Краткое содержание сказки Петушок и бобовое зернышко за 2 минуты пересказ сюжета
Жили Петушок и Курочка. Петя постоянно спешил, а Курочка советовала ему не торопиться. Петушок не слушал ее советов, делал все по-своему. Однажды так торопился петух, что подавился бобовым зернышком. Лежит, не дышит. Видит Курочка, дело плохо, надо спасать Петю.
Бросилась она за помощью к хозяйке, попросила маслица, чтобы горло подавившемуся смазать, а та в свою очередь, отправила Курочку к корове, за молоком.
Прибежала Курочка за молочком, объяснила ситуацию, а корова у нее сначала травы просит. Ступай, говорит, к хозяину, пусть он мне свежей травы принесет, а я уж и молока дам.
Бросилась курица бегом к хозяину, передала просьбу коровушки, рассказала, какая беда приключилась, а тот косу просит. Надо бежать к кузнецу.
Отправилась бедная Курочка к кузнецу, он дал ей требуемое. Она к хозяину, тот накосил травы. Курочка поспешила к корове. Корова покушала свежей травки, и дала молочка. Принесла курица молоко хозяюшке, а та и масло сбила. Взяла Курочка маслице, намазала Петушку горлышко, злополучное зернышко выскочило, и он поправился.
Сказка учит всегда выручать друг друга из беды, и ни в коем случае не торопиться. Как мы видим на примере Петушка, если спешить — ничего хорошего из этого не выйдет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
- Белов Русский писатель Василий Иванович Белов родился в октябре 30-х годах прошлого столетия, в деревушке Тимониха. Его батюшка Иван Фёдорович Белов, сражался на Великой Отечественной войне и трагически погиб
- Краткое содержание Искандер 13-й подвиг Геракла (Тринадцатый подвиг Геракла) Повествование ведется от первого лица школьника. Я встречал много математиков. Все они были либо людьми с нетвердым характером, либо неаккуратными людьми, либо очень умными. Теорему Пифагора в современных условиях я бы подверг сомнению.
- Краткое содержание Лессинг Эмилия Галотти Действие трагедии Лессинга «Эмилия Галотти» развивается в вымышленной итальянской провинции Гвастелла. Ее правитель, принц Гонзага, готовится к свадьбе с графиней Орсина. Он разглядывает ее портрет и понимает
- Краткое содержание Дело Артамоновых Горького Автор с первых страниц романа знакомит нас с главой семьи Артамоновых — Ильей, который приехал в город с целью построить завод по производству полотна. Когда-то давно мужчина трудился у богатых господ приказчиком
- Краткое содержание Платонов Солдатское сердце Закончилась война и гвардейский капитан, по имени Алексей Алексеевич Иванов демобилизуется из армии. Он долго ждет на станции поезд, но как оказалось, он не один его дожидался, еще девушка Маша, которая работала в столовой их части
Слова песни «Петушок и бобовое зёрнышко»
Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:
— Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
— Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
— Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
— Беги скорей к кузнецу за косой, — говорит хозяин.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
— Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:
— Ку-ка-реку!
Язык:
Расскажите друзьям:
Поставьте рейтинг, для нас это очень важно:
Голосов: 1 чел. Рейтинг: 5 из 5.. Раз в неделю
Раз в месяц
Раз в год
Был 1 раз
Не хожу вообще
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.Результаты
Раз в неделю
Раз в месяц
Раз в год
Был 1 раз
Не хожу вообще
Чтобы проголосовать, кликните на нужный вариант ответа.Результаты
Сборник лучших сказок
Версия: Не указано
Год: 2016
Релиз: 1 Января 1970 г.
Еще песни исполнителя Детское издательство «Елена»
Теремок С днём рождения…
Детское издательство «Елена»
Спи, дитя моё, усни Спи, усни
Детское издательство «Елена»
Коза с орехами Каравай
Детское издательство «Елена»
Заюшкина избушка Колобок
Детское издательство «Елена»
Петушок и бобовое зёрнышко Колобок
Детское издательство «Елена»
Курочка ряба Курочка ряба…
Детское издательство «Елена»
Теремок Курочка ряба…
Детское издательство «Елена»
Лиса и кувшин Лисичка-сестричка…
Детское издательство «Елена»
Лисичка со скалочкой Лисичка-сестричка…
Детское издательство «Елена»
Снегурушка и лиса Лисичка-сестричка…
Детское издательство «Елена»
Маша и медведь Маша и медведь…
Детское издательство «Елена»
Три медведя Маша и медведь…
Детское издательство «Елена»
Лисичка со скалочкой Маша и медведь…
Детское издательство «Елена»
Мишка и мышка Репка
Детское издательство «Елена»
Курочка Ряба Репка
Детское издательство «Елена»
1
Маша и медведь Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Медведь и лисица Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Теремок Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Семеро козлят Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Лиса и кувшин Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Коза с орехами Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Три медведя Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Лисичка со скалочкой Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Заюшкина избушка Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Курочка Ряба Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Снегурушка и лиса Сборник лучших сказо…
Детское издательство «Елена»
Дидактическая сказка
Этот тип самый простой и ненавязчивый. Его часто применяют при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Методы сказкотерапии в этом случае преследуют цель передать ребенку какой-то новый навык, знание или умение. Читайте еще: Пословицы про масленицу.
Закрепить результат помогает небольшое задание, которое малыш выполняет дома. Дидактические сказки могут быть предназначены и для взрослых, например, рассказывать о необходимости предохраняться.
Но в основном их применяют по отношению к детям, помогая научиться вежливости и тактичности, усвоить правила дорожного движения и др.
https://youtube.com/watch?v=-eHBZDmtSbg
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие:
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться ни лень!
Здравствуйте и добрый день!
Если каждый улыбнется —
Утро доброе начнется!
Ребята, давайте скажем «Доброе утро»!
(Дети встают в круг, приветствуют друг друга, говоря «доброе утро»)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку, а в какую сказку мы с вами отправимся, вы должны отгадать сами.
Птица ходит по двору,
Будет деток поутру,
На макушке гребешок,
Кто же это?
Правильно это петушок. А сказка называется «Петушок и бобовое зернышко». Ребята, скажите, кто из вас видел бобы? А кто знает, где они растут? Правильно на огороде. Вот ребята посмотрите, как выглядит бобовое зернышко (показ картинок бобовое зернышко). Петушок и курочки, когда гуляют по двору, их клюют. А почему я вам об этом говорю, поймете, послушав сказку. (Читает сказку).
Воспитатель: Скажите, вы внимательно слушали сказку? Ответьте на вопросы.
1. О ком эта сказка? (О петушке и курочке).
2. Что произошло с петушком? (Петушок подавился бобовым зернышком)
3. Почему так случилось? (Петушок не послушался курочку. Торопился, когда клевал зернышки)
4. Какие слова говорила курочка петушку, когда просила его не торопиться?
(Петя, не торопись. Петя, не торопись.)
5. К кому курочка обращалась за помощью? (К хозяйке, коровушке, хозяину, кузнецу).Как она просила? (Ласково коровушка, голубушка, дай скорее молока.) Скажите так же.
6. Кто-нибудь отказал курочке в ее просьбе? (Все, как могли, помогали курочке достать маслица.)
7. Смогла ли курочка вылечить петушка? (Да.) А почему смогла? (Потому что ей помогали, и курочка знала, чем помочь петушку.)
8. Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит всех не торопиться во время еды и помогать другу, если он попал в беду).
Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, давайте отдохнем, вставайте и повторяйте за мной.
Физкультминутка:
Петушок, петушок,
(Руки в стороны назад)
Золотой гребешок,
(Руки домиком над головой)
Масляна головушка,
(Руками обвести голову)
Шелкова бородушка,
(Показать рукой бороду)
Что ты рано встаешь,
(Руки в стороны, прижимаем плечами)
Голосисто поешь,
Детям спать не даешь?
(Погрозить пальчиком)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Кто лишний» (презентация по сказке)
( Цель: учить находить героев сказки «Петушок и бобовое зернышко», объяснять, из какой сказки лишний герой, закреплять знания знакомых сказок, развивать внимание, память, речь детей)
Воспитатель: Внимательно посмотрите на экран, здесь один герой из сказки «Петушок и бобовое зернышко», а один герой из другой сказки — лишний. Определите, какой герой, из какой сказки. (Дети называют героев сказки)
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо посмотри.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. Давайте скажем, ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?
Вам понравилась эта сказка? И мне тоже понравилась. Я считаю, что это добрая сказка. А вы как думаете? Соглашусь, чтобы добыть маслица курочке для петушка, помогли все герои: кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.
Поучительная сказка «Бобовое зернышко». Сюжет и план
Сказка «Бобовое зернышко» многим полюбилась с детства. Каждый из нас помнит историю про торопливого петушка и курочку, спасавшую его. Подробнее об этой русской народной сказке — в нашей статье.
Сюжет
Очень интересная и познавательная сказка «Бобовое зернышко» рассказывает нам о петушке, который очень торопился во время еды и подавился. Но он не остается один на один со своей бедой: к нему на помощь прибегает курочка. И здесь завязывается основное действие сказки. Неодушевленные предметы вдруг оживают и даже начинают разговаривать!
Курочка бежит к речке, чтобы набрать воды и дать попить бедному петушку. Но все не так просто: речка отправляет ее за листиком, чтобы набрать в него воды. Прибежав к деревцу, курица снова сталкивается с трудностями. Деревце просит взять ниточку у девушки, чтобы оторвать листик.
Но и на этом сказка не заканчивается: курочку отправляют за гребнем, чтобы вычесать нитку. Гребенщики просто так не помогают — они просят калачей взамен. Калашники посылают бедную курочку к дровосекам, и те, наконец, дают курочке то, что нужно – дрова.
Теперь сюжетная линия поворачивается в другую сторону — курочке необходимо принести каждому нужный атрибут, дабы спасти петушка.
Наконец, каждому доставлены требуемые вещи — и петушок спасен. Сказка «Бобовое зернышко» заканчивается счастливым финалом: петушок, освободив горлышко, громко запел.
Поучительная история
При всей своей простоте и наивности, сказки являются настоящей жизненной инструкцией. Хоть сказка и является предметом художественного вымысла, мы всегда улавливаем суть истории и понимаем, чему она нас учит. Народная сказка «Бобовое зернышко» призывает нас не паниковать, а своевременно и четко выполнять необходимые действия. Это касается не только еды, но и других дел. Это в сказке петушок ждал столько времени, чтобы курочка принесла ему воды. А в жизни все было бы совсем по-другому.
Вся эта длинная цепь событий и показана для того, чтобы мы смогли убедиться: иногда одного желания прийти на помощь бывает мало. В некоторых случаях нужно пройти немало испытаний, чтобы помочь другому. Но курочка не растерялась и не опустила руки. Она прошла все инстанции, чтобы спасти своего милого друга.
Познавательная сказка «Бобовое зернышко» учит нас тому, что просто так ничего не дается. И с детства мы учимся следовать этим советам.
План
Сказка о петушке и зернышке является русской народной, а это означает, что у нее нет конкретного автора. Ее сюжет был придуман народом очень много лет назад — с тех пор она передавалась из уст стариков более молодым поколениям. Так сказка и дошла до наших дней. Но у этой сказки непростая история: ее переложил на собственный лад Алексей Константинович Толстой. Сюжетная канва осталась та же. Курочка так же кинулась спасать подавившегося бобом петуха. Правда теперь с помощью хозяйки и масла, которое она взбила для петушка.
И в одном, и в другом произведении события развиваются по цепочке, а финал оказывается счастливым — эти сказки можно читать малышам перед сном.
План сказки «Бобовое зернышко» состоит из следующих пунктов (за основу взят сюжет, придуманный русским народом):
- Подавился!
- Скорее за водой.
- К деревцу за листочком.
- Девушка просит нитку.
- Гребенщики отправляют за калачами.
- Калашники попросили дров.
- Дровосеки выручают курочку.
- Петушок запел!
Описание
Бобовое зернышко – русская народная сказка, которая учит взаимовыручке. В сказке рассказывается о петухе, который подавился бобовым зернышком. Курочка конечно же решила помочь петуху и стала просить о помощи других животных. Кто же помог им и чем все завершится? Узнайте, прочитав сказку до конца. Сказка учит отзывчивости и состраданию, рассказывает о том, что нельзя бросать в беде друга. Также благодарности и добру, нельзя сдаваться при первых трудностях, нужно идти до конца.
Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!
— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку:
— Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться.
Побежала курочка к речке:
— Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым — зернышком!
— Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы.
Побежала курочка к липке:
— Липка, липка, дай мне листок! Отнесу листок речке, речка даст — водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
— Сходи к девушке, попроси нитку.
— Девушка, девушка, дай нитку! Отнесу нитку липке, липка даст — листок, отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
— Сходи к гребенщикам, попроси гребень, тогда дам нитку.
Курочка прибежала к гребенщикам:
— Гребенщики, гребенщики, дайте мне гребень! Отнесу гребень — девушке, девушка даст нитку, отнесу нитку липке, липка даст листок, отнесу листок речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
— Сходи к калашникам, пусть дадут нам калачей.
Побежала курочка к калашникам:
— Калашники, калашники, дайте калачей! Калачи отнесу гребенщикам, — гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
— Сходи к дровосекам, пусть нам дров дадут.
Пошла курочка к дровосекам:
— Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калашникам, — калашники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
Дровосеки дали курочке дров.
Отнесла курочка дрова калашникам, калашники дали ей калачей, калачи отдала гребенщикам, гребенщики дали ей гребень, отнесла гребень девушке, девушка дала ей нитку, нитку отнесла липке, липка дала листок, отнесла листок речке, речка дала водицы.
Вернуться Назад в категорию Сказки для 1 класса
Смотрите другие варианты
Петушок и бобовое зернышко
Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.
- — Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зернышко!
- — Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!
- Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку:
- — Сходи, курочка, к речке, попроси водицы напиться.
- Побежала курочка к речке:
- — Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зернышком! Речка говорит:
- — Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы.
- Побежала курочка к липке:
— Липка, липка, дай мне листок! Отнесу листок речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
Липка говорит:
— Сходи к девушке, попроси нитку. Побежала курочка:
— Девушка, девушка, дай нитку! Отнесу нитку липке — липка даст листок, отнесу листок речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
- Девушка отвечает:
- — Сходи к гребенщикам, попроси гребень, тогда дам нитку.
- Курочка прибежала к гребенщикам:
— Гребенщики, гребенщики, дайте мне гребень! Отнесу гребень девушке — девушка даст нитку, отнесу нитку липке — липка даст листок, отнесу листок речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
Гребенщики говорят:
— Сходи к калашникам, пусть дадут нам калачей. Побежала курочка к калашникам:
— Калашники, калашники, дайте калачей! Калачи отнесу гребенщикам — гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке — девушка даст нитку, нитку отнесу липке — липка даст листок, листок отнесу речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
Калашники говорят:
— Сходи к дровосекам, пусть нам дров дадут. Пошла курочка к дровосекам:
— Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калашникам — калашники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам — гребенщики дадут гребень, гребень отнесу девушке — девушка даст нитку, нитку отнесу липке — липка даст листок, листок отнесу речке — речка даст водицы петушку напиться: петушок подавился бобовым зернышком.
- Дровосеки дали курочке дров.
- Отнесла курочка дрова калашникам — калашники дали ей калачей, калачи отдала гребенщикам — гребенщики дали ей гребень, отнесла гребень девушке — девушка дала ей нитку, нитку отнесла липке — липка дала листок, отнесла листок речке — речка дала водицы.
- Петушок напился, и проскочило зернышко.
- Запел петушок:
- — Ку-ка-ре-куу!
Популярные сегодня пересказы
- Обыкновенное чудо — краткое содержание пьесы Шварца Остепенившийся Волшебник жил со своей женой в доме в Карпатах, где завел хозяйство. Когда-то он пообещал ей, что больше не будет заниматься волшебством. Но 8 лет назад, он заколдовал ради забавы одного медвежонка
- Пигмей — краткое содержание книги Лескова Рассказ под названием «Пигмей» написан русским писателем Лесковым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.
- Розов Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.
- У Лукоморья дуб зелёный — краткое содержание произведения Пушкина Это начало поэмы Пушкина « Руслан и Людмила». Оно задаёт тон всему произведению. Пушкин как будто разглядывает карту и делает обзор волшебной страны. Кто и чем занят на данный момент.
Читательский дневник по русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»
Название: «Петушок и бобовое зёрнышко»
Число страниц: 1
Жанр: сказка
Главные герои: петушок, курочка.
Второстепенные герои: хозяйка, корова, хозяин, кузнец.
Характеристика главных героев:
Петушок — торопливый и непослушный.
Не прислушался к совету других.
Курочка — заботливая помощница.
Сделала доброе дело.
Преданный друг.
Характеристика второстепенных героев:
Хозяйка, Хозяин, Корова, Кузнец — добрые друзья.
Сделали каждый свою часть работы.
Краткое содержание сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Петушок постоянно торопился, а курочка просила его быть медленнее.
Однажды из-за спешки петушок подавился зёрнышком от бобов.
Чтоб его спасти курочка бегала к хозяйке за маслом. К корове — за молоком. К хозяину — за травой. К кузнецу — за косой.
Благодаря таким стараниям курочки пострадавший был спасён.
Основная мысль произведения «Петушок и бобовое зёрнышко»
Главная мысль произведения в том, что никогда не нужно торопиться.
Основная идея сказки в том, что близких в беде не бросают.
Сказка учит делать всё размеренно, не торопясь.
Учит помогать тем, кто попал в беду.
Учит действовать сообща.
Краткий отзыв по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что успеха в любом деле можно достичь только тогда, когда выполняется оно сообща, согласованно.
Курочка позвала на помощь всех вокруг, и они спасли пострадавшего.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается о вреде поспешности, о скорой помощи, о коллективных действиях.
Мне понравилась курочка, которая приложила максимум усилий, чтобы спасти дорогого ей петуха.
И все остальные помощники были добрыми и отзывчивыми.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нельзя никуда торопиться.
Лучше действовать продуманно, чётко, аккуратно.
И тогда никакой беды не случится.
Пословицы к произведению:
- Тише едешь — дальше будешь.
- Кто скоро помог, тот дважды помог.
- К чему стремился, того и добился.
- Дорога помощь вовремя.
- Возьмётся народ — озеро перельёт.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «У страха глаза велики»
- «Лиса и Тетерев»
- «Лиса и Журавль»
- «Каша из топора»
- «Гуси-лебеди»
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Рукавичка»
- «Репка»
- «Кот, петух и лиса»
- «Иванушка-дурачок»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Сказкотерапия
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности.
Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Давайте попробуем отделить их один от другого:
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз
В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
Сказкотерапия, как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту
Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Психотерапия с помощью сказки
Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней.
С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием.
В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания
И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:
- обсуждение уже существующей сказки;
- самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
- инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
- арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
и др.
Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.
Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:
Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку
Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.
Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.