Древние секреты колыбельных

Колыбельные народов мира

Через колыбельные идет приобщение ребенка к культурным традициям своего народа. В песнях описываются народные обряды, опыт предыдущих поколений, рассказывается (вернее – пропевается) великое множество бытовых подробностей, дающих новым поколениям представление о том, как жили их предки. Вместе с потешками, сказками, приговорками, прибаутками, считалочками и загадками колыбельные создают особый мир детства. Мир, где малыш не только мамин и папин сын (дочь), но и «сын народа», как бы пафосно это ни звучало. Это своеобразная настройка генетической памяти, благодаря которой ребенку будет проще жить в своем этническом социуме.

Не обошлось в колыбельных и без гендерных особенностей. В песнях «для мальчиков» и «для девочек» содержится, можно сказать, руководство к действию. Например, колыбельная для девочки:

Со вечера дождик,
Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Траву прибивает,
Траву прибивает,
Брат сестру качает,
Брат сестру качает,
Ее величает.
Ее величает:

Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее.
Да будь поумнее,
Собой хорошее,
Собой хорошее,
Лицом побелее,
Лицом побелее,
Косой подлиннее,
Косой подлиннее,
Нравом веселее,
Нравом веселее,

Вырастешь большая,
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж,
Отдадут тя замуж
Во чужу деревню,
Во чужу деревню,
В дальнюю сторонку.

Со вечера дождик
Землю поливает,
Землю поливает,
Брат сестру качает.

А колыбельная для мальчика рассказывает об историческом предназначении мужчины:

Милый мальчик,
шустрый мальчик,
сильный мужичок.

Он лисицу добудет,
и зайца добудет,
и песца добудет,
и куропатку добудет.
Он хозяин и оленевод.

Ну и как же без воспитательного момента? Если ребенок капризничает – колыбельная выбирается соответствующая:

Бай татарин-басурман
Посадил девку в карман.
Девка голосом ревет,
Свои волосы дерет.
Свои волосы дерет,
Детям спать не дает.

Колыбельные песни для малышей — Баю-баюшки-баю

Баю-баюшки-баю — старинная колыбельная песня для маленьких детей. Традиционная монотонная песня которая поможет сладко уснуть вашему малышу.

Напевайте её вашим детям на ночь легким, тихим и нежным голосом. Текст колыбельной очень легко запоминается, да и вы сами несомненно помните её слова: «Баю-баюшки-баю — не ложися на краю».

Текст песни:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
С краю свалишься,
Переплачешься.
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток,
Где волки воют,
Детям спать не дают.
А-а-а-а, а баю-баю-баю, а-а-а-а.

Баю-баю-баинки,
Я скатаю валенки
Сыночку на ноженьки
Бегать по дороженьке.
Баю-баю-баю-бай,
Баю-баю-баю-бай,
А-а-а, баю-баю-баю-баю.

Баю-баю-баюшки,
Не ложись на краюшке,
Придёт серенький волчок
Тебя сватит за бочок,
Ложись посерёдочке,
На золотой пелёночке,
А-а-а, баю-баю,
Баю-баю-баю-баю.

Баю-баю-баю-баю,
Баю-баюшки-баю,
А-а-а, баю.

А баю-баю-баю,
Не ложися на краю,
Ты ложися к стеночке
На мягенькой постелечке,

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придёт маленький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Понесёт в кабачок
И продаст за пятачок.
В кабачке на полочке
Золотые ложечки,
А-а-а, баю-баю,
Баю-баю-баю-баю.

А-а-а, люли-люли,
Бай-бай, бай-бай,
Бай-бай-бай-бай.

А баю-баю-баю,
Не ложися на краю —
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок.
А баю-баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.

И утащит во лесок
Под ракитовый кусток —
Там птички поют,
Тебе спать не дают.
А-а-а-а-а, баю-баю-баю.

А баю-баю-баю,
Баю дитятку мою.
Придёт старый старичок,
Хворостинкой посечёт.
Он за то посечёт,
Что ты мало ночью спишь,
Что ты мало ночью спишь,
По ночам всегда кричишь.
А баю-баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.
А-а-а, баю.

Люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Садились на люленьку,
Стали гули толковать,
Стали гули толковать,
Как сыночка утешать.
А-а-а люли-люли,
А бай-бай-бай,
А бай-бай-бай.

Одна гуля говорит:
Надо сына накормить.
Друга гуля говорит:
Молочком будем поить.
Третья гуля говорит:
Надо сына усыпить.
Стали гули ворковать,
Стал мой мальчик засыпать.
А баю-баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.

Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули горевать:
Как нам сына воспитать.
Мы поедем в городок,
Купим крупки мешок,
Купим крупки мешок,
Ещё маленький горшок.
Будем кашку варить,
Будем сына кормить.
А-а-а, баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.
А-а-а, люли-люли,
Люли, баю-баю-баю.

Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули горкотать,
Стали думать и гадать,
Стали думать да гадать:
Чем нам дочку воспитать?
А мы кашкой с молочком
Да сметанкой с творожком.
А-а-а, люли-люли,
Люли, бай-бай, бай-бай, бай-бай.

Да сметанкой с творожком
И пшеничным пирожком,
А-а-а, баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.

И пшеничным пирожком,
И калачиком с медком,
А-а-а, баю-баю,
Баю-баю, баю-баю.

А-а-а-а, а-а-а,
А баю-баю-баю.

Популярные колыбельные

Поскольку колыбельная это песня, включающая элементы импровизации, существует большое разнообразие данного вида фольклора. До сих пор пользуются популярностью русские народные колыбельные. Наиболее известные из них:

  1. «Свадьба у кота…»

  2. «Ай, люли-люли…»

  3. «Баю-баю-баюшки…»

  4. «Ай, качи, качи…»

  5. «Спи, дитя, усни…»

  6. «Уж как сон ходил по лавке…»

  7. «У котика…»

  8. «А баиньки-баиньки…»

  9. «Ай туту туту туту…»

  10. «Зыбаю, позыбаю…»

Кроме русских народных песен существует огромное количество авторских произведений, написанных в этом жанре. Например:

  1. Ю. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

  2. А. Блок «Спят луга, спят леса…»

  3. К. Бальмонт «Легкий присмирел…»

  4. Г. Галина «Котик песенку поет…»

  5. М. Пожарова «Серый козленок…»

  6. В. Лебедев- Кумач «Сон приходит на порог…»

История колыбельной песни

История русской литературной колыбельной песни насчитывает более двух веков — в 1773 году публикуется «Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу» А.С. Шишкова (Шишков, 1773). История изучения и публикаций русской фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора столетий — в 1838 году их впервые публикует И.П. Сахаров (Сахаров, 1838).

В XIX веке выходит множество сборников, в составе которых мы встречаем колыбельные песни. Среди них прежде всего хотелось бы выделить сборники П. Бессонова (Бессонов, 1868) и П. Шейна (Шейн, 1898). Также появляются первые попытки исследования жанра (Ветухов, 1892). Анализ литературных колыбельных мы только изредка встречаем в рецензиях, из которых большинство относится к «Казачьей колыбельной песне» Лермонтова. В XX веке публикации фольклорных колыбельных продолжаются, и с 20-х годов начинается ее активное научное изучение. Литературная колыбельная остается на далекой периферии литературоведческой науки. Большинство исследований относится опять к «Казачьей колыбельной», и только редко высказываются некоторые наблюдения о той или иной колыбельной (чаще в виде реального комментария) в контексте творчества одного автора.

До сих пор литературная колыбельная, как жанр, пока даже не нашла себе места в различных литературных справочниках и энциклопедиях, в многочисленных трудах по теории литературы, в том числе и учебных изданиях.i Жанр активно существует в литературном процессе, насчитывает двухвековую историю и представлен сотнями творческих опытов, от Шишкова до Бродского, но пока явно обделен вниманием литературоведческой науки.Когда жанр фольклорной колыбельной впервые представился исследовательскому перу, то сразу и надолго был выбран своеобразный подход (Ветухов, 1892). Жанр был выделен из контекста традиционного мировоззрения

Функция успокоения фиксировалась как основная, и поскольку адресатом жанра был несовершенный младенец, колыбельной вменили и функцию его совершенствования — педагогическую. Образный ряд, сюжетику песни часто обозначали эпитетом «нехитрый».

В отличие от многих интересных трудов, посвященных другим жанрам и обрядовым действиям, жанр колыбельной и ситуация убаюкивания, за единичными исключениями, рассматривались как явление «общепонятное» и не заслуживающее особого анализа и особого инструментария исследования. Вместе с тем, некоторые импульсы для особого изучения жанра уже намечались, достаточно вспомнить хотя бы одну очень точную цитату из воспоминаний Е.А. Авдеевой, опубликованных в «Отечественных записках» 1849 года: «В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах (курсив мой — В. Г.). В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы» (Авдеева 1849, 240). Е.А. Авдеева весьма прозорлива в своих эпитетах («особенные понятия», «вольная бессмыслица»), в них заложено стремление функционально осознать символический ряд жанра.

Тайны славянских колыбельных песен

Древние колыбельные песни возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать ‘заговаривала’ ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дреме, Угомону. Эти персонажи представлялись живыми существами, которых можно приглашать в дом. По мнению русского исследователя фольклора А. Ветухова Сон в колыбельных песнях представлялся усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их. Некоторые фольклористы-исследователи (В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «баю, баю, баюшки», либо «люли, люлюшки» в самых разнообразных сочетаниях.В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. В учебниках для педагогических институтов отмечалось даже указание на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда, и пр.) порядком… Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимость». Можно увидеть потрясающие душу примеры успешного внедрения в жизнь подобной установки. Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками», а то и вовсе безразличное ‘запихивание в кровать’ — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». Этот ‘диагноз’ знаком, к сожалению, родителям примерно 15–20 процентов детей. Синдром выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Не стоит думать, что это страшилка. Синдром дефицита внимания поддается коррекции.

Требуется много внимания, много терпения и понимания, чтобы ‘расторможенный’ малыш стал спокойнее. И колыбельные, и ласка, и любовь — то самое, необходимое лекарство.Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.Богатейшая сокровищница материнского фольклора, народная культура и народная педагогика предлагают нам «творить» своего ребенка. Пойте ему колыбельные песни, которые помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым, вдохновляя его на творчество и радостное восприятие жизни.

В поющей книге «Колыбельные для всей семьи» собрано много русских народных песен  в исполнении профессиональной певицы Наталии Фаустовой. Красивые и нежные мелодии помогут вам уложить ребенка на ночь, расслабиться и настроиться на позитивный лад.

Что такое колыбельная?

Колыбельная это один из древних фольклорных жанров. Представляет собой медленную, размеренную песню, предназначенную для убаюкивания ребенка. Как правило, она сопровождается покачиванием люльки или кроватки

При ее исполнении важно соблюдать ритм. Особенностью этого песенного жанра является то, что она не требует музыкального сопровождения, достаточно лишь голоса матери.

У древних славян песня имела сакральное значение, содержала элементы заговоров. В давние времена мир, полный загадок и тайн, воспринимался враждебно. Потому каждая мать старалась уберечь своего ребенка от опасностей. Своеобразным заговором и служила колыбельная. Считалось, что если ребенок увидит что-то страшное во сне, то в реальной жизни это больше не повторится. Вот откуда в данных произведениях появляется «серый волчок», который «укусит за бочок». Долгое время песни на ночь служили защитой от порчи. Но со временем этот жанр фольклора утратил мистические черты и превратился в доброе пожелание на ночь.

Художественные особенности колыбельных

Чтобы более полно определить, что такое колыбельная, следует познакомиться с ее художественными особенностями. Как самостоятельный жанр фольклора она имеет следующие стилевые черты:

  1. Простая композиция

  2. Определенный ритм исполнения, разнообразие рифмы. Ритм, как правило, соответствует покачиванию кроватки.

  3. Использование эмоционально-окрашенной лексики, раскрывающей доброту, сердечность матери.

  4. Напевность, лирическая нежность, создаваемая повторением слов, звуков.

  5. Частое применение уменьшительно-ласкательных слов (котенок, солнышко, глазки).

  6. Использование звукоподражания.

  7. Сюжет, как правило, не раскрывается полностью.

  8. В песне, как правило, употребляются простые повествовательные предложения.

  9. Исполнение песни всегда подразумевает момент импровизации.

  10. «Интимный» характер песни. Мать, напевая песенку на ночь ребенку, желала ему всего самого лучшего, доброго и светлого, что существует в этом мире.

Сюжет в таких произведениях максимально прост. Животные, птицы и другие явления окружающей природы наделяются человеческими чертами. Главным героем обычно выступает доброжелательный кот. Будучи первым другом всех детей, именно кот оказывает успокаивающее воздействие на ребенка, благотворно влияет на сон. Такую же «функцию» в произведениях выполняет и образ зайца.

Котики

Кот, пожалуй, главный персонаж детских колыбельных. И это не случайно. В сознании народа кошка олицетворяла огненную стихию, иначе – душу. Во многих народных поверьях она представала как созерцатель того, что не дано увидеть человеку. Например, именно кошки, по мнению наших предков, общались с домовыми и всячески наставляли их на добрый путь, не давали шалить и вредить хозяевам.

Кошка была способна не только общаться с духами, но и изгонять их, если нужно. Отсюда и хорошо известная примета о необходимости пускать в новый дом кота, который до появления хозяев должен изгнать из дома различную нечисть. Животных ценили и за их умение уничтожать грызунов, которые постоянно угрожали запасам зерна. Опустошение амбара приводило к одному из самых страшных испытаний – голоду. Кошку, кстати, сажали и в новую колыбель, перед тем как опустить в нее младенца. Вот в такие «дезинфекционные свойства» животного верили наши предки.

Виды колыбельных

Колыбельные песни по сюжету и тематикам довольно разнообразны, но, тем не менее, можно выделить несколько видов.

  • К первому виду стоит отнести колыбельные, где рассказывается о самом ребенке, о том какой он, о его сновидениях.
  • Ко второму виду принадлежат колыбельные-истории, своего рода сказки в песнях, их цель состоит в том, чтобы знакомить маленького человека с миром, который его окружает. В таких колыбельных рассказывается про птиц, животных, людей и их взаимоотношениях.
  • Третий вид колыбельных песен связан с тематикой эмоционального мира матери. Сюда относятся мысли и чувства мамы по отношению к ребенку, её пожелания для него, мечты связанные с его будущим. Такой сюжет призван создавать для ребенка атмосферу любви и безопасности.

Колыбельной песней могли убаюкать даже нечистую силу.

Ребенку, особенно новорожденному, свойственно капризничать. Причин тому много – голод, сонливость, боль. Наши предки, не имея должных познаний о том, почему может плакать малыш, нередко списывали все на проделки злых сущностей, что не давали ребенку спокойно спать и мучили его. И в этом случае на помощь приходили смертные колыбельные.

При помощи незатейливой песенки, суть которой сводилась к фактическому пожеланию смерти, пытались усыпить, изгнать злую сущность, что мучила и беспокоила малыша. Тексты большинства колыбелен изначально не предусматривали включение имени ребенка, таким образом, вполне можно предположить, что были они адресованы не малышу, а нечистой силе, которая беспокоит чадо. Таким образом, защитные слова колыбельной песни зачаровали нечистую силу в доме и делали её безобидной.

Маленькое путешествие

Колыбельные являлись не только способом убаюкать малыша, но и прекрасным вариантом рассказать ему о мире, которого он пока не видел. Отсюда часто в русских колыбельных появляется мотив путешествия, а также упоминание стихий – ветра, дождика. Часто песня имела кольцевую структуру. Ветер начинал путешествие от порога родной избы, пролетал по всему миру и возвращался в люльку к малышу. К тому же ветер связывает землю и небеса, и он способен в этом случае донести песню-молитву до Бога. Нередко ветер выступал в образе няньки, которая помогает укачивать младенца. И это неудивительно – под завывание ветра и метели за окном рядом с теплой печкой так сладко спать.

интересноисторияколыбельменталитетпеснирусскиерусьтекст

На сколько были сильны слова подобных песен?

Ряд достоверных источников утверждает, что далеко не всегда смертные колыбельные несли положительный смысл и были направлены на благое дело. Порой материнская усталость от быта, тяжелой работы, бесконечных бессонных ночей приводила к тому, что из уст женщины вырывались слова песни, призванной успокоить (правильнее сказать — упокоить) ребенка.

Стоит отметить, что особенно это было распространено в среде нянек, роль которых в те далекие годы часто выполняли дети постарше и подростки. Уставшие, лишенные детства, игр и свободы, они порой напевали своим воспитанникам простые, но страшные слова – «поскорей усыпай, поскорей усыпай», вкладывая в них пожелание младенцу смерти, которая могла освободить их от тяжкого труда.

Упокойные колыбели пели матери и тяжело больным детям, пытаясь облегчить тем самым страдания ребенка, сократить его тяжелый жизненный путь, ускорить уход и освобождение от боли.

Некоторые исторические факты говорят о том, что смертные колыбельные пелись матерями тогда, когда на земле царствовал голод. Не в силах глядеть в голодные глаза ребятишек, слышать их просьбы о кусочке хлеба, по ночам матери затягивали мрачные песни, моля высшие силы освободить ребенка от страданий и дать ему покой.

В ряде источников сказано, что колыбельные пелись не только детям, но и взрослым, дни которых были сочтены. В песни был вложен смысл, освобождающий душу, дарующий ей свободу от бренного, измученного болью тела.

Добрая Дрема и Злой Бука

Эти существа присутствовали в жизни малыша с самых ранних времен. Рогатое существо Бука, готовое унести ребенка за непослушание в мир злых духов, упоминалось в колыбельных, но весьма своеобразно – его посылали, например, в сарай или поручали выполнять какую-то работу. При этом мать всегда выступала защитником дитятки от Буки. Способы защиты были просты и понятны ребенку – веник в маминых руках мог творить чудеса.

Такие колыбельные скорее призывали отгонять невидимых существ в отличие от тех, которые привлекали добрую сущность – покровительницу Дрему. Интересно, что чуть позже загадочный Бука был заменен заморской птицей – попугаем, который способен был, видимо, нагнать не меньший ужас на ребенка, чем рогатый дух.

Кто все эти гуленьки, котики и люленьки

Колыбельные разных народов похожи между собой. В основном принципами организации музыки и текста. Да еще эффектом, оказываемым на ребенка, и глубоким смыслом. А вот фигурирующие в таких песнях животные, явления природы, люди и боги – различаются. Именно с их помощью ребенку и передаются знания об окружающем мире, роли человека и народа в формировании счастливой жизни. Наши предки-педагоги это понимали и максимально использовали.

Всякие ласковые «люли», «люшеньки-люли» вставляются в тексты колыбельных не ради красного словца. Они произошли от имени дочери богини Лады – Лели. Это богиня Весны, цветов, юности и женственности. Леля заботится об урожае, домашнем уюте, материнстве, малышах.

Обращение к ребенку в колыбельных обязательно идет по имени. Это личная песня. Даже если она не была написана специально для конкретного ребенка, мама или бабушка просто заменяют имя. Иногда упоминают даже какие-то подробности про собственное чадо. Добавим к этому мамин голос – и песня действительно становится личной.

Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни
До утренней зари,
До свежей росы.

Ай, люли-люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,
Стал Андрюша засыпать.

Часто в колыбельных упоминаются птицы. В древнеславянском мировоззрении они являются вестниками Бога и помогают маме заботиться о подрастающем младенце.

Не обошлось в колыбельных и без котов. Вот только котам досталась не такая простая роль. Дело в том, что у славян кот олицетворяет вредоносную силу. Так что в колыбельной он берет на себя все плохое, весь вред, направленный на дом и его обитателей. Поэтому, баюкая ребенка, кот защищает его, берет удар на себя.

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки – это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Загадка (I часть): Летит, а не птица,

                               Воет, а не зверь.

Отгадка (II часть): Жук.

            Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Пример:

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Отгадка (II часть): Река.

Считалочки

            Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом и рифмой, необходимые для распределения ролей в игре.

 

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

строгий ритм;
точные рифмы;
не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);

шуточный текст.

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Ана—дэус—рики—паки,

Дормы—кормы—консту—таки,

Энус—дэус—кана—дэус—БАЦ!

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

Пример

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) – емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

Примеры поговорок

«Свинья под дубом».

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: