9 советов, как помочь ребёнку найти друзей, если самостоятельно у него не получается

Можно ли врать друзьям?

Наверное, кто-то удивится, но врать друзьям иногда можно. Правила правильного общения гласят, что нужно всегда оставаться честным и искренним человеком, но ведь понятие «ложь во благо» никто не отменял. Так в каких же ситуациях позволительно лукавство? Ложь оправдана тогда, когда правда может привести к неприятным последствиям или даже трагедии. Например, непривлекательная девушка спрашивает: «Я некрасивая?» Возможен ли утвердительный ответ на такой вопрос? Правдолюбы, конечно, скажут, что всегда необходимо говорить только правду. Но хочет ли человек, задающий такой вопрос, правды? Также ложь оправдана, если речь идет о спасении жизни, достоинства и чести.

Развиваем навыки общения

Есть дети, которые с ранних лет проявляют активность и без труда обзаводятся друзьями. Есть такие, которые стесняются и неуютно ощущают себя в коллективе.

Общие принципы

В любом случае родителям стоит поддержать свое чадо и помочь ему в развитии навыков общения и поведения в обществе:

Поясните малышу, что для знакомства с другим ребенком он должен приветливо поздороваться и улыбнуться ему.
Научите чадо, каким образом можно легко войти в компанию сверстников. Нужно подойти к группе ребятишек и определиться, с кем хочет заговорить. В тот момент, когда он будет спрашивать, можно ли ему к ним присоединиться, малыш должен смотреть в глаза незнакомому ребенку. Если последует отрицательный ответ, пусть кроха улыбнется и отойдет в сторонку

При этом родителям важно поддержать малыша, сказав, что в другой раз у него все получится. При положительном ответе ребенку стоит выразить благодарность всей компании.
Приучите кроху проявлять вежливость и доброжелательность по отношению к окружающим

Во всякой компании любят веселых и бодрых людей. Это шанс для малыша завести дружбу со многими сверстниками.

Хорошо себя вести

Некоторые дети, общаясь с товарищами, бывают черствыми в эмоциональном плане

В данном случае важно дать понять крохе, что он ведет себя неправильно. Пусть знает, что он в ответе за свое поведение

Разъясните, что нехорошо разносить сплетни, драться, дразниться, обижать других деток. Если вы увидели подобную сцену с участием вашего чада, следует сразу же вмешаться и дать понять ему, по какой причине нельзя так себя вести.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок дерется в детском садике: советы психолога

Сочувствовать и быть вежливым

В дружеских отношениях самое основное – уметь делиться и поставить себя на место приятеля. На этом основывается долгая и крепкая дружба.

Крохе важно научиться сопереживать другим и разумно реагировать на них. Развитию этих навыков будет способствовать постоянная практика в семье

Старайтесь каждый день показывать крохе пример.

Оказывать малышу поддержку

Наблюдайте со стороны, как ваше чадо заводит дружбу с другими детьми, всегда будьте готовы выслушать его и дать совет. Вам может быть не совсем понятно сложное устройство их социального круга, но малыш в будущем непременно поделится с вами радостью и горечью в процессе построения дружеских отношений.

Планировать встречи

Эффективный метод, который поможет стать хорошим другом – планировать следующую встречу для совместного времяпровождения. Если ваш кроха пригласил друга в гости, дайте им возможность поиграть у вас дома. Благодаря этому чадо будет чувствовать себя увереннее и сможет самостоятельно наладить дружеские отношения. Ребенок должен спросить у вас разрешения сходить в гости к другу. Предоставляя малышу подобную возможность, тем самым вы поощряете его желание завести дружбу с другими детьми.

ИНТЕРЕСНО: что должен знать ребенок к первому классу: памятка для родителей

Как научить ребенка дружить с другими детьми?

У каждого ребенка уникальный темперамент. Есть дети, которые дружат со всеми — они очень открыты, легко идут на контакт, умеют находить подход к каждому, моментально отходят от обид и быстро восстанавливают дружбу, которая дала трещину. У других может быть всего пара-тройка друзей, но в этом нет ничего плохого. Обе ситуации нормальны, и вам не о чем беспокоиться. Помогать ребенку заводить дружеские отношения нужно лишь в одном случае — если он всегда один, и знакомства со сверстниками у него не складываются из-за стеснительности или иных причин. Вот несколько советов, как это сделать.

  • Отдайте ребенка в садик. Взвешивая плюсы и минусы детсада, обязательно учитывайте этот аргумент «за»: общаясь с другими детьми, ребенок учится строить социальные связи. Эта форма общения детей со сверстниками особенно актуальна, если малыш родился в «неурожайный» для вашего двора год, и подавляющее большинство детей, с которыми он встречается на прогулках, старше или младше его.

  • Запишите малыша в спортивную секцию, в музыкальную школу, в кружок робототехники и т.д. Этот совет преследует свой целью то же самое — расширить круг знакомств, чтобы открыть новые территории поиска друзей. Также новые умения вашего ребенка могут притянуть к нему старых знакомых, которые раньше не обращали на него внимания. Не забывайте, что этот метод работает только в том случае, если малышу нравятся занятия, поэтому предложите ему варианты секций и курсов, но дайте выбрать самому.

  • Попробуйте растопить лед в отношениях ребенка со сверстниками. Малышей очень легко подкупить. Если видите, что дети развлекаются во дворе, а ваш ребенок стоит в сторонке, выйдите и угостите всех каким-нибудь приятным лакомством. Купите игрушку, которой все заинтересуются, пригласите сверстников малыша посмотреть новый мультик, организуйте интересную игру во дворе или у вас дома — в общем, придумайте что-то, что может сплотить малышей вокруг вашего ребенка. Не факт, что это поможет в длительной перспективе, но, возможно, для начала крепкой дружбы надо лишь сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

  • Научите малыша идти на контакт. Если ваш ребенок слишком зажатый и закрытый, вы можете попробовать скорректировать его поведение. На собственном примере показывайте, как хорошо дружить, чаще ходите в гости, знакомьтесь на прогулках с другими мамами. Предложите малышу самому подойти к любому ребенку в парке, улыбнуться и сказать «Привет». Шаг за шагом придет понимание, что знакомиться — не страшно, значит, скоро вы увидите рядом с малышом новых друзей.

  • Не забывайте о возможностях электронного общения. Конечно, вы решаете вопрос, как научить ребенка дружить со сверстниками вживую, а не в мессенджере. Тем не менее, если задачу не получается решить с наскока, надо разделить ее на несколько этапов. Пусть первым из них станет дистанционное общение с ребятами со двора. Если оно наладится, есть все шансы, что скоро дружба перейдет из онлайна в реальную жизнь.

Неполадки в дружеских отношениях у ребенка могут быть связаны с разными причинами — от легкой застенчивости до каких-то более серьезных проблем. Если вы видите, что, несмотря на все ваши усилия, у малыша никак не получается наладить контакт с другими детьми, возможно, вам не помешает помощь профессионала — детского психолога.

Ссылки на источники:
  1. Vincent Iannelli, MD. How Kids Make and Keep Friends. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/making-and-keeping-friends-2633627

  2. Arlin Cuncic. How to Practice Active Listening. Verywell Mind. Ссылка: https://www.verywellmind.com/what-is-active-listening-3024343

  3. Worley, Peter. Open thinking, closed questioning: Two kinds of open and closed question. Journal of Philosophy in Schools. 2 (2). 2015-11-29. Ссылка: https://ojs.unisa.edu.au/index.php/jps/article/view/1269/834

  4. Your Child’s Friendship Drama: Do’s and Don’ts for Parents. Imperfect Families. Ссылка: https://imperfectfamilies.com/your-childs-friendship-drama-dos-and-donts-for-parents/

  5. 5 Benefits of Sports for Kids. Novak Djokovic Foundation. Ссылка: https://novakdjokovicfoundation.org/5-benefits-sports-kids/

  6. Fred Frankel. Friends Forever: How Parents Can Help Their Kids Make and Keep Good Friends. P. 59. Ссылка: https://books.google.ru/books?id=gQMCfh9nopEC&pg=PT59

Авторы: эксперты

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Модели поведения детей

У вашего ребёнка нет друзей или их очень мало? Вероятно, социальные навыки он приобретает медленнее, чем другие дети. Для того чтобы научится дружить без помощи родителей не обойтись. Давайте рассмотрим модели поведения детей и варианты решения возникающих при общении проблем.

Модель «Маленький диктатор». Детям такого типа присущи лидерские качества, однако, они не лидеры. Ребёнок-лидер — независим, уверен в своих действиях, самостоятелен, может объединять детей. Ребёнок-диктатор — доминирует в группе потому, что может запугивать, угрожать и подавлять других детей. «Диктаторами» часто становятся единственные дети в семье или те, кого не приучают заботиться о других. Заметив такие характеристики в своём чаде, учите его быть внимательным к детям, учитывать их интересы, совершать добрый дела. Ребёнок должен научиться испытывать радость от позитивного контакта со сверстником.

Модель «Скромный». Малышу страшно знакомиться, он не может подойти первым и предложить игру. Тушуется, когда предлагают выступать, участвуя в утреннике. Причиной такого характера может стать врождённый темперамент или повышенный контроль над жизнью ребёнка дома. Малышу, живущему в строгости, не хватает эмоционального развития, а зачастую и общения со сверстниками. Способствуйте расширению круга общения ребёнка, учите его общаться с детьми: так ему легче будет находить общий язык.

Модель «Ведомый ребёнок». Такой малыш весьма общителен, однако ведёт себя в компании детей нейтрально, не заявляя о своих желаниях и интересах. Такому ребёнку легко навязать любую роль в игре и даже подчинить несправедливым правилам игры. Такое часто происходит в семьях, где ребёнок находится в подчинении у родителей. Такая модель воспитания не способствует появлению у малыша собственно мнения. Родителям следует заняться воспитанием лидерских качеств ребёнка, развитием его собственного взгляда на жизнь. Это убережёт его в будущем от негативного влияния дурных компаний.

Модель «Хулиган». Такие дети легко отнимают красивую игрушку у соседа по песочнице, рушат песочные замки, могут обозвать, подраться и даже укусить. Причина этого поведения кроется в детском эгоцентризме. Научите ребёнка быть внимательным к тому, что чувствуют другие дети. Учите его сопереживанию и доброте. Объясняйте правила хорошего поведения, учите признавать ошибки и извиняться.

Модель «Чувствительный». Малыш чрезмерно чувствительно относится ко всему, что происходит в его жизни: часто обижается, плачет. Такое поведение типично для только что пришедших в детский сад детей. Иногда причина слезливости кроется в недостаточной поддержке родителей, дефиците внимания и похвалы. Семейное тепло, любовь к ребёнку помогут вселить уверенность в него, стать эмоционально устойчивым.

Модель «Сам себе конкурент». Такие дети — маленькие хвастунишки. Ребёнок, испытывающий дефицит похвалы, пытается её получить любым способом

Папа и мама могут помочь малышу стать увереннее в себе и преодолеть барьеры общения, если будут чаще обращать на него внимание и предложат заняться интересным делом.

Как спрашивать про отношения с учителями?

Учителя для детей — значимые, авторитетные взрослые, и ребёнку бывает сложно рассказать об их отношениях что-то, что ему не нравится. Однако от того, насколько ученику комфортно общаться с учителем, зависит его успеваемость.

«Очень важно уметь слушать. Часто дети сами рассказывают о том, что говорит им учитель и как ведёт себя

Внимательный родитель может услышать в этом рассказе чрезмерную критику или скрытую агрессию. Конечно, чаще всего учитель не хочет обидеть ребёнка и не имеет в виду ничего плохого. Но дети чувствительны, их легко ранить, поэтому не стоит игнорировать такие рассуждения».

Постарайтесь очертить для ребёнка грани дозволенного: пусть он знает, что можно и что нельзя в общении с ним. Например, нельзя повышать голос и использовать физическое насилие.

Если из рассказа понятно, что ребёнок совершил ошибку в общении с учителем и за это был наказан, то важно сказать ему об этом. Но не когда он в аффекте после пережитого конфликта

Сначала поддержите ребёнка, а потом, когда он успокоился и готов услышать, можно напомнить о границах и приемлемом поведении.

И ещё очень важно почаще озвучивать: «Я всегда на твоей стороне. Если что-то случилось — расскажи мне, я тебе помогу»

Также родителю стоит научиться и самому заводить разговор на такую неудобную тему. Хороший вопрос — это открытый вопрос. Не тот, на который можно ответить «да» или «нет».

Неправильно: «Как ты думаешь, хороший учитель Ирина Петровна?»

Правильно: «Как тебе Ирина Петровна? Как ты с ней себя чувствуешь?»

Тогда ответ может получиться обширным и можно узнать, что в одних ситуациях с ней интересно, в других — скучно, а в третьих — страшно.

«Поговорите с ребёнком о том, что учителя тоже ошибаются, могут неправильно себя повести или воспользоваться своим положением (при этом делают они это не всегда специально).

Например, некоторые учителя говорят громким и строгим голосом и сами не замечают этого. Многие дети это воспринимают нормально, но особо чувствительные — боятся. Они думают, что учитель злится, что их сейчас будут ругать.

И помните: нет ничего дурного в том, чтобы рассказать учителю об особенностях ребёнка и попросить обратить внимание на некоторые ситуации. Учителям можно и нужно давать обратную связь — она делает их работу лучше

В конце концов, в школу ходят, чтобы учиться и дружить. И дети должны себя чувствовать здесь уютно и безопасно».

Советы родителям

Бывает так, что с ребенком никто не желает дружить. В детском саду не хотят с ним играть, а в школе избегают общения. Тогда родителям надо придерживаться данных рекомендаций:

  • Многие родители поступают неправильно, говоря своему чаду, что не стоит продолжать общение с подобными друзьями. Таким образом родители сами провоцируют малыша становится замкнутым, вследствие чего ему будет еще труднее наладить контакт с окружающими. Взрослым следует поговорить с ребенком и оказать помощь по налаживанию общения.
  • Не стоит забывать, что некоторым малышам свойственна застенчивость. В этом случае рекомендуется вместе с ребенком, взяв его за руку, подойти к другим детям. Помогите ему познакомиться, предложив любую простую игру. Как только вы поможете наладить первоначальный контакт, на этом ваша помощь заканчивается. Далее дети уже сами станут продолжать общаться.

  • Вечером расспросите чадо о том, как он провел день, что собирается делать завтра. Нужно проявлять интерес к жизни малыша, но не осуществлять за ней контроль. Если вы будете в курсе того, какие ребенок имеет отношения с окружающими, у вас всегда будет возможность оказать помощь хорошим советом. Можете поговорить с малышом о том, как проходило ваше детство, каких вы имели друзей, чем увлекались, во что играли – нужно поделиться собственным опытом, однако навязывать его не надо. Обычно детям свойственно брать пример с родителем, поэтому подобное общение принесет немало пользы.
  • Изредка можете устроить у себя дома детский праздник. Пусть малыш сам выберет, кого он желает видеть в гостях, а кого нет. Добавьте в список приглашенных детей их родственников.
  • Если у вас дома собрались ваши знакомые, предоставьте ребенку возможность побыть вместе со взрослыми, чтобы он чувствовал себя увереннее. Разрешите поговорить на темы, которые ему будут интересны. В любом случае малыш может просто посидеть рядом с вами, играя в любимые игрушки.

Как подружиться с одноклассниками?

Если у вашего чада есть какие-то проблемы (он заикается, принимает лекарство по времени), надо в обязательном порядке дать знать об этом педагогу. Наличие различных заболеваний может послужить поводом насмешек со стороны одноклассников.

Нужно постараться сделать так, чтобы ребенок соответствовал общим требованиям, установленным в школе. Если на урок физкультуры надо приходить в шортах черного цвета, то не стоит покупать малышу красные

Если учитель и не обратит на это внимание, то одноклассники будут дразнить малыша.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенку нравится черный цвет: что говорит психология?

Однако не стоит исполнять все капризы ребенка – например, если он просит купить такую куртку «как у Гриши из 5 “А” класса».

Памятка родителям:

  1. Посоветовать малышу вести себя иначе. При сложившемся стереотипе любой поступок можно предугадать. Когда ребенок в обычной ситуации поведет себя неожиданно, то сможет удивить своих одноклассников и тем самым приблизиться к решению возникшей проблемы.
  2. Предоставить ребенку возможность общения с одноклассниками за пределами школы. Можно пригласить их в гости, устроить праздник. Постарайтесь привлечь малыша к школьным мероприятиям и поездкам. Не торопитесь сразу по окончанию уроков забирать чадо домой. Так вы лишите его возможности подружиться со сверстниками.
  3. Не стоит лично “разбираться” с одноклассниками, которые обижают вашего ребенка. Будет лучше, если вы расскажите об этом классному руководителю и психологу. Не следует сразу же вставать на защиту малыша, если у него возник конфликт с одноклассниками. Пусть подросток переживет все стадии конфликта – так он научится самостоятельно справляться с подобными проблемами. Однако если вы видите, что малышу не обойтись без вашей помощи, не оставайтесь в стороне. К таким ситуациям можно отнести постоянные издевательства и травлю ребенка со стороны сверстников.

ИНТЕРЕСНО: когда младенцы при нормальном развитии начинают улыбаться?

Родителям важно воспитать ребенка дружным

Следует обращать внимание, как малыш общается с окружающими. Если он делает это неправильно, надо объяснить крохе, какие ошибке он допускает

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, когда ребенок ворует деньги у родителей?

https://youtube.com/watch?v=Hq5qCXppIbw

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период.  К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.  

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

«Ты мне больше не подруга» и холодный прищуренный взгляд. Как научить ребенка отвечать на такое

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Замкнутый ребёнок

 

Далеко не все дети способны на свободное знакомство и успешное общение. Бывает так, что ребёнок долго приспосабливается к детскому обществу, ищет подходы к детям, еле-еле справляясь с застенчивостью. Такие дети не спешат вливаться в детский коллектив и проводят время наедине с собой. Случается, что даже ребёнок с развитыми навыками общения замыкается в себе. Такое часто бывает после пережитого стресса: развода родителей, переезда и т. д. А бывает и так, что ребёнку не интересно со сверстниками: он опережает их в развитии, их игры для него скучны. Есть дети, которых детский коллектив отвергает: они сильно отличаются от ровесников либо внешним видом, либо умственными способностями, ли поведением. Примеров много, а причины отвержения коллективом (или наоборот – нежелания ребёнка влиться в детский коллектив) не всегда понятны.

Психологи считают, что если ребёнок растёт без братьев и сестёр, а круг его общения ограничен, то у него может проявляться замкнутость при вхождении в детский коллектив. Как помочь крохе преодолеть боязнь общения как преграду, стоящую на пути его дружбы с детьми?

Психологи советуют родителям:

  • постараться узнать причины замкнутости
  • не заставлять ребёнка делать то, что ему не хочется
  • любить ребёнка таким, какой он есть
  • не указывать на замкнутость как на проблему
  • работать со страхами с помощью игр, сказок, рисования
  • учить малыша знакомиться и общаться с ровесниками
  • поощрять решительность малыша и умение самому справляться с проблемами.

 

Развитие общения детей со сверстниками

С самого рождения ребенок находится в семье, где его воспитанием и развитием занимаются самые близкие люди: мама, папа, бабушка. Но проходит время, малыш подрастает и выходит на следующий этап развития, где его окружение — это не только семья, но и сверстники.

Чаще всего активно общаться со сверстниками ребенок начинает тогда, когда приходит время поступать в детский сад. Не всегда малышу легко вступить в новый незнакомый коллектив, найти себе друзей. Случается, что событие, которого так долго ждали приносит ребенку обиды и разочарования, он становится замкнутым, отказывается идти в детский сад, не хочет играть с другими детьми.

Для каждого ребенка естественно тянуться к сверстникам и стремиться вместе играть с ними. Если же ребенок избегает общения с детьми, стремиться к одиночеству, то родителям необходимо разобраться в причинах такого поведения и постараться исправить это положение.

Почему ребенок избегает общения со сверстниками.

Ребенок может испытывать трудности в общении с детьми из-за своих индивидуальных качеств: из-за пониженной или завышенной самооценки; из-за чрезмерной эмоциональности или застенчивости; повышенной конфликтности; агрессивности.

Причинами также могут быть чрезмерная привязанность к маме или бабушке, избалованность, запрет родителей на общение и игры ребенка с другими детьми, гиперопека.

Ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от общества сверстников, так как в следствии этого у него развивается эмоциональный дискомфорт, нарушается естественная потребность в общении. Такому ребенку очень сложно будет влиться в новый коллектив, наладить отношения с другими детьми.

Травмирующие обстоятельства, с которыми столкнулся малыш, также являются весомой причиной нежелания общаться. Особенно страдают от этого дети имеющие какой-либо недостаток. Это может быть полнота, дефект речи, то есть то, что стало причиной насмешек и дразнилок.

Но наиболее распространенные причины неумения наладить контакт со сверстниками- это застенчивость или эгоизм. В первом случае ребенок просто не сможет вступить в контакт: завести друзей, попроситься в игру. Во втором случае ребенок желает занять место лидера, понукать другими детьми. Вряд ли дети захотят выполнять чужие прихоти. А ребенку, привыкшему к этому в семье, сложно понять, почему же дети не хотят с ним играть.

Как помочь ребенку научиться общаться.

С самого раннего возраста способствуйте общению вашего малыша со сверстниками, ходите в гости к друзьям и родственникам, где есть маленькие дети, приглашайте их к себе домой.

Играйте в игры вместе с детьми, это могут быть подвижные, ролевые настольные игры. Хвалите малыша за инициативу, когда он предлагает новую игру.

Читайте и рассказывайте малышу различные сказки и истории про дружбу, обсуждайте их вместе.

Помогите ребенку подружиться с соседскими детьми, с которыми он сможет постоянно играть во дворе дома, приглашать к себе домой или сам сможет ходить к ним в гости.

Устраивайте детские праздники: День рождения, Новый год и любые другие, на которые можно пригласить новых и старых друзей, вместе весело провести время.

Развивайте сценические способности ребенка -это очень здорово развивает коммуникативные умения, почаще инсценируйте знакомые сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» и другие. Для инсценировок можно использовать кукольный театр, который несложно сшить самим, пальчиковый, настольный театр или маски. Спектакль можно поставить совместно с другими детьми, так у ребят появятся общие интересы.

Научите малыша правилам общения:

Не дразни и не обзывай других детей.

Не отбирай игрушки, а вежливо попроси.

Сам тоже не отдавай игрушку, если ее хотят взять без проса, а если попросили вежливо-дай поиграть на время.

Если тебя позвали играть-иди.

Если тебя не зовут в игру, а тебе хочется -попросись.

Не дерись без необходимости, но если тебя бьют, защищайся, дай сдачи.

Не ябедничай.

Умей хранить тайны других.

Очень важно научить ребенка общаться со сверстниками, ведь от этого зависит его самочувствие, положение в обществе и в конечном итоге, становление личности

Как понять, есть ли проблема

Часто родителям кажется, что их ребенок страдает от отсутствия общения с другими детьми. Они стремятся всячески «помочь» ему: водят на праздники, отдают в детский сад на целый день и отправляют в летний лагерь. «Общайся и дружи», — говорит мама, но нужно ли это ребенку?

Для начала попробуйте принять тот факт, что ребенок не должен соответствовать ничьим ожиданиям. Даже вашим. Он имеет право быть скромным — то есть легко коммуницировать со знакомыми и теряться с новыми людьми. Или интровертом, который все эмоции переживает внутри себя. А может быть и просто замкнутым — одновременно и не любить общаться, и страдать от одиночества.

Марина Руфанова,
практический психолог, гештальт-терапевт

У некоторых детей в силу характера потребность в общении низкая. Но бывают ситуации, когда ребенок переживает коммуникативные сложности и ему может понадобиться помощь.

Иногда достаточно поддержки родителей, а иногда требуется помощь психолога или психиатра, если проблема носит затяжной характер или произошло что-то неприятное, после чего человек замкнулся. Мы сейчас не говорим о расстройствах аутистического спектра, когда ребенок в целом взаимодействует с миром иначе.

Можно провести быструю диагностику. Возьмите лист и ручку и ответьте на вопросы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: