Плей-листы

Живое слово

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки мало используются для развлечения или обучения. У каждого из них есть свои моральные заповеди и своя центральная идея: идея о том, что народ России — самый важный народ в мире.

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Внимательный анализ сказок разных народов позволяет нам заметить центральную идею, общую для всех русских народных сказок.

‘Важнее всего не личность, а семья и общественная жизнь’.

Этот вывод можно сделать на основании поведения персонажей. Они часто отклоняются от своей основной миссии и помогают окружающим. Доброта и сострадание — национальные черты русского народа. Мы также видим, что герои не отправляются в путешествие, чтобы получить профессию или богатство, как в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят испытания, и судьба вознаграждает их.

Русские народные сказки имеют форму семейных историй, сказок и рассказов о животных. Каждый вид имеет свои уникальные особенности и сущность. Русские народные сказки поражают своим разнообразием и красочностью.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Сказка про петуха кота и лису

Три друга

Жили были три друга – кот, лиса и петух. Хорошо жили, сытно. Кот на охоту ходил, лиса хозяйством занималась, а петух целыми днями на крыше сидел и смотрел, чтоб никто чужой не шел.

Вот как-то раз вернулся кот домой грустный.
— Ты чего такой? – спрашивает лиса.
— Зазря целый день проходил, ничего к столу не принес, — отвечает кот.

Лиса говорит:
— Это не беда. У нас петушково зерно есть. Не сголодаем. Проживем как-нибудь.

На другой день снова кот в лес ушел и снова хмурый вернулся:
— Что не так? – спрашивает лиса.
— Опять зазря целый день провел, — жалуется кот.
— Ничего, — отвечает лиса – На петушковом зерне лапы не протянем.

На третий день пошел кот в лес. И снова ни с чем вернулся.
Лиса его опять подбадривает:
— Покуда зерно есть, не пропадем.
Так и стали они петушковыми зернышками голод утолять. Неделя проходит, за ней другая, третья. Петушок сидит на крыше и сверху подмечает неладное.

Недоброе

Стали кот с лисой на него недобрыми глазами поглядывать, злыми языками причмокивать. Как-то раз сидит петух на крыше и видит, бежит по дорожке зайка – соседушка. Навстречу ему белка с дерева:
— Здорово, братец. Слыхал новость – у лисы и кота сегодня праздник. Обед сытный намечается. Была она давеча на базаре, накупила овощей. Говорила, куриную похлебку варить будет.

Как услыхал про то петух, затрясся весь от испуга. Куда бежать – что делать?
А тут и лиса на порог вышла, кличет его:
— Спускайся Петя к столу, у нас уж все наготове!

Делать нечего. Пришлось петушку в дом лететь.
Смотрит – сидят кот с лисой за столом, а перед ними кастрюля, накрытая крышкой. Петя думает «вот и конец мне пришел». Садится за стол, а сам, как лист осиновый дрожит. Лиса за крышкой потянулась лапой, Петя глаза зажмурил… А когда открыл, глядь – перед ним полная тарелка зерна свеженького. Кот с лисой ему говорят:

— Мы, Петя уж который день твоим зерном спасались. А теперь все, кончились наши бедственные дни. Вот, прими от нас подарок.

Петух обрадовался, как родился заново. И стало ему стыдно, что про друзей мог дурное подумать.

Наперед себе твердокаменно мораль в уме высек – доверие в дружбе – дело тонкое; напраслину на близких легко наводить, сложнее в добро верить безоговорочно.

Жанры фольклора

Чтобы лучше разобраться с искусством российского народа стоит поближе познакомиться с его разновидностями, которых огромное множество.

Пословицы и поговорки

Широко используются в обиходе и в наши дни. Это один из самых интересных жанров. Доподлинно неизвестно, когда впервые появились пословицы и поговорки. Неоспоримым фактом является то, насколько точно лаконичное и образное выражение отражает ум славян и их опыт, накопленный за десятилетия.

Многие ошибочно считают, что эти два определения идентичны. Это не так! Пословица является законченным выражением, содержащим мудрость народа. Пишется простым и доступным языком. Например, «Мал золотник, да дорог» или «Копейка рубль бережет».

Поговорка – это устоявшаяся веками фраза или сочетание слов. Их используют для украшения речи.

  • «Остаться с носом» — быть обманутым.
  • «Когда рак на горе свиснет» — никогда.

Приметы

Еще одна разновидность фольклора, которая за время своего существования претерпела немало изменений. Однако они не растеряли народной мудрости и порой актуальны в наши дни. Корни примет находятся в глубокой древности, когда славяне ощущали максимальное единение с природой. Они внимательно следили за событиями, происходившими в окружающей среде и связывали их между собой.

Спустя время свои наблюдения наши предки оформили словесно. Таким образом и появились приметы, которые через века перенесли знания, собранные в древности.

Несколько поверий, связанных с погодными явлениями:

  • Жаворонки летят – будет тепло, зяблики – холодно.
  • Из березы выделятся много сока грядет дождливое лето.

До современности дошло ряд примет, связанных с жилищем и бытом. Самая распространённая «Рассыпанная соль – к слезам». Существует мнение, что примета сформировалась в середине семнадцатого столетия, когда Русь накрыла волна бунтов и восстаний. В то тяжелое для страны время, соль была на вес золота.

Отсюда и появилось подобное выражение, просыпание дорогостояще приправы означало горькие слезы и ссору. Также существует еще ряд бытовых примет, которые известны каждому россиянину.

  • «Одежда наизнанку – грядет в доме перебранка».
  • «На себе шить – память зашить».
  • «В хате свистишь – деньги проглядишь».

Сказки

С древних времен сохранились и элементы детского фольклора. Позднее жанр сильно изменился под влиянием эстетических и педагогических функций, но своего существования сказки не прекратили.

Некоторые разновидности фольклора со временем отмирают и люди забывают о них. Это естественный процесс, никак не свидетельствующий об упадке русской культуры. Наоборот, «отмирание» является признаком изменения условий быта людей в результате развития коллективного творчества народа. Как итог, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

Ранее их называли старины. Это русские героические песни, в основе сюжета исторические события или подвиги богатырей. Жанр зародился в Древней Руси и просуществовал вплоть до средних веков.
Однако, к девятнадцатому столетию утратил свою актуальность.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Еще один забытый жанр народного творчества. Он возник в связи с потребностью отслеживать сельскохозяйственный цикл и изменения в природе. Огромное количество пословиц, поговорок и примет сложилось именно в календарном фольклоре. Например, «Март и снегом сеет, и солнцем греет».

Множество песен народ сложил для годового цикла. На Масленицу люди пекли блины, выполняли обряды для проводов зимы и пели особые песни. Некоторые из этих традиций живы и в наши дни.

Чему учат русские народные сказки?

Слова Александра Пушкина верны. ‘Ложь бывает в сказках, но это намеки!’ Урок хорошим людям». Чему учат русские народные сказки:.

Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко»

Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь»

Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Живое слово

  • невероятная музыкальность,
  • поэтичность,
  • образность,
  • мелодичность,
  • напевность,
  • остроумие,
  • искрометность,
  • фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества. Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Сказкотерапия

Рассмотрев основные архетипы и смыслы русских сказок, вернемся к сказкотерапии (более подробно ознакомиться с этой темой вы можете в другой нашей статье – «Сказкотерапия как метод психологической коррекции»). Ее суть — воздействие на подсознание человека. Мы выяснили, что в основе каждой истории лежат универсальные архетипы, при помощи которых терапевт может проработать любую ситуацию, просто рассказывая историю.

Еще более действенный метод, который часто используют сказкотерапевты в работе со взрослыми, — придумывание собственных историй. Чтобы добиться желаемых изменений в жизни, надо в первую очередь изменить себя, но далеко не каждый понимает эту необходимость и осознанно к этому стремится. Сказка помогает постичь собственный внутренний мир и найти варианты решений назревшего конфликта, внутреннего или внешнего. Узнавая в сказочном персонаже себя или придумывая нового героя, человек не полностью отождествляет себя с ним и тем самым получает возможность свободно выразить все свои тайные желания, переживания и мысли, обычно скрытые глубоко в подсознании («это не про меня — значит, можно»). Навь — это не только мир мертвых, это еще и подсознание, где, общаясь со своим внутренним героем, можно встать на путь трансформации.

Подобно Ивану-царевичу, человек попадает в волшебный мир, где он не скован рамками условностей и поэтому может найти нестандартные способы решения своих проблем. В результате терапии он самостоятельно отыскивает пути выхода из затруднительных ситуаций, понимает, какими ресурсами обладает сам, а с чем не может разобраться без посторонней помощи. Итог — сознание человека изменяется, мысли роятся в голове даже после того, как сказка окончена. А это значит, что положительные изменения не заставят себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Герои русских народных сказок для детей

С детства нам известно, какие герои сказок положительные, а какие – отрицательные. Мы можем назвать черты этих героев, зная их имена. Так, например, Баба Яга для нас – злая, страшная старуха. Кощей Бессмертный – костлявый злой старик, ворующий людей. Змей Горыныч – огнедышащий дракон, служащий злым силам. Эти герои – воплощение зла. В русских народных сказках для детей они всегда проигрывают.

Со злом ведут борьбу любимые герои сказок. Среди них – Иван-царевич, бесстрашный защитник слабых. Он всегда выходит победителем (например, сказка «Иван Царевич и серый волк»). Его могут звать также Иван – крестьянский сын или Иван-дурак. Женские характеры представлены в образах Елены Прекрасной, Василисы Премудрой. Их отличительные черты — красота, ум, доброта и трудолюбие. Любимый герой бытовых сказок – солдат. Он всегда весел, находчив и смел. Побеждает в русской народной сказке всегда добро. Те, кто притесняет народ в реальной жизни, всегда терпят поражение. Например, мужик одерживает верх над барином, а поп проигрывает своему работнику.

Семейный фольклор

Включает в себя малые жанры, такие как потешки, колыбельные, свадебные песни и поминальные причитания. Наименование раздела говорит само за себя. Данный фольклор существует с незапамятных времен. Причем его формирование происходит обособленно, в рамках одной семьи или близкого окружения.

Отличительная черта жанра – создание уникальных выражений, которые понятны только тем, кто присутствовал на их «рождении». Например, в семействе Толстых в обиходе была фраза «архитектор виноват».

Хотите знать, как появилось это выражение? Тогда слушайте! Когда будущему классику исполнилось пять лет, на Новый год ему презентовали чашку, которую парнишка просил в течение долгого времени. Обрадованный малыш поспешил рассказать всем о полученном презенте.

Перебегая через порог, будущий граф споткнулся и упал. Чашка разлетелась вдребезги. Маленький Илюша оправдывался, утверждая, что он ни причем, вина лежит на архитекторе, который спроектировал злосчастный порог. С тех пор в семье Толстых постоянно использовали данное выражение, которое было равноценно крылатой фразе «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще один интересный жанр семейного фольклора. Во времена наших предков умение красиво петь считали особым талантом. Играя, мама всегда обучала дочку правильно «баюкать» малышей. Эта способность требовалась для того, чтобы старшие дети с шести лет могли присматривать за младшенькими, исполняя роль нянечки.

Колыбельная использовалась не только для успокоения дитя, но и для его защиты. Многие песни были своеобразными «заговорами». Они оберегали кроху от неприятностей, которые подстерегали его в будущем. Часто колыбельная обращалась к духам и волшебным существам, носителям сновидений – Дреме и Сну.

Мифических созданий призывали для убаюкивания малышей. В наши дни это искусство практически забыто.

Пестушки и потешки

Коротенькие напевы, помогающие ребенку в развитии и познании окружающей природы. Помните, как мама вас учила «Сорока-ворона…».

Пестушки и потешки побуждали малышей к действиям, приучали к гигиеническим процедурам, развивали мелкую моторику рук и рефлексы.

Свадебные песни

Данная разновидность фольклора разительно отличалась от остальных жанров. Причем исполняли их исключительно на свадебном торжестве. С функциональной точки зрения, песнопения были необычайно важны, выполняя «юридическую роль» в процедуре.

Также большое значение уделяли причитаниям. Они стали неотъемлемой частью праздника и представляли собой лирические повествования, описывающие переживания невесты, родителей и её подружек.

Немалую роль играли величания. В них гости свадебного мероприятия восхваляли виновников торжества, желали им долгих лет счастья и благосостояния. Ни один праздник не обходился без корильных песенок в шутливом тоне. Чаще всего их арестовывали сватам, которые стали «причиной» того, что девушка покинула отчий дом и утратила волю.

Причитания и плачи в день похорон еще одно направление фольклора. Когда он зародился до сих пор неизвестно. Жанр до наших дней дошел «обрывочно», но из названий можно разобрать, о чем идет речь.

Характерная черта данного творчества – наличие строгой последовательности, которую плакальщик «украшал» собственными оригинальными элементами. Например, рассказывал о жизни или любви усопшего. Очень ярко обряд отражен в картине «Вий» (1967 года).

Для каждой возрастной группы – своя сказка

Как уже упоминалось, сказки любят все. Но для каждого возраста ребенка – своя сказка. В два года малышу будет интересно услышать «Репку» или «Колобка». Затем можно переходить к сказкам о животных. До 6 лет дети не имеют четкого разделения между сказкой и реальностью, поэтому, читая, нужно пропустить страшные моменты. Не исключено, что после прочтения сказки «Колобок», ваш малыш пожелает испечь колобка, а «Каша из топора» вызовет у него желание сварить и попробовать такое блюдо. К шести годам ребенок уже разделяет реальную жизнь и сюжет сказки, поэтому можно не исключать пугающие эпизоды и обсуждать их.

К семи годам интерес к сказкам начинает уменьшаться. Но они не забываются. Когда младших и старших школьников просят пересказать сказку на их выбор, они замечательно справляются с этим заданием. Особенно запоминаются истории о волшебстве. Интересно, что «Красная шапочка» или «Белоснежка» относятся детьми к народному творчеству, хотя у них есть автор.

Таким образом, русские народные сказки оставляют след не только в сердце каждого ребенка, но в сердце целой нации. Они воспитывают, обучают, открывают мир, учат отношениям между людьми и отношению к реальности. Без сказки не выросло еще ни одно поколение.

Полный список названий русских народных сказок

  • Лисичка-сестричка и волк
  • За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
  • Лиса, заяц и петух
  • Лиса — исповедница
  • Лиса — повитуха
  • Снегурушка и лиса
  • Мужик, медведь и лиса
  • Овца, лиса и волк
  • Кот, петух и лиса
  • Лиса и тетерев
  • Лиса и рак
  • Колобок
  • Репка
  • Курочка Ряба
  • Свинья и волк
  • Волк и коза
  • Сказка о козе лупленой
  • Зимовье зверей
  • Мальчик с пальчик
  • Царевна — Несмеяна
  • Чернушка
  • Царевна в подземном царстве
  • Золотой башмачок
  • Береза и три сокола
  • Окаменелое царство
  • Арысь-поле
  • Царевна-лягушка
  • Белая уточка
  • Скорый гонец
  • Счастливое дитя
  • Диво дивное, чудо чудное
  • Чудесная дудка
  • Золотая гора
  • Соль
  • Вещий сон
  • Три копеечки
  • Мудрая жена
  • Лихо одноглазое
  • Медведь и петух
  • Собака и дятел
  • Журавль и цапля
  • Ворона и рак
  • Золотая рыбка
  • Жадная старуха
  • Сказка о Ерше Ершовиче
  • Пузырь, соломинка и лапоть
  • Терем мухи
  • Морозко
  • Старуха — говоруха
  • Дочь и падчерица
  • Крошечка — Хаврошечка
  • Баба-Яга
  • Василиса Прекрасная
  • Баба-Яга и Заморышек
  • Ивашко и ведьма
  • Терёшечка
  • Гуси-лебеди
  • Покатигорошек
  • У страха глаза велики
  • Умный работник
  • Три калача и одна баранка
  • Теремок
  • Сивка-бурка
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Про одного солдата
  • Привычки
  • Правда и Кривда
  • Поп и батрак
  • Поп и дьякон
  • Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
  • По щучьему веленью
  • Петушок — золотой гребешок
  • Хрустальная гора
  • Марья Моревна
  • Козьма Скоробогатый
  • Кощей Бессмертный
  • Два Ивана солдатских сына
  • Беглый солдат и черт
  • Никита Кожемяка
  • Шабарша
  • Змей и цыган
  • Семь Семионов
  • Ночь на Ивана Купалу
  • Медное, серебряное и золотое царства
  • Кашица из топора
  • Как лиса шила волку шубу
  • Как лиса училась летать
  • Как мужик гусей делил
  • Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо
  • Чего на свете не бывает
  • Царь-девица
  • Перышко Финиста ясна сокола
  • Волшебное зеркальце
  • Сказка про утку с золотыми яйцами
  • Волшебное кольцо
  • Сказка об Иван-царевиче, жар-птице и о сером волке
  • Бухтан Бухтанович
  • История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике
  • Алеша Попович
  • Летучий корабль
  • О молодильных яблоках и живой воде

Мы старались, оцени и отправь кому-нибудь

Русские народные сказки на букву С

Сердитая барыня

Ни кому житься не было от сварливой и жестокой барыни. Удалось только одному солдату, её изменить. Когда она спала, подменил её, на жену сапожника, местами их поменял. Сапожниковой жене, ух как хорошо зажилось. А у барыни, не получилось командовать сапожником, отучил он её, стала послушной и работящей. Вот тогда и домой, возвратил её солдат, таким же путём. Доброй стала барыня, всем на радость. Отличная сказка

Остальные народные сказки на букву С

  • С того свету выходец
  • Семь Симеонов
  • Сердитая барыня
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Сивка-бурка
  • Скатерть, баранчик и сума
  • Скорый гонец
  • Снегурушка и лиса
  • Солдат и пельмени
  • Солдат и сало
  • Солдат и смерть
  • Солдат и черт
  • Солдат на исповеди
  • Солдатская загадка
  • Солдатская коляда
  • Солдатская шинель
  • Солдатская школа
  • Солнце, Месяц и Ворон Воронович
  • Соль
  • Старик и волк
  • Старинный поп
  • Старухина молитва
  • Стоит река – вся из молока, берега – из киселя

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко»

Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь»

Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Сказка про петушка кота и лису читать

Жили-были

Далеко в лесочке,
На крутом холмочке
Хатка косая стоит,
Дым над хаткою коптит.

В этом доме чин по чину,
Всё деля наполовину
Коротая день за днем
Два товарища вдвоем
Ладно, весело живали
И друг другу помогали.
Кот и Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.

Рано-рано до рассвета,
Пока травка не пригрета,
На охоту кот ходил,
Пете строго говорил:

«Ты Петрушка голосистый,
Пухоперый и волнистый,
У окошечка не стой,
Душу мне не беспокой.

Лиска хитрая плутовка,
Всем известная воровка,
Вмиг исцапает тебя,
Хитрый ум употребя».

Непослушный Петя

Но не слушался Петрушка,
Так и высунул макушку
За окошко на лужок,
Чтоб распеть свой голосок.

Мимо лисонька бежала,
Петушка, как услыхала
Лапы сами понеслись,
Знать добычу дождались.

Прибежала: «Петя! Петя!
Голос мягче всех на свете!
Выдь из хатки ты, да спой
И талант свой всем раскрой»

Петушок, не думал долго,
Кот напутствовал без толку.
На полянку прыг да прыг.
Так и к лисоньке приник.

А она его схватила,
И с собою утащила.
Вот так глупая башка
Будет суп из петушка!

Петя криком заливался,
Плач по лесу раздавался:
«Ох несет меня лиса,
Во далекие леса!

За крутые белы горы,
Сквозь цветочные узоры!
Где ты кот? Спаси-спаси!
Злую напасть отрази!»

Кот услышал и примчался,
Да с лисою повстречался:
«Ну ка, лисьи потроха!
Отдавайте петуха!»

Лиска очень испугалась,
С Петей тут же распрощалась.
И поджавши рыжий хвост,
Убежала через мост.

А друзья домой вернулись,
Да ни раз не оглянулись.
Съев на ужин горсть жмыха
Кот кричал на петуха:

«Что ж ты, глупый, горделивый
Красноперый и ретивый!
Так доверился лисе?
Льстивой рыжей егозе?

Впредь, уж Петя, будь умнее
Береги тонкУю шею.
Час не долог, ты к плутовке
Попадешь, как суп в столовке».

Самый глупый петушок

На другой день в ворота,
Провожал Петух кота.

Лишь охотника не видно,
А певец наш громко, слитно
Как романс свой запоет
Да головкой как тряхнет.

Мимо лисонька бежала,
Сладкопевца услыхала
И по следу, как вчера
Подкралась из-за бугра.

«Петя! Дивный голосочек!
Точно тоненький цветочек
Колокольчиком звенит,
Да округу всю дивит.

Выйди цветик, не стыдися,
Да талантом похвалися.
Голос реченькой журчит,
Ярким солнышком горит».

Петя вышел, толи дело,
Чуть его лиса не съела,
Счастье — кот забыл ружье
Да вернулся и жульё
Лисье хитрое отвадил,
Петю снова не погладил,
А напутствовал, крича
И ругаясь сгоряча.

Чует кот

Третий день, петух остался
На охоту кот собрался.
Сердце чует – быть беде.
Стынет завтрак на плите.

Кот ушел, а Петя снова
Клюв раскрыл и бестолково
Свою песню затянул
И к окошечку прильнул.

Мимо лисонька бежала
Петю снова услыхала.
Подкралась и без забот
Утащила в огород.

Долго, грустно он горланил,
Звал кота, крылом буянил.
Не услышал друг и вот
Разевает лиска рот,

Зубы острые как бритвы,
А глаза так хитро-хитро
На Петрушечку глядят,
Не моргают, не блестят.

Петя с жизнью попрощался,
Каялся, что ошибался.
Зря не слушался кота,
Спета песня тра-та-та.

Вдруг, снимает лиска маску
А под ней родные глазки,
Длинно-тонкие усы,
Шерсть невиданной красы.

Кот стоит, и хмурит брови:
«Петя-Петя, вот мне горе!
Глупая твоя башка!
От земли-то полвершка!»

Как обрадовался Петя!
Клялся другу всем на свете,
Что уж впредь, умнее станет
И не будет так горланить.

Вы прочитали четыре сказки про любимых героев русских народных произведений. Каждая сказка про петушка кота и лису — это кладезь мудрости, через собирательные образы простых человеческих качеств

Сказка про кота и петушка и лису — история взаимоотношений трех различных типов характеров: лисьей хитрости и смекалистости, котовьей отважности или лени, петушиной беспечности и глупости

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: