знаменитого воина, который состоял на службе сначала у великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо, затем у Константина Всеволодовича, его сына. Этот Александр выступал на стороне последнего против Юрия, его брата, который хотел захватить владимирский княжий престол.

Описывается ряд поединков, где Александр Попович сразил сильнейших воинов Юрия Всеволодовича. В результате Юрий все-таки становится князем владимирским, после того как Константин умирает, и прототип Алеши вынужденно уезжает в Киев, где идет на службу к великому князю Мстиславу по прозвищу Старый. В 1223 году Александр Попович погибает вместе с новым князем в битве при Калке.

Некоторые ученые, впрочем, утверждают, что дело обстоит ровно наоборот, и это былины об Алеше Поповиче повлияли на то, как в летописях говорится о на самом деле существовавшем боярине Александре. Образ же собственно Алеши Поповича сформировался на базе представлений о некоем древнем мифологическом герое. Ученые усматривают в описаниях богатыря архаичные черты и связи с хтонической стихией.

Сочинение Три богатыря Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.

Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.

Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.

Мультфильмы

В наше время Алешу Поповича знают главным образом по серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» от студии «Мельница». Герой присутствует в четырех из них:

  • «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004);
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010);
  • «Три богатыря на дальних берегах» (2012);
  • «Три богатыря и Морской Царь» (2017).

В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» зрители узнают о детстве героя. Тот родился в семье ростовского попа и вырос парнем сильным, но непутевым — постоянно создавал неприятности. Показать себя герою выпадает шанс, когда на город нападает орда кочевников. Супостаты требуют дани золотом, и Алеша вместе со старым Тихоном придумывает «гениальный» план: сложить собранное золото в громадную кучу под горой, а когда враги войдут в пещеру, чтобы забрать дань — завалить вход камнем и замуровать злодеев там. 

Алеша Попович в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Герои не учли законов физики: сброшенный камень скатился по пологому склону горы и свалился на город, причинив небывалые разрушения, а враги вместе с золотом скрылись. «Рейтинг» Алеши в глазах соотечественников после этого падает ниже некуда, и герой отправляется на поиски пропавшего золота. За ним следом увязываются старый Тихон, влюбленная девица Любава на ослике и согбенная бабка. По пути герои встречают говорящую лошадь — коня Юлия, а после — старого богатыря Святогора, который нечаянно отправляет их по ложному следу. Герои ссорятся, мирятся, спасают Юлия от говорящего дерева, побеждают армию кочевников и Тугарина Змея, а затем и жадность князя киевского, и вместе с золотом возвращаются в родной Ростов.

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица»

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Алеша Попович сотоварищи принимаются выяснять, кто из них лучший богатырь на Руси, и ссорятся. Между тем Шамаханская царица околдовала князя киевского и хочет вынудить того на себе жениться. Алеша Попович получает письмо, написанное конем Юлием, который просит вытащить их с князем из владений Шамаханской царицы. 

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря на дальних берегах»

Богатыри отправляются на задание втроем, но, добравшись до места, не штурмуют ворота сразу, а отправляются на отдых. Алешу, который в ночи полез во дворец один, околдовывают. Герой оглушает собственных товарищей и оттаскивает тех в тюрьму. Богатыри преодолевают подстроенные врагами препятствия, борются с монстрами и даже попадают в Китай, а зло в итоге побеждает само себя.

В мультфильме «Три богатыря на дальних берегах» нечистый на руку купец Колыван и Баба-Яга захватывают власть в Киеве, а князь с конем Юлием уходят в подполье. Заговор против официальной власти удается благодаря Бабе-Яге, которая заманивает богатырей в заколдованную бочку и выбрасывает в океан, лишив Русь главных защитников. 

Алеша Попович в мультфильме «Три богатыря и Морской Царь»

Место богатырей занимают волшебные «клоны», которые слепо подчиняются Бабе-Яге, в то время как настоящие Алеша, Илья и Добрыня оказываются на тропическом острове посреди океана, где им удается и отдохнуть, и победить на досуге местного монстра. В княжестве тем временем царит произвол, опальный князь организует партизанское движение, а жены богатырей — Любава, Аленушка и Настасья Филипповна — вместе со Змеем Горынычем приходят разобраться с узурпаторами…

В последнем мультфильме, «Три богатыря и Морской Царь», Алеша Попович сотоварищи отправляется в Китай, чтобы добыть зуб дракона. Во всех частях серии Алешу озвучивал актер Олег Куликович.

Происхождение

Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Никоновской летописи. Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на реке Калке. Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига – это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.

Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.

Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же – Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12–13 столетиях.

Описание картины

Добрыня Никитич изображен бесстрашным и могущественным, готовым в любую секунду встать на защиту родных земель.

Илья Муромец — самая крупная фигура среди богатырей. Воин внимательно вглядывается вдаль. Он бесстрашен и готов к сражению.

Алеша Попович худощавее и моложе остальных богатырей. Он не производит впечатление силача, но обладает удивительной смекалкой.

Парящая птица на полотне служит символом свободы духа.

Природа усиливает идейное единство картины. Луг, невысокие сосны и ели подчеркивают мощь и величие богатырей, их силу духа и бесстрашие.

Небо с клубящимися облаками, как и весь пейзаж, создает ощущение тревоги и напряжения, а фигуры могучих богатырей дарят чувство уверенности и спокойствия.

Мне нравится6Не нравится1

Васнецов всю свою творческую жизнь был увлечен темой богатырской заставы, как символом героического прошлого своей родины. Каждый персонаж картины «Богатыри» воплощает обобщенный образ русского народа, богатыря-крестьянина, защитника Родины.

Обдумывая композицию и сюжет картины, художник обратился за помощью к литературным источникам. Он изучал былины, сказки и жития святых, в которых были какие-либо упоминания о богатырях. Основываясь на этом, он и отобрал материал для образов трех богатырей.

Как объяснял замысел «Богатырей» сам Васнецов: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

Другими словами, главной идеей становится защита русского народа от недугов.

Добрыня Никитич

Мне нравится2Не нравится2

Добрыня Никитич сидит верхом на белом коне. Этот витязь старше двух других персонажей. Древние былины говорят о нем как об образованном и справедливом человеке. Княжеские доспехи богатыря говорят о его знатном происхождении. Щит алого цвета с вкраплениями благородного металла, позолоченные стремена, золотые медальоны на конской уздечке и украшенный драгоценностями меч – все это подтверждение высокого статуса Добрыни.

Как гласит легенда, Добрыня Никитич победил Змея Горыныча, за что и стал называться змееборцем. Взгляд богатыря уверенный и бесстрашный. Впервые взглянув на картину, понятно, что всадник вместе со своим сильным конем в любую секунду готовы встать на защиту родных земель.

Илья Муромец

Мне нравится1Не нравится2

В центре творения Илья Муромец – самая крупная фигура среди богатырей. Согласно легендам, он родился в деревне, недалеко от Мурома. Воспитание он получил в крестьянской семье. До 33 лет он не мог ходить, а позже исцеляется.

Богатырь внимательно вглядывается вдаль. Пристальный взгляд способен заметить малейшую опасность. Он готов к бою: щит на левой руке, с правой свисает булава. Боевой друг витязя – могучий вороной конь с тяжелой сбруей, помогающей его обуздать. Богатырь, как и его верный спутник, уверен и готов к сражению.

Алёша Попович

Мне нравится2Не нравится1

Алеша Попович – самый младший из троих витязей. Его контраст с остальными виден не только в возрасте, но и в телосложении: Алеша худощав. На вид он скромнее остальных витязей. Согласно былинам, он был сыном священнослужителя, прославившийся удивительным умом.

В руках богатыря лук со стрелами. Он верхом на рыжем приземистом коне. Алеша не производит впечатление силача, но взамен этого он наделен удивительной смекалкой. Хитрость и обман помогают богатырю в борьбе с врагом. Именно благодаря этим качествам он смог одержать победу над Тугарином Змеевичем. Кроме этого, молодой воин обладает талантом песенника и гусляра.

Пейзаж и цвета

Мне нравится2Не нравится2

Пейзаж наделен не меньшим смыслом, чем персонажи картины. Художник внимательно подошел к разработке мельчайших деталей ландшафта. Природа усиливает идейное единство произведения.

Художник долго искал вид, который будет достойным фоном для богатырей. Регулярно гуляя по Абрамцево, Васнецов выбрал местность, окруженную лесом. Здесь он и распорядился построить мастерскую и попросил привозить туда натурщиков.

На переднем плане виднеются луг и невысокие сосны и ели, типичные для русской земли. Это подчеркивает то, что богатыри охраняют отечество и свою родную землю. Небольшие деревца также помогают показать мощь и величие богатырей, их несокрушимость и силу духа.

Богатыри разграничивают небо и землю и располагаются в центре полотна, как бы соединяясь с природой. За спиной богатырей виднеется небо с клубящимися облаками и высокие холмы, которые тянутся далеко за горизонт. По примятой траве и развевающимся волосам богатырей понятно, что дует свежий ветер, а парящая птица в небе – символ свободы духа.

Пейзаж дает ощущение тревоги и напряжения, а фигуры богатырей дают почувствовать уверенность и спокойствие, ведь они способны защитить родную землю.

Рассказал для детей А. Нечаев

Худ. В. Кульков В славном городе во Ростове, у соборного попа отца Аевонтия в утешенье да на радость родителям росло чадо единое—любимый сын Алёшенька. Парень рос, матерел не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался, силой-крепостью наливался. На улицу он стал побегивать, с ребятами в игры поигры­вать. Во всех ребячьих забавах-проказах заводилой-атаманом был: смелый, весёлый, отчаянный — буйная удалая головушка!

Иной раз соседи и жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте сынка!»

А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся!»

Так и рос Алёша Попович-млад. И стал он на возрасте. На резвом коне поезживал, научился и мечом владеть. А потом пришёл к родителю, в ноги отцу кланялся и стал просить прощеньица-благословеньица: «Благослови меня, родитель-батюшка, ехать в стольный Киев-град, послужить князю Владимиру, на заставах богатырских стоять, от вра­гов нашу землю оборонять».

Худ. В. Кульков

«Не чаяли мы с матерью, что ты покинешь нас, что покоить нашу старость будет не­кому, но на роду, видно, так на­писано: тебе ратным делом труждатися. То доброе дело, а на добрые дела прими наше благо­словенье родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

Тут пошёл Алёша на широкий двор, заходил во конюшню стоя­лую, выводил коня богатырского и принялся коня заседлывать. Сперва накладывал потнички, на потнички клал войлочки, а на войлочки седёлышко черкесское, туго-натуго подпруги шелковы затягивал, золотые пряжки застё­гивал, а у пряжек шпенёчки бу­латные. Всё не ради красы-басы, а ради крепости богатырской: как ведь шёлк не трётся, булат не гнётся, красное золото не ржавеет, богатырь сидит на коне, не стареет.

Худ. В. Кульков И только видели удала добра молодца, как на коня са­дился, да не видели, как он со двора укатился. Только пыльная курева поднялась.

Долго ли, коротко ли путь продолжался, много ли, мало ли времени длилась дорога, и приехал Алёша Попо­вич со своим паробком Евдокимушкой в стольный Киев-град. Заезжали не дорогой, не воротами, а скакали через стены городовые, мимо башни наугольной на широкий на княжий двор. Тут соскакивал Алёша со добра коня, он входил в палаты княженецкие, крест клал по-писаному, а поклоны вёл по-учёному: на все на четыре стороны низко кланялся, а князю Владимиру да княгине Апраксии во особицу.

В ту пору у князя Владимира заводился почестей пир, и приказал он своим отрокам-слугам верным посадить Алёшу у запечного столба.

Сюжет картины

Три богатыря на переднем плане и размеры произведения символизируют мощь и силу русского народа. Богатырями стали Добрыня Никитич (слева), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа). Картина представляет защитников Древней Руси, чьи фигуры воплощают героизм русского народа. На холсте отображаются времена, когда Древняя Русь находилась под угрозой татаро-монгольского ига.

Богатыри всматриваются вдаль в поиске врагов. Глядя на картину, кажется, что даже природа напряжена и ждет нападения – пасмурное небо и встревоженная трава на холмах символизируют опасность и наступление врага.

Шлемы богатырей напоминают формой церковные купола, а сами они в воинских доспехах и с оружием. Все это не вымысел художника. Васнецову пришлось много изучить, чтобы достоверно изобразить обмундирование героев былин. Наличие гуслей у одного из них говорит о том, что воины не только умеют храбро сражаться, но и жить обычной жизнью .

Герои картины готовы сражаться за родину до последней капли крови. Они воплощают собой удачу, молодость и мудрость. Каждого персонажа автор наделил своей индивидуальностью, но вместе они – сила, готовая разбить любого врага, задумавшего напасть на Великую Русь.

Функция пейзажа

Описание картины Васнецова невозможно без характеристики обстановки, окружающей богатырей. Отдельным персонажем, специально созданным художником, можно считать природу, изображенную на полотне. У большинства иностранцев Русь всегда ассоциировалась с непролазными чащобами, болотами и дикими зверями. Такой же ассоциативный перенос делался и на самих росичей.


У Виктора Васнецова мир природы изображен светлыми красками.

Сохраняется ощущение простора и прозрачного свежего воздуха. Темные тона – далеко на горизонте, символизируют давно ушедшие от нас поколения.

Под копытами коней – молодая еловая поросль, что упрямо говорит о преемственности:

старые леса уходят, оставляя место для новых деревьев, а поколения сменяют поколения, но идея крепости и единства русского духа остается неизменной.

Самые темные тона на участке, изображающем небо. Грозовые облака явно символизируют постоянную внешнюю угрозу для Руси. Природа на картине «Три богатыря» позволяет сделать акцент на патриотическую составляющую.

Это интересно: Художественная культура Древнего Рима кратко

Анализ картины Три богатыря Васнецова

Картина Три богатыря

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: