Обучение детей творческому рассказыванию

Содержание

  • Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 43 «Алёнушка» с приоритетным осуществлениемпознавательно-речевого направления воспитанников» города Невинномысска.Тема: Виды и приемы рассказывания в детском саду

    Выполнила: Чипуляева
    Юлия Александровна

  • Слайд 2

    Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды рассказывания:

    Рассказывание по игрушкам и предметам;
    Рассказывание по картине;
    Рассказывание из личного опыта (по памяти);
    Пересказ народных сказок или рассказов;
    Творческое  рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам).Например, «Как бы я помог маме».

  • Слайд 3

    В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности.
    Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение.
    Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов.
    Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Дети 1-3 лет: Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок).
    Дети 1-4 лет: Составление описательного рассказа по набору игрушек. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
    Дети 4-6 лет: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет). Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
    Дети 5-7 лет: Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

  • Слайд 6

    У детей пяти-шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.

    В подготовительной к школе группе усложняется языковой материал, которым оперируют дети.

  • Слайд 7

    Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.

  • Слайд 8

    В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов.

    Цель обучения — учить детей описывать изображенное на картине.

  • Слайд 9

    Старшая группа. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

    Подготовительная к школе группа.
    Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

  • Слайд 10

    В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

  • Слайд 11

    Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах.

  • Слайд 12

    Во 2-ой младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводить их к воспроизведению текста.

  • Слайд 13

    Задачи обучения пересказыванию в старшей группе: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя: передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствующих с переживанием действующих лиц; излагать содержание близко к тексту, использовать авторские слова и выражения.

    В подготовительной группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, неизученные детали в старшей группе.

  • Слайд 14

    Творческое  рассказывание

    Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях.
    Сюжет для творческого рассказывания должен соответствовать требованиям:
    вызывать у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний;
    соответствовать опыту ребенка, уровню его речевого развития;
    затрагивать нравственные и эстетические чувства;
    активизировать воображение;
    углубляет интерес к речевой деятельности;
    охватывать область детских игр и развлечений.

  • Слайд 15

    Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Посмотреть все слайды

Придумывание рассказа по картине

В старшей и подготовительной к школе группах дети учатся составлять творческие рассказы по картине. Творческий рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным, момент, зафиксированный на картине, и последующие события (или только два из трех названных элементов).
Уже при ознакомлении с картиной задается несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после (Как вы думаете, откуда приехали эти дети? Что они будут делать в деревне у бабушки и дедушки? — к картине «Радостная встреча» из серии «Картины для детских садов» Е. Радиной и Л

Пеньевской).
Воспитателю важно разъяснить детям задание, предложить по-своему рассказать о том, что не нарисовано на картине, но о чем можно догадаться. Если в группе проводилось систематическое обучение придумыванию рассказов по игрушкам, дети уже подготовлены к выполнению задания

Поэтому можно, не пользуясь образцом рассказа, дать его план с последующим разбором, что хорошо активизирует детскую инициативу.
Если дети плохо владеют монологической речью, задание можно облегчить: провести придумывание рассказа по частям. Например, по картине «Ждут в гости маленьких друзей» (из серии «Наши маленькие друзья») детям предлагается сначала придумать рассказ на тему «Подготовка к приезду гостей»: как ребята убирали групповую комнату, как подготовили небольшой концерт, какие приготовили подарки. Содержание картины облегчает составление такого творческого рассказа (в вазах на окнах распустившиеся ветки тополя, красочный плакат, красиво расставленные флажки и т. д.). Заслушав 1—2 рассказа на эту тему, педагог предлагает придумать дальше: кто приехал в гости к детям, как одеты гости, когда это было («Первое знакомство»). Завершает рассказ последняя часть — «Гости на празднике»: как приняли дети гостей из далекого Узбекистана, как их развлекали. Затем воспитатель может дать индивидуальное задание: рассказать обо всем сразу, т. е. объединить отдельные части в целое. После придумывания рассказа к одной картине, особенно если интерес к ней уже упал, можно предложить другую, близкую по содержанию первой.
Ребенку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картин или крупных фотографий, которые служат узловыми сюжетными моментами (ребята готовят украшения к елке — веселятся у елки — получают подарки от Деда Мороза).
В подготовительной к школе группе в III квартале на одном занятии можно предлагать сразу несколько картин (известных и новых), предоставляя ребенку право выбора одной из них для выполнения задания. Это развивает самостоятельность детей, повышает интерес к занятию, разнообразит его ход.
Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом. В качестве последнего используют детские сюжетные рисунки, фотографии из жизни детей, открытки, мелкие картинки. Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком. Он рассказывает, кто написал письмо, чем занимались раньше дети, изображенные на фотографии (открытке) (развитие изображенного сюжета). О своем рисунке рассказчик может сказать, что он мог бы нарисовать еще.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»

Цель: Составить рассказ с использованием игрушек

Образовательные задачи

— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды, в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей

— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно активизировать словарь детей

— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые художественные приёмы

— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны их ответов

Развивающие

— Развивать воображение, творческую инициативу

Воспитательные

— Воспитывать интерес к сочинению рассказов

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя. Дети сидят на стульях.

Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте загадки!

  • Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)
  • Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка)
  • Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь)

После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки. (Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик, ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки и лисы.

Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка.

Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, — позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз, вверх-вниз.

Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело вдвоём.

Также интересный материал по развитию речи:Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Сказки из шкатулки»

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?

Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая, хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.

Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется медвежонок, тот и будет рассказывать.

Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?

Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова, но стали более длинными и похоже звучали

Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка

Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?

Проводится подвижная игра:

По лесной лужайке, разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки попрыгайки

Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок

Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки

Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!

Название: Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе «Забавные приключения белки, зайца и лисы»

Значение обучения рассказыванию

Программа дошкольного образования ставит перед педагогом задачу научить каждого ребенка осмысленной, грамматически правильной, связной и последовательной речи. Речь дошкольника должна быть живой и эмоционально выразительной. Воспитание психической настороженности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с языком как языковой реальностью и формирование способностей к распознаванию языка становятся необходимым условием воспитания языковой культуры, которая является важнейшим звеном всестороннего развития личности ребенка.

Уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста можно оценить, посмотрев, как ребенок способен построить собственное высказывание. Способность связно, последовательно, точно и изобразительно излагать свои мысли влияет на эстетическое развитие ребенка: При пересказе, придумывании собственных историй ребенок использует образные слова и выражения.

«Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка владения рядом лингвистических навыков: строить повествовательное высказывание в соответствии с темой и главной мыслью; наблюдать за структурой текста; связывать предложения и части высказывания, используя разные типы связей и разные средства; выбирать подходящие лексические и грамматические средства». Контекст как один из важнейших категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: Содержание текста, его смысл, логика изложения, особая организация языковых средств; коммуникативная направленность; композиционная структура.

«В педагогических исследованиях Л.Г. Шадрина доказано, что связность формируется преимущественно в текстах повествовательного характера. В то же время исследователи называют усвоение текста главным результатом в процессе овладения языком.»

В рассказах дети передают определенное действие, стимулированное картинкой, готовую игровую ситуацию, созданную с помощью игрушек, а также историю, основанную на картинке, выходящую за рамки картинки или придуманную игрушками (одной или несколькими). Навыки повествования, описания и рассуждения развиваются в монологах из коллективного и индивидуального опыта. В рассказывании из опыта дети старшего дошкольного возраста привыкают к широкому языковому общению, развивая способность использовать свой сенсорный опыт для передачи его в связном повествовании. Формируется способность излагать свои мысли ясно, понятно для других, изобразительно . Коллективное письмо, как способ повествования о пережитом, не только развивает умение правильно составлять повествовательные тексты, но и оказывает положительный воспитательный эффект.

«В исследованиях Н.Г. Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.Г. Шадрина доказано, что в основе развития связной речи дошкольников лежит формирование представлений о типах высказываний и их структуре, о способах связи между частями текста. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть неразговорчивость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Обогащение знаний и идей ребенка должно быть связано с развитием способности правильно выражать их на языке.

Развитие связной речи детей включает в себя решение и других специфических задач обучения родному языку: работу над лексикой, формирование грамматического строя языка, воспитание здоровой речевой культуры. Старшие дошкольники могут научиться составлять повествовательные рассказы только путем систематического обучения, постоянной практики.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект НОД в подготовительной группе. Творческое рассказывание, придумывание сказки.

ОО Коммуникация.

Разработчик: Устинова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба»», город Качканар, Свердловская область.

Задачи:

Образовательные:

Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.

Создавать условия для:

  • совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
  • проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.

Развивающие:

Создавать условия для:

  • развития способностей, интересов и мотивации деятельности (через домовенка Кузю)
  • развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.

Воспитательные: Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других). Создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, восхищаться придуманным сказкам товарищей.

Ход занятия.

— Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовенком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки Хотите с ним познакомиться? (да)

— Кузя, ты где?

— Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!

— Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.

— Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то узнаете какие сказки живут в моем сундучке. (Загадывает, открывает сундучок, начинает плакать.)

— Что случилось, Кузя?

— У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.

— Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).

— Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит сказка? (Зачин, середина, концовка).

— Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве…)

— Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…)

— В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)

— Кто вам больше нравиться, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?

— Дети, а сказка получиться, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)

— Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)

— Молодцы! А теперь немного отдохнем (физкультминутка):

«Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел- Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать».

— Ребята, сегодня мы с вами будем сказочниками. А эти модели помогут вам придумать сказку.

Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).

— Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя. Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).

— Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась

— Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.

Следующая >

Исходные теоретические позиции исследования

В настоящее время существует много подходов к определению творчества, а также смежных с данным определением понятий: креативность, нестандартное мышление, продуктивное мышление (более относятся к процессу мышления), творческий акт, творческость, творческая деятельность, творческие способности и другие. Ф.Баррон, осуществивший обзор исследований по творчеству за 10 лет (с 1970 по 1980 г.г.), дал такое определение творчеству: «Творчество — это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах…, способность включать в жизнь что-то новое». Е.П.Торранс говорит о «синтезирующем мыслительном акте, в результате которого возникают новые ассоциации идей, мыслей, фактов». В психологическом словаре А.Ребера (1985) творческость определяется следующим образом: «Творческость — психический процесс, который приводит к уникальным и новым решениям, художественным формам или продуктам».

Независимо от того, носят ли эти определения обобщенный (например, Я.А.Пономарев рассматривает творчество как взаимодействие, ведущее к развитию) или частный характер, отчетливо проявляется ориентация на продуктивную сторону творчества . Ряд исследователей (К. Роджерс, В.М

Бехтерев, Guilford J.P, Torrance Е.Р., De Bono и другие), изучая результат творчества, акцентируют внимание на аспекте его создания — процессуальная сторона творчества. Они указывают, что значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления и воображения

В отечественной психологии способности определялись, прежде всего, как условие успешного овладения деятельностью (В.Н.Дружинин, В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, Н.Н.Поддъяков, В.Б.Синельников и др.).

Это привело к выделению в качестве способностей психических свойств, отвечающих требованиям деятельности. Однако, отнесенность способностей к деятельности послужила причиной того, что в поле зрения исследователей попадали специальные способности, тесно связанные с определенными видами деятельности. Изучение творческих способностей более тесно связано с анализом развития в контексте различных видов деятельности (Н.А.Ветлугина, В.И.Кириенко, 1959; Ю.А.Полуянов, 1988; К.В.Тарасова, 1987, Б.М.Теплов, 1961 и др.).

Творчество рассматривается нами как деятельность, которая опирается на способности ребенка, основные психические функции (мышление и воображение) и социальный опыт. Данное понятие может быть применимо и к детскому творческому рассказыванию, в основе которого лежат процессы творческого мышления и воображения, речь и личный опыт ребенка.

Суть творческой деятельности как психологического свойства сводится, по Я.А.Пономареву, к интеллектуальной активности и сензитивно-сти к продуктам своей деятельности, получить которые возможно благодаря научению способам деятельности и личным познавательным усилиям.

Обратимся к рассмотрению отдельных составляющих творческой деятельности в контексте изучения творческого рассказывания.

Мыслительные и творческие процессы человека изучаются нейрофизиологией, психофизиологией, философией, общей, детской и специальной педагогикой и психологией

Исключительную важность представляет собой связь мышления и творчества с познавательными процессами. Поэтому в целях совершенствования педагогических технологий, особенно в практической работе с аномальными детьми, необходимо системное изучение и научное понимание данных явлений

Творческое мышление и творческое воображение выступают как основные составляющие креативности. В контексте нашего исследования эти два понятия активно участвуют как в творческом процессе, так и в познавательном. теризующими процесс решения творческой задачи. Критерием творческого акта, по Я.А.Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового знания. Тем самым, творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода .

Презентация на тему: » Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»» — Транскрипт:

1

Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»

2

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания можно выделить виды рассказывания : 1)по игрушкам и предметам, 2)по картине, 3)из опыта, 4)творческие рассказы.

3

Рассказывание из опыта Основа — содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Особенности: 1) опирается на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности; 2) отражает переживания и чувства ребенка; 3) в их основе работа памяти и воссоздающего воображения; 4) недостаточно связны и последовательны; 5) имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.

4

Рекомендованные темы Средняя группа: как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне. Старшая и подготовительная группы: как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.

5

Рассказы из опыта можно разделить на два вида: 1.Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту). 2. Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

6

Виды помощи при составлении рассказа из личного опыта: lвспомогательные вопросы lобразец рассказа воспитателя lплан рассказа lуказания lанализ и оценка детских рассказов lподсказ нужного слова lсовместный рассказ воспитателя и ребенка

7

Творческое рассказывание -это деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Виды творческого рассказа: 1) рассказы реалистического характера; 2) сказки; 3) описания природы; 4) по аналогии с литературным образцом: — замена героев с сохранением сюжета; — изменение сюжета с сохранением героев.

8

Условия успешного обучения творческому рассказыванию 1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. 2. Пополнение и активизация словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел.

9

Приемы обучения творческому рассказыванию 1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Придумывание детьми продолжения авторского текста. 3. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.

Сочинения-рассказы по воображению. Обучающие приемы

Творческое рассказывание в детском саду включает методы, помогающие развитию воображения:

  • Перед выполнением задания воспитатель предлагает разные варианты событий одной истории, затем дети, отталкиваясь от предложенных ситуаций, придумывают свои собственные.
  • Дети завершают историю, которую начинает рассказывать воспитатель; при этом предлагаемая ситуация должна быть «открыта» для разнообразных концовок.
  • Героям рассказа дается голос – включается прямая речь.
  • История рассказывается применительно к лицу автора – мальчика или девочки.

Развивая речь ребенка, взрослые тем самым развивают его мышление.

Задачи развития речи дошкольников в ДОУ

ФГОС ДО предполагает овладение речью в качестве средства общения и культуры. Обучение, направленное на усвоение языковых обобщений, понимание элементарных языковых явлений, вызовет интерес, обеспечит творческие проявления, тенденцию к саморазвитию.

Разговор об овощах

Проблемы ставятся с учетом возрастных особенностей. У младших дошкольников развивают инициативную речь. Она предполагает, что малыш будет рассказывать о том, что он видит, какие чувства эмоции у него вызывает предмет или явление. Взрослому следует поддерживать стремление воспитанника к диалогу.

В работе с четырехлетними обучающимися большое внимание уделяется монологу. Малыш должен уметь выстроить описание игрушки, картины, явления из 3 — 4 предложений

Старшие дошкольники совершенствуют свои навыки. В ходе занятий требуется:

  • поддерживать желание обучающегося высказаться;
  • формировать умение составлять план;
  • продолжать развивать умение описывать игрушку, картину;
  • развивать умение составлять рассказы по личному опыту;
  • участвовать в обсуждении;
  • формулировать вопросы;
  • дополнять, исправлять, обобщать ответы одногруппников;
  • формировать умение составлять рассуждение.

Технология ТРИЗ

Воспитателями используются различные технологии: развивающие, социально-адаптирующие, личностно-ориентированные, наглядного моделирования, ТРИЗ. Планы курсовой подготовки воспитателей предусматривают освоение новых подходов к развитию языковой деятельности.

Составление сказки (подготовительная группа)

Воспитатель: Ребята, мы закончили составлять сказку? Что нам ещё надо сделать?

Дети отвечают на вопросы (придумать конец сказки, узнать, чем всё закончится)

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами придумать конец сказки, опираясь на подсказки — схемы. Я буду выкладывать подсказки, вы предполагать, что они значат. И только потом мы откроем последнюю страницу.

Воспитатель выкладывает картинки-подсказки.

— Как вы думаете, что обозначает первая подсказка? Можно ли брать домой бездомное животное, гладить на улице без взрослых? Куда хозяева отнесли сначала котёнка? Подружилась ли Мурка с котёнком? Нравится ли ему жить в доме с хозяевами? Как вы это поняли?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку.

Правы ли мы были? Можно ли сказать, что котёнок грустит, или ему плохо?

Дети: Нет.

Воспитатель: Кто хочет рассказать конец сказки?

Ребёнок рассказывает конец сказки.

Воспитатель: Я думаю, что было бы интересно послушать всю сказку целиком. Кто желает? Я уверена, что у тебя получится, а если ты будешь затрудняться, то тебе помогут картинки-подсказки и ребята.

Ребёнок рассказывает сказку в полном объёме.

Воспитатель: Котёнок очень любит играть. А вы?

Разминка.

Воспитатель показывает схематические карточки, дети должны выполнять те упражнения, которые изображены на карточках.

Если увидите картинку – мальчика, то выполняют только мальчики. Если увидите картинку – девочку, то выполняют только девочки. Ну а если будет картинка – человечек, то выполняют все. Последняя картинка ребята держатся за руки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательные, и я видела, как вы старались.

Стоя в кругу:

— Ребята, если вы взяли домашнее животное домой, то нужно нести за него ответственность. Это животное домашнее, а значит, без человека ему жить очень трудно. Каждый день бездомные животные погибают на улице: кто – то от холода и голода; кто – то под колёсами машины. Ухаживайте, любите, берегите своего питомца!

Рефлексия:

— Что мы сегодня хотели составить, придумать?

— Что помогло нам справиться с заданием?

— Кому вы сможете эту сказку рассказать?

— Вы сегодня довольны собой?

Предполагаемый результат:

Дети составили сказку по набору картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Использовали в качестве плана схематическую модель. Могут объяснить образное выражение «Глаза- зеркало души». Проявляют бережное отношение и сострадание к домашним животным. Могут рассказать сказку своим близким.

Тематика творческих рассказов

Обучение детей творческому рассказыванию необходимо сочетать с ознакомительными беседами о правилах поведения. При выборе темы для рассказов по воображению, нужно ориентироваться на основные цели и задачи воспитания, делая акцент на этичности поступков вымышленных персонажей. В то же время не стоит забывать о доступности и привлекательности выбранной тематики.

Можно также сочинять с детьми стихи, небылицы; придумывать загадки и считалочки. Детям они очень нравятся.

Результаты детского творчества можно оформлять в виде книжек и потом перечитывать их. В книжки можно помещать и рисунки детей, иллюстрирующие их авторские тексты. В общем, здесь открывается большое поле для творчества самого воспитателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: