Дидактические игры «Весна» в подготовительной группе
Предлагаем обучающие и развивающие игры для дошкольников 6–7-летнего возраста.
Назови слова-родственники
Игра учит словообразованию. Педагог называет понятие, связанное с весной. Воспитанники вспоминают, какие слова являются родственными ему. Например:
- трава — травка, травяной, травинка, травушка, травник;
- солнце — солнышко, солнечный, подсолнух;
- скворец — скворцы, скворчата, скворечник, скворцовый, скворушка;
- капля — капельки, капель, капать.
Весна
Цель дидактической игры «Весна» — формирование навыка описания объектов и явлений, используя одно слово.
Педагог дает развернутое описание, дети пытаются понять, о чем идет речь:
- она стекает с тающей сосульки, искрится на солнце, упав на землю, сливается с родственницами, образуя ручей — капля;
- так называется весенний разлив водоема, связанный с таянием льда и снега — половодье;
- так называются незначительные весенние понижения температуры до отрицательных отметок, чаще отмечаемые ночами — заморозки;
- это участок территории, где снежное покрывало растаяло под солнцем, оголилась сырая земля — проталина;
- так называются пушистые соцветия вербы, используемые как украшение на Пасху — котики;
- так называется весеннее движение льдин по течению проснувшейся реки — ледоход.
Что неправильно?
Игра развивает слуховое восприятие, способствует расширению индивидуального тематического словаря. Задача дошкольников — отыскать смысловые ошибки в рассказе.
Воспитатель зачитывает вслух рассказ о весне. Делает это неторопливо, чтобы дети успевали вникать в смысл. Затем читает этот же текст повторно, но делает паузы после каждого предложения, чтобы воспитанники смогли рассказать, какая ошибка допущена. Когда дети дадут верный ответ, педагог зачитывает это же предложение в правильном варианте.
Вот рассказ, а в скобках указаны правильные ответы.
С приходом весны побежали ручьи, началась капель — с крыш потекли снежинки (капли). Деревья зазеленели, это стали опадать (распускаться) листья. Дни укорачиваются (удлиняются). Во дворе стало веселее, ведь на ветвях защебетали вернувшиеся зимующие (перелетные) птицы. Школьники развесили на деревьях новые скворечники, в которые сразу же заселились воробьи (скворцы). На полях фермеры собираются собирать (сеять) пшеницу. На лесной опушке раскрыли лепестки маки (подснежники) — нежные весенние первоцветы.
Весенние посевы
В подготовительной группе детсада можно организовать экспериментальное занятие, направленное на знакомство с правилами выращивания культурных растений. Семена можно взять любые, посеять так же, как обычно высевается рассада. Сеют семена дошкольники под надзором воспитателя.
В процессе работы дети делятся на две группы. Первые высевают предварительно замоченные в воде семена. Вторые — сухие семена, не подвергшиеся увлажнению. Далее дети наблюдают, какие всходы появятся быстрее. Исходя из полученных данных, делают вывод о том, что для более быстрого прорастания семенам растений нужна влага.
Изменения в природе
Приходу весны искренне радуются не только люди, но и все живые существа: растения, звери, птицы и даже насекомые. С появлением первых теплых лучей из-под снега пробивается молодая зеленая травка и первые весенние цветы – подснежники.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
На деревьях начинают набухать почки, чтобы со временем превратиться в клейкие молодые листики. Особенно красивы весной фруктовые деревья – в апреле-мае они надевают белый праздничный наряд и радуют красотой и чудесным ароматом своих цветов.
Существует множество примет, связанных с весной. Например, если в середине марта тепло, то и лето будет теплым, а дождливый апрель сулит богатый урожай грибов. Обилие березового сока предвещает мокрое и прохладное лето. Частые раскаты грома в марте предвещают высокие урожаи пшеницы.
Громогласно приветствуют весну птицы: трясогузки, скворцы, грачи, ласточки. Лесные птицы оповещают весь мир радостными трелями о скором приближении тепла.
После таяния снега почва прогревается настолько, что начинают просыпаться после длинной зимней спячки насекомые. На поверхность выползают муравьи, разнообразные жучки, появляются мухи и гусеницы, в небе начинают порхать первые мотыльки.
Рис. 3. Пробуждение насекомых.
Звери меняют свои теплые шубки на летние «наряды», начинают создавать семьи, чтобы к следующей зиме успеть завести потомство и обучить малышей всему тому, что знают и умеют сами.
Что мы узнали?
При изучении темы «Красота весны» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, какие признаки свидетельствуют о приближении весны. Мы выяснили, какие изменения происходят в живой и неживой природе, как с приходом весны меняется окружающий мир.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Расскажите детям о весне
Чаще выходите с ребенком гулять, делайте весной разные открытия. Пусть ребенок полюбит весну, почувствует весенний ветерок, запах трав и цветов, полюбуется первыми клейкими листочками.
Весной происходят изменения в природе
Расскажите детям об этом.Обратите внимание, что солнышко уже поднялось выше, ослепительно светит,день удлиняется. Посмотрите на небо
Спросите ребенка, какое небо было зимой,а какое стало теперь. Зимой небо было серым, а теперь синее. На небе можно увидеть облака, которые иногда ветер гонит. Рассмотрите облака. Найдите с малышом сходство с животными: на кого похожи облака. Это очень увлекательное занятие.
Если у вас еще лежит снег, понаблюдайте, как он тает и бегут маленькие ручейки. Послушайте с малышом, как он журчит. Посмотрите, куда ручей бежит? Возле ручьев дети любят играть: пускают бумажные кораблики, скорлупу от орехов, кору деревьев. Это очень весело и интересно!
Посмотрите, как на деревьях набухают почки. Мы срезали веточку вишни и сирени и наблюдали, как почки раскрываются. Полюбуйтесь с детьми первыми подснежниками. Можете рассказать им легенду о Весне и подснежнике.(здесь.)
Понаблюдайте за птицами. Какие уже вернулись в ваши края.
Я чуть позже напишу подробнее, как наблюдать за природой весной.
Народные приметы по месяцам в поговорках
Люди давно заметили, что между природой и атмосферными явлениями существует некая тесная связь. Так, насекомые, животные и растения словно подсказывают человеку о грядущих изменениях в природе. К сожалению, в условиях проживания в огромных мегаполисах люди лишены возможности (а иногда и просто желания) отслеживать эти знаки, посылаемые самой природой.
К счастью, наши предки, жившие в гармонии с землёй и природой, на протяжении многих веков умели наблюдать за окружающим миром и отслеживать причинно-следственные связи. Впрочем, и современные люди, чье детство прошло на свежем воздухе в окружении природы, умеют примечать малейшие погодные изменения.
Вот робко поступает на землю первый месяц весны — март. Он словно горит желанием отвоевать землю у злой, всем надоевшей зимы. Однако она не так охотно сдает свои позиции и кое-где, то тут, то там видны снежные сугробы, впрочем, немного растаявшие и почерневшие.
Наступает апрель и понемногу пробиваются из земли первоцветы, радуя глаз и обоняние. А следующий за ним зелёный май словно открывает ворота в лето.
Весенний день год кормит — не зря говаривали наши предки
Они-то понимали, насколько важно заранее определить изменения погоды
Если в марте часто возникают туманы, то лето выдастся дождливым.
Наводнение предупреждает о появлении в летнее время вредных насекомых.
Если в середине марта очень тепло, значит, и лето будет теплым.
Watch this video on YouTube
Мартовский гром говорит о хорошем урожае на хлеб.
Если морозы в марте редкие, то год будет урожайным.
Длинные сосульки, свисающие с крыш домов, говорят о долгой весне.
Если в марте часто сверкают молнии, но грома нет, то год будет сухой.
Если после мартовских метелей снег на полях ложится волнами, значит, будет хороший урожай огородных овощей и яровых хлебов.
Много березового сока говорит о дождливом лете.
Если в начале апреля еще лежит снег и поверхность его шероховатая, значит, будет хороший урожай.
Мокрый апрель предсказывает грибное лето.
О хорошем урожае говорят и звездные ночи в конце апреля. Об это говорят и теплые дожди.
Если в начале апреля гремят грозы, то будет большой урожай орехов.
Если в начале апреля еще нет ласточек, значит, весна будет холодной
Если май выдался холодным, а дожди и туманы были его частыми гостями, значит год будет хлебородным.
Дождливый май предупреждает о сухом июне.
Если в мае часто идет град, значит, и лето будет таким.
Множество майских жуков и журавлей предсказывают засуху.
Если листья у дуба развернулись, значит, стоит ждать похолодания.
Распустившаяся береза предваряет цветение сирени и черемухи, которое начнется через неделю.
Пословицы и поговорки
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
Весною дни долгие, да нитка короткая. (Лень прясть).
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна красна цветами, а осень – пирогами.
Грач на горе – весна на дворе.
Пришла весна, так уж не до сна.
Зима весну пугает, да сама тает.
Весна отмыкает ключи и воды.
Конечно, смысл многих пословиц, поговорок и даже детских стишков необходимо будет объяснить ребенку. Почему, например, весной не до сна, как весна отмыкает ключи и воды, почему воробушки радуются, что выжили зимой?
Чем больше пословиц и поговорок вы объясните малышу, тем эрудированнее будет ваше чадо. Помните, что цель всех занятий – не сами знания, но полноценное, разностороннее развитие ребенка, привитие ему пытливости ума и желания постоянно открывать для себя что-то новое.
5) В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ об одном из растений, изображённых на рисунке (по своему выбору). Что нового вам удалось о нём узнать?
Мать-и-мачеха
Это растение называют самым смелым, потому что оно цветёт очень рано, в начале апреля.
Своими цветками оно похоже на одуванчик, но цветёт, когда у него ещё не появились листья.
Листья у мать-и-мачехи появятся только в мае, когда она отцветёт.
Это растение обладает лекарственными свойствами и помогает лечить кашель.
Мать-и-мачеха размножается с помощью семян и корней.
Медуница
Это растение также цветёт в апреле, одним из первых.
Медуница знаменита своими соцветиями, которые постепенно меняют свой цвет.
Сначала они красного цвета, потом становятся фиолетовыми и, наконец, синими.
Таким образом медуница привлекает насекомых опылителей.
Медуница редкое растение и во многих регионах внесена в Красную книгу.
Словарь родной природы
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.
Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода.
Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками — «черепками», сольется с лугов и полей.
Загадки про весну короткие для детей 2-4 лет
Малыши 2-4 лет еще не готовы воспринимать большие объемы информации. В таком возрасте лучше всего разгадывать коротенькие загадки про весну, которые помогут ребятишкам изучить прекрасное время года в игровой форме. Если Ваш малыш не сможет сразу отгадать загадку, не торопите его – это вполне нормально, но и не отгадывайте за него. Лучше задайте пару наводящих вопросов, помогите ему.
Активнее хвалите кроху в любом случае – если он разгадает сам или же с вашей помощью. Ниже мы подготовили для вас примеры коротких загадок про весну с ответами для детей 2-4 лет.
Тает снежок, Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
***
Первым вылез из земли на проталинке. Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник)
***
В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. (Ручеек)
***
Шагает красавица, Легко земли касается. Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна)
***
Белые горошки На зеленой ножке. (Ландыш)
***
Идет красавица, Земли касается, Где снег был, лед, Трава цветет. (Весна)
***
Зимой лежал, Весной побежал. (Снег)
Была белая да седая, Пришла зеленая, молодая. (Весна)
***
Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
***
Она на приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет — В лесу подснежник расцветет. (Весна)
***
Дом построен для певца Без окошек, без крыльца. (Скворечник)
***
Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле … (Весна)
***
Снежок растаял и с полей Бежит проворливый … (Ручей)
***
Желтые, пушистые, Шарики душистые. Подарю я маме, Посмотрите сами. (Мимоза)
***
Снег чернеет на полянке, С каждым днем теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это, что за время года. (Весна)
Насекомые
Спросите у малыша, как он думает, какие насекомые просыпаются весной, где они проводят зиму и в каком состоянии. Для этого маме самой необходимо запастись полезной информацией, чтобы отвечать на расспросы ребенка и рассказывать ему об изменениях, происходящих весной в живой природе.
Гуляя на улице, наблюдайте вместе с малышом за насекомыми, проснувшимися весной. Можете запоминать или записывать, сколько вы увидели жучков сегодня, чтобы сравнить с тем, сколько увидите через неделю. Расскажите малышу, что с каждым днем природа наполняется все большим количеством насекомых, потому что они чувствуют приход весны и тепла.
Возьмите на несколько часов домой какое-либо насекомое, посадив его в стеклянную банку. Малыш может наблюдать за жучком, кормить его травой или кусочками овощей, а потом выпустить на волю.
Предварительная работа с детьми, обсуждение темы
Во время обсуждения темы «Весна пришла» дети активно читают стихотворения, внимательно рассматривают картины/иллюстрации. Кроме этого приветствуется:
- наблюдения на прогулке;
- заучивание стихотворений или песен о весне;
- рисование сосулек на крыше;
- чтение, рассматривание книг о временах года, о весне;
- беседа о сезонных изменениях в природе, о природных явлениях;
- игровая деятельность (дидактическая игра «Когда это бывает?», словесная игра «Что лишнее?», сюжетно-ролевая «По тропинке в лес пойдём», творческая «Ранний весенний период»);
- рассматривание иллюстраций на тему «Первый день весны», «Труд людей весной», «В весеннем лесу»;
- решение проблемных ситуаций «Как помочь птицам весной».
Предварительная работа с малышами
Какой образ выбрать для нанесения на бумагу по поводу наступления весны
Темы предлагают разные в зависимости от способностей детей и их возраста. Например, педагог предлагает выбрать следующий образ: «Подснежник» — первый мартовский цветок, «Мать-и-мачеха», «Нарцисс», «Одуванчик».
Наиболее интересным образом выступает солнышко и дождик. Перед началом игры преподаватель показывает солнышко детям и произносит следующую фразу: «Солнце ярко сияет, все ребятки гуляют». Воспитатель держит солнышко в руках, а ребята начинают гулять по кругу.
Как только солнышко прячется за тучкой, идет дождь. Детки должны спрятаться от дождя. Все бегут под зонт.
Обратите внимание! После окончания игры педагог предлагает нанести на бумагу солнышко и дождик. Завершая процесс рисования, ребяткам можно подарить маленькие цветочки
Как объяснить ребёнку 5-6 лет причину смены времён года?
Объяснить маленькой крохе причину смены времён года не так просто, ведь он ещё очень мало знает о нашей планете. Поэтому теорию большого взрыва лучше отложить до средней школы, а сейчас ограничиться общей информацией. Расскажите малышу, что Земля вращается вокруг огромной и горячей звезды – Солнца. А ещё она вращается вокруг собственной оси. Поэтому солнечные лучи по-разному освещают поверхность нашей планеты, из-за чего в одних странах тепло, а в других холодно.
Когда лучи светят прямо на наш континент, начинается весна и лето. Потом Земля постепенно разворачивается, солнце отдаляется, тёплых лучей становится меньше. Так приходит осень, а за ней и зима. После того, как планета совершит полный цикл вращения, снова приходит весна.
Для дошкольника этих знаний будет достаточно для понимания природных процессов. Чтобы закрепить информацию, составьте вместе с ребёнком рассказ о временах года и явлениях, происходящих весной, летом, осенью и зимой. Например:
- Весной солнце начинает светить ярче и дольше, а это значит, что день увеличивается и становится тепло. Снег постепенно тает, из дальних стран возвращаются птицы. Появляются первые зелёные листочки, трава, цветы.
- Летом Земля купается в солнечных лучах, из-за чего на улице тепло не только днём, но и ночью. На лугах много ярких цветов, в лесу поспевают ягоды, а в саду – фрукты. Вокруг порхают бабочки и жужжат пчёлы. Прогревается даже вода в речке, поэтому можно купаться и мёрзнуть.
- Осенью солнце уже не такое яркое и тёплое, поэтому природа начинает готовиться ко сну. Листья желтеют и опадают, часто идёт дождь, птицы улетают на юг. Наступает пора уборки урожая.
- Зимой солнечные лучи лишь слегка касаются Земли. Становится совсем холодно, часто идёт снег.
Если ребёнок проявляет интерес к этой теме, то можно рассказать ему и о других явлениях. Например, о том, что на планете сейчас не везде одно и то же время года. Если у нас лето, то на другом континенте зима. Конечно, слишком глубоко погружаться в тему и рассказывать крохе о наклоне земной оси не стоит. На данном этапе вполне достаточно общих сведений.
Весенние перемены
Весна – время года, похожее на раннее утро. Природа пробуждается от зимнего сна. Солнечные лучи начинают прогревать замерзшую землю. Все вокруг оживает, наполняя воздух веселым звучанием.
Еще дают о себе знать последние морозы, но уже можно отметить три первых признака наступающей весны:
Признак | Описание |
Таяние снега | Дни становятся немного теплее, и лежащий на обочинах снег начинает оседать. Его верхний слой твердеет, образуя плотную наледь. Талый снег приобретает сероватый оттенок и постепенно превращается в ручейки. |
Звон капели | Одновременно с сугробами начинают оттаивать сосульки. Капельки воды, падающие с крыш, звенят, разбиваясь об асфальт и образуя многочисленные лужицы. |
Переменчивость погоды | Ранней весной погода часто меняется. Зима не спешит отступать, за окном часто можно увидеть снег или дождь. Возможны заморозки. Однако солнце появляется все чаще, и на смену холодам приходят более теплые дни. Постепенно их становится все больше. |
Загадки о весне для дошкольников с ответами
Эта категория загадок про весну в стихах подойдет для детей 5-6 лет. Ребенок такого возраста с удовольствием прислушивается не только к значению слов стиха, но и к рифмам. Даже, если дошкольник еще не совсем догадывается о смысле всех слов, то рифма в ответе поможет ему решить это несложное задание и решить загадку. Чтобы выучить и запомнить особенности весны, предлагаем вам загадать детям вот такие загадки.
Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла… (Весна)
***
Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка? (Дождь)
***
Я раскрываю почки, В зеленые листочки. Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня… (Весна)
***
Здесь на ветке чей-то дом Ни дверей в нем, ни окон, Но птенцам там жить тепло. Дом такой зовут … (Гнездо)
***
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришел… ( Апрель)
***
У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
***
Он — Цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам… (Нарцисс)
Зазвенели ручьи, Прилетели грачи. В улей пчела Первый мед принесла. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Весной)
***
На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик)
***
Их в Голландии найдете, Там везде они в почете. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут… (Тюльпаны)
***
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад Заглянул к нам месяц… (Март)
***
Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья Для всякого зелья. (Весна)
***
В ночь — мороз, С утра — капель, Значит, на дворе… (Апрель)
***
Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край — Нас теплом встречает … (Май).
Чистяк весенний
Цветёт одновременно с ветреницей и имеет жёлтые цветки.
Но в отличие от ветреницы его цветки имеют побольше лепестков, они более пышные.
А листья чистяка гладкие.
Размножается чистяк семенами и клубеньками, которые появляются прямо на стебле.
6) Расскажите, какие весенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать?
Я видела, как напротив нашего дома, на пригорке расцвела мать-и-мачеха.
Я наблюдала прилёт грачей и скворцов. Эти птицы одними из первых появляются в наших краях.
И также я видела несколько первых бабочек — крапивницу и павлиний глаз.
7) Узнайте перелётных птиц на рисунке.
На рисунке первым справа показан Скворец, за ним мы видим птицу под названием Зяблик, третий нарисован Жаворонок и последней — Трясогузка.
Подумайте, как связаны между собой весенние явления в неживой и живой природе. Постарайтесь показать эти связи с помощью модели.
Три примера модели связей между живой и неживой природой для 2 класса
1. Увеличение продолжительности дня — Таяние снега — Появление проталин — Первые цветы.
2. Таяние снега — Появление проталин — Прилёт перелётных птиц.
3. Высота подъёма солнца над горизонтом — Повышение температуры воздуха — Появление первых бабочек.
Игры
Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.
Прыгаем по лужам
Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.
Соотнеси картинки
Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – пасхальное яйцо, для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.
Угадай, какое время года
Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.
Разгадываем загадки
Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.
Загадки | Ответ |
---|---|
Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? |
(Зима) |
Хоть сама и снег, и лёд, А уходит — слёзы льёт. |
(Зима) |
Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Искристым белым серебром. |
(Зима) |
И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт — В лесу подснежник расцветёт. |
(Весна) |
Из заморских стран далёких Птицы к нам Летят-возвращаются. |
(Весна) |
Прилетела пава, Села на травы, Распустила перья Для всякого зелья. |
(Весна) |
Зелёное, жёлтое, красное, Самое в году прекрасное! Босоногое, щедрое, жаркое, Дачное, пляжное, яркое! |
(Лето) |
Красное, зелёное, жаром опалённое, Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою. |
(Лето) |
Можно купаться и рыбу ловить, Можно по лесу с корзиной бродить, Бегать по лужам под дождиком тёплым И не бояться до нитки промокнуть. |
(Лето) |
Пришла волшебница прекрасная Листву без краски перекрасила. |
(Осень) |
Вот и стали дни короче, И длиннее стали ночи, Птицы тянутся на юг, Пожелтели лес и луг. ( |
(Осень) |
Ей, чтобы перекрасить листья, Не нужно красок или кисти: Зелёные летом, они Становятся жёлтыми, красными. |
(Осень) |
Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:
- З.Е. Агранович “Времена года”.
- Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
- Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
- Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.
Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации
Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов
Занятие по ИЗО на тему «Весна» в 1 и 2 младших группах детского сада
Сценарий относится к образовательной деятельности для детей младшей группы в рамках методического мероприятия по теме «Весна пришла». Основное занятие педагога – это научить детей рисовать одуванчики, используя метод тычка, закреплять умения правильно держать тычок и располагать изображение по всему листу, развивать чувство цвета, творческое воображение, воспитывать бережное отношение к природе и эстетический вкус.
Задание по ИЗО «Весна» для младшей группы
Пример конспекта занятия по рисованию к приходу Весны
Пример конспекта на тему «Весна пришла» имеет специальное программное содержание, направленное на развитие фантазии малышей, улучшение настроения, закрепление основных цветов, знаний, создание уникальных рисунков. Педагог заранее готовит материал, при помощи которого создается уникальное изображение. Для выполнения работы нужна кисть, гуашь, салфетка, вода.
Обратите внимание! Пример занятия по рисованию «Весна» — это рассмотрение прекрасной погоды. Педагог рассказывает, что снег начинает таять, птицы возвращаются из теплых стран, растет зеленая трава
Всю эту информацию следует передать на бумаге, используя цветные карандаши.
Воспитатель спрашивает у малышей: «Какая бывает весна»? Все хором отвечают, что теплая, зеленая, светлая. Далее педагог интересуется, что же происходит в это время года. Малыши отвечают, что весной начинает таять снег, птицы прилетают из теплых стран, вырастает трава, появляются почки и листья на деревьях.
Беседа продолжается между детьми и воспитателем.
Материалы и оборудование, необходимые для занятия
Подбирается макет солнышка, соответствующий костюм для взрослого, второй девочке «Весне» полагается венок, метла, набор картин о весне, звукозаписи, ноутбук, презентация «весенний урок». Рисование в младшей группе на тему «Весна» проводится с использованием листа альбома со стеблями, кисти, листа альбома с силуэтами деревьев без листьев, зелёных листьев, клея, кисточки, салфетки, подставки, клеенки, квадратов Воскобовича для всех детей, силуэтов диких животных и птиц, черных карандашей.
Материал для выполнения занятия
Демонстрационный и раздаточный
Демонстрационный материал: образец рисунка, фотография с изображением одуванчика в траве, бабочка на магнитах, конверт с письмом.
Обратите внимание! Раздаточный материал: альбомный лист бумаги зелёного тона, гуашь желтого цвета, кисть-тычок, салфетка
Явления природы весной
Весна — это очень яркое событие в жизни окружающего мира, поэтому она протекает с множеством интересных и завораживающих явлений природы. К ним можно отнести:
• Половодье• Снеготаяние• Ледоход• Гроза• Град• Цветение
Весной начинается активное таяние снега, а в воздухе разносится веселое журчание ручейков. Они наполняют собой реки и озера, что вызывает их переполнение. Воды выходит из берегов и заполняет берега, а также леса и поля, расположенные рядом. Это весеннее явление называется «половодьем».
Одним из самых ранних и заметных проявлений весны является снеготаяние. Солнце, которое уже достаточно высоко стоит над горизонтом и хорошо прогревает землю растапливает снег и превращает его в извилистые ручейки.
Когда лед на реках и озерах начинает таять, он разламывается на небольшие части и уносится вниз по течению. Это явление называется «ледоход». Такой лед очень хрупок, поэтому весной очень опасно по нему ходить.
В мае появляются первые грозы. Они еще не набрали своей силы, но это только дело времени. Также весной можно наблюдать такое интересное природное явления, как град. Он представляет собой шарики льда, выпадающие из облаков. Град отличается по размеру. Он может быть с бусинку или достигать размеров куриного яйца.
Одним из самых ярких явлений весны, безусловно, является цветение. Уже в конце апреля набухшие почки начинают постепенно раскрываться и открывать миру свои изумрудные листья, а зеленые стройные, словно солдаты, травинки, тянутся к теплым солнечным лучам. Вскоре появляются и первые цветы, которые гостеприимно раскрывают свои лепестки навстречу проснувшимся насекомым.
Время года — Весна: Март, Апрель, Май
Весна включает три календарных месяца: март, апрель, май.
Весну в народе называют «благодатная», «всеоживляющая». Весна короче лета, но продолжительнее осени и зимы.
Весна начинается 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включает подсезоны:1-17 марта — Перелом зимы18 марта — 15 апреля — Снеготаяние16 апреля — 5 мая — Оживление весны6 — 21 мая — Разгар весны22 — 31 мая — ПредлетьеВ некоторых календарях даются другие подсезоны:Оживление весны — с 15 апреля;Разгар весны — с 11 мая;Начало предлетья — с 26 мая.Иногда называются подсезоны: Предвесенье, Водополье, Пролетье и др.
Погода весной переменчива. Весны бывают короткие и затяжные, ранние и поздние. «Ранняя весна ничего не стоит». Поздняя весна благотворно влияет на развитие живой природы, она наступает в начале апреля. «Поздняя весна не обманет». Длинные сосульки — к долгой весне. Ранний вылет пчел — к долгой, затяжной весне.
По астрономическому календарю первым днем весны считается день весеннего равноденствия 21 или 22 марта. Метеорологическая весна начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов. Начало весны — примерно 12 марта, окончание — 5 мая.
По фенологическому календарю весна начинается с проталин среди белого снега и зацветания серой ольхи, оканчивается в пору отцветания фруктовых деревьев и опадания плодов вяза. Средний срок весны около 85 дней (ориентировочно с 18 марта по 10 июня).
Согласно Лесному календарю Бианки весна — время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними — улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики, трясогузки, чайки, чибисы, сороки, журавли, горихвостки, дрозды, овсянки, дикие гуси, утки, коршуны, бекасы-кулики, соловьи, ласточки, стрижи, зарянки, кукушки и т.д.Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, — зимородки, варакушки, чеканчики, камышовки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.В марте-апреле линяют зайцы, белая куропатка, ласка.У зайчихи появляется приплод — настовики, т.е. ровесники наста; детеныши у барсучихи; у лосей — растел. Обычно рождаются два рыжих лосенка — бычок и телочка.В это же время размножаются земноводные.Конец февраля — март — у волков и лис свадьбы.Талисман весны — «священный» камень изумруд — символ первой весенней зелени. «Посмотришь утром на изумруд — за день не сделаешь ничего плохого». Соответствие знакам Зодиака: март — Рыбы, апрель — Овен, май — Телец.