Басня «Обоз» — для детей или взрослых?
В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.
Басня — это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.
Наиболее известным
эпическим жанром, изучаемым в начальной
школе является басня. Басня — это:
1. Небольшой рассказ,
обычно стихотворный, как правило, носит
сатирический характер.
2.
Нравоучительный и сатирический краткий
рассказ прозе и стихах, в котором под
видом картин из жизни зверей рисуются
людские недостатки.
3. Жанр
дидактической поэзии, короткая
повествовательная форма сюжетно-законченная
и подлежащая аллегорическому
(иносказательному, наглядному, картинному
выражению отвлеченных понятий посредством
конкретного образа) истолкованию как
иллюстрация к известному житейскому
или нравственному правилу.
4.
Литературный жанр; краткий, обычно
стихотворный рассказ, в иносказательной
форме, сатирически изображающий
человеческие поступки и отношения.
Известные баснописцы
Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен (семнадцатый век).
Виды басен
Много раз мы все же классифицируем басни. Но правда в том, что они бывают разных типов. В частности, вы можете найти 7 различных, а именно:
Басни о животных. Они наиболее распространены, когда отношения устанавливаются между животными, людьми, богами … но на самом деле главными героями являются животные. Во многих из них есть человеческие черты, такие как то, что они говорят, думают и т. Д. и они попадают в ситуации, которые чаще встречаются с людьми, чем с животными.
Человеческие басни. Они также могут возникать, когда в этом случае люди являются главными героями истории и теми, кто рассказывает, что с ними происходит. В этом случае люди взаимодействуют с другими людьми, с животными, с богами, косными существами … На самом деле они не ограничиваются другими персонажами.
Басни царства растений. Как и в предыдущих, в этом случае главными героями являются растения, и, как и в случае с животными, им также даются черты, более ориентированные на людей (такие как разговор, движение, мышление …).
Мифологический. В случае этого типа басни вы встретите главных героев божеств, то есть они будут могущественными богами, которые либо дают уроки своей мудрости, либо сами учатся чему-то у других, будь то животные, люди, другие боги и т. Д. .
Инертные вещи. Будь то предметы или вещи, они тоже могут быть частью сказок. В этом случае примером может быть оловянный солдатик, неодушевленная игрушка, но рассказывающая историю.
Агональный. Они малоизвестны, но это другой их тип. Они относятся к противоборствующим персонажам, то есть есть главный герой и антагонист, и конец басни заставляет нас награждать тех, кто преуспевает, и наказывать других
В этом случае не так важно, кто главный герой, а то, что происходит, и особенно последний урок с точки зрения вознаграждения за хорошее и наказания за плохое.
Этиологический. Этот тип относится к тем, которые относятся к историческим ситуациям
В этом случае сами персонажи не так важны, как события, которые они рассказывают таким образом, чтобы история была известна, но в более увлекательной форме.
Аллегория
Аллегорией называют условное изображение каких-то абстрактных понятий, и изображение происходит через художественный образ или диалог. Первоначально аллегория использовалась в народном творчестве, притчах и баснях. Поэтому и считается одним из основных средств изображения в басне. Для аллегории характерно представление определенных понятий через образы растений, животных, мифологических персонажей и других неживых предметов.
В таком случае, эти предметы имеют переносное значение, в которое и вкладывается основная задумка басни. Например, такие понятия, как любовь, война, справедливость, мир, душа, честь, жадность и великодушие изображаются в виде живых существ. Они раскрываются через качества живых существ, через особенности их поведения и поступки, иногда — через их внешний вид.
Пересказ басни «Квартет» Крылова
Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.
Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.
Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.
Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.
Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.
Польза, которую несут басни
Жизненные проблемы, которые высмеиваются в баснях, безграничны и бесконечны. Чаще всего критикуются лень, ложь, глупость, невежество, хвастовство, упрямство, жадность. Каждый из нас может найти в баснях похожего на себя персонажа. Все ситуации, которые описаны в этих небольших сатирических рассказах, очень жизненны и реалистичны. Благодаря иронии басня учит не просто замечать за собой те или иные пороки, но и заставляет предпринимать попытки к собственному совершенствованию. Чтение юмористических произведений подобного характера весьма благотворно влияет на психологическое здоровье человека.
В баснях, помимо прочего, часто высмеивается политический строй государства, социальные проблемы общества и общепринятые поддельные ценности.
Узнай стоимость написания такой работы!
Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
ВВЕДЕНИЕ
Начало ХХІ века ознаменовало новую эру, эру глобализации. Человека охватил водоворот, неудержимым вихрем несущий человечество, часто разрушая мировоззренческие ценности, которые формировались на протяжении всей истории цивилизации. И в этом вихре стабилизирующим островком являются басни, которые учат отличать хорошее и плохое, светлое и темное, прекрасное и уродливое. Поэтому раскрывая перед школьниками мир басни, мы тем самым способствуем становлению человека, начиная с его детства и юности.
В процессе литературоведческих и лингвистических исследований басня изучалась довольно многогранно; наиболее полная разработка теоретических и практических аспектов данных исследований отражена в трудах ученых: Н. М. Анненковой , М. Л. Гаспарова , А. В. Дановского , Ю. В. Стенник .
Цель данной работы заключается в определении особенностей басни как литературного жанра и специфики её изучения в средней школе.
Достижение цели исследования предусматривает выполнение следующих задач:
1) изучить понятие «басня» в современном литературоведении;
2) выявить особенности басни как жанра;
3) охарактеризовать языковую специфику басен;
4) раскрыть специфику подхода к изучению басни;
5) проанализировать изучение басен в средней школе;
6) рассмотреть теоретико–методическое обеспечение уроков;
7) подготовить материалы для слова учителя о жизни и творчестве И.А. Крылова;
Объектом исследования является басня как жанр литературы.
Предметом исследования являются художественные особенности басни и ее изучение в средней школе.
Материалом исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по литературоведению и методике изучения литературы в средней школе.
Методы исследования. Особенности предмета исследования определяют методику его изучения. В работе использованы как общенаучные, так и литературоведческие методы – метод анализа и обобщения научных данных, сравнительный анализ авторских методик по изучению басни как жанра в средней школе, метод контекстного анализа.
Актуальность темы определяется следующими факторами: во-первых, значительной ролью басни в литературном процессе; во-вторых, недостаточной исследованностью темы; в – третьих, усиленным вниманием ученых – методистов к новым формам и методам работы на уроке в рамках внедрения и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта в средней школе. Теоретическое значение заключается в обобщении литературно — методических подходов к изучению художественных особенностей басни
Теоретическое значение заключается в обобщении литературно — методических подходов к изучению художественных особенностей басни.
Практическая значимость. Различные авторские методики по изучению басен в школе, рассмотренные в данной работе, помогут учителю — предметнику сделать выбор программы. Выполненная подборка материалов для составления конспектов уроков может быть использована для подготовки к уроку по изучению басен И.А.Крылова.
Структура работы обусловлена спецификой предмета и объекта исследования, его целью и задачами. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Списка использованных источников.
Глава 1. Жанровое своеобразие басни
Басня, безусловно, является уникальным явлением литературы, объединившим в себе своеобразие формы и содержания. Прежде чем рассматривать жанровые особенности басни целесообразно определить само понятие «жанр».
Е. Крошнева указывает на то, что в современном литературоведении под «жанром» подразумевают некие содержательные формы, на которые делится каждый литературный вид. Исследователь указывает на то, что литературоведческие понятия «вид» и «жанр» часто используются как синонимы, при этом более частное деление называется жанровой разновидностью. Именно в жанре литературы во всей своей полноте проявляется содержательность формы, так как «жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений» .
Похороны Козла, или жирная точка на баснях Льва Толстого
Чтобы окончательно подтвердить свою точку зрения, что все переводчики это тень мастера, что основная масса переводчиков ухудшает оригинал, и что вся русская классика это беспросветный мрак русской литературы — искусственно возвеличенный советской пропагандой. Скажу то, что утопит в жиже латентной графомании, этих всех знатоков иностранного языка.
Знания чужого языка, на любом уровне: не делает вас автоматически переводчиком художественной литературы. Перевести и улучшить текст может только, такой же мастер слова: поэт, писатель. Который равноценный по мастерству с источником перевода, или превосходит первоисточник по мастерству, но никак не переводчик (в прямом смысле слова) — вникните в суть этого утверждение и вам больше никогда, ничего не надо будет знать другого о переводе.
Сейчас мы, на очередном примере, из попыток Льва Толстого сделать конфетку из конфетки мастера — разберем что из этого получилось. Но забегу вперед, скажу что графоманское словоблудие Толстого, это его стиль и фирменный знак. Поэтому без всяких сожалений.
Чему сожалеть? Это наш глоток свежего воздуха от пропаганды, что текст нельзя подделать и им без проблем можно изобличить любого графомана — надо просто взять, и сравнить его тексты с другими текстами. И опять, ничего личного, только непредвзятый анализ «голого» текста.
«Товарищ» Ушинский пошел еще дальше, и это приветствуется. Вот где красноречивый пример того, когда плагиатор не ухудшает, а улучшает — создает художественное произведение. Пускай он, и назвал эту басню сказкой и подписал своим именем. Не в этом дело, сейчас не об этом разговор. Сейчас разговор о владение литературным языком, и о качестве плагиата в первую очередь.
Несмотря на все остальное, это все равно Эзоп. Как бы его не переводили. Сюжет один в один. Ушинский, как и Пушкин, даже не догадывались что будет интернет и их выведут на чистую воду. Что один что другой в тупую переписывали чужое. Ушинский был более увлечен литературой, чем Пушкин, поэтому он зашел дальше. В его «ассортименте» — русские народные сказки, сказки братьев Гримм, басни Эзопа, и везде он ставил подпись что оригинал.
Тем не менее. Сравните, верхних титулованных личностей, с этим учителем и поймете о чем речь. Вы еще верите в то, что Лев Толстой великий писатель, но тогда прочитайте все его переводные басни. Русские народные сказки что вышли под его пера, и вы прозреете.
Чтиво по принуждению. Вот вам ваша «великая» классика, которая, на самом деле не выдерживает конкуренции с обычным учителем. Обычный учитель русского языка, это Ушинский, чтоб вы знали. Вот вам и анализ голого текста. Вот ваше оружие против графоманов. И не бойтесь им пользоваться. Не бойтесь — не подведет, особенно когда вы сами лучше напишите любого, отдельно взятого классика русской литературы.
Значение слова «басня» в словарях русского языка
Басня
Ба́сня — жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится
краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Википедия
ж. ; = баснь
1.Короткий — обычно стихотворный — нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п.
2.Миф, сказание.
3.см. тж. басни
Большой современный толковый словарь русского языка
ж. (а также устар. баснь) 1) Короткий — обычно стихотворный — нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п. 2) Миф, сказание. 3) см. также басни.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
б`асня, -и, р. мн. б`асен
Словарь русского языка Лопатина
краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ басня вымысел, выдумка
Словарь русского языка Ожегова
короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова.
Современный толковый словарь, БСЭ
басня ж. (а также устар. баснь) 1) Короткий — обычно стихотворный — нравоучительный или сатирический рассказ, построенный на олицетворении животных, растений и т.п. 2) Миф, сказание. 3) см. также басни.
Толковый словарь Ефремовой
басни, р. мн. басен, ж.
1. Короткий аллегорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением. Басни Крылова. Басни Демьяна Бедного.
2. Выдумка, вымысел, вранье (разг.). Ты мне басен не рассказывай, а говори, как дело было. || Пустые разговоры, болтовня (разг.). Пустые басни. Соловья баснями не кормят. Пословица.
3. Тема общих пересудов и насмешек (устар.). Он стал баснею всей округи.
Толковый словарь русского языка Ушакова
— малый повествовательный (эпический) жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл. Цель Б. — осмеяние человеческих пороков, общественных недостатков. Персонажами Б. часто выступают животные, растения и предметы (И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Слон и Моська» и др.). В Б. активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм . Возникновение Б. связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа.
Словарь литературоведческих терминов
литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Б. близка к притче и апологу . Персонажи Б., помимо людей, — животные, растения, вещи. В начале или концовке Б. обычно даётся афористический нравоучительный вывод (‘мораль’). Б. — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6-5 вв. до н. э.), писавший Б. в прозе; в Риме — Федр (1 в. н. э.); в Индии сборник Б. ‘Панчатантра’ относится к 3 в. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (17 в.). В России развитие Б. относится к середине 18 — началу 19 вв. и связано с именами А. П. Сумарокова (‘притчи’), И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных Б. были ещё в 17 в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине 18 в. у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих , передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. На Украине Б. сочиняли Г. Сковорода, П. П. Гулак-Артемовский, Л. И. Глебов. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.Лит.: Потебня А. А,, Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка, 3 изд., Хар., 1930; Выготский Л., Психология искусства, М., 1965, с. 117-
55.
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Характеристики басен
Среди характеристик басен можно выделить следующие:
Четко определенная структура
В данном случае этот ресурс состоит из трех частей: начало, где персонажи будут представлены и смогут увидеть, что их определяет или характеризует; осложнение, когда сюжет разворачивается до точки, ведущей вас к самой проблеме; и результат, где есть результат, положительный или отрицательный, относительно разрешения или того, что произошло при осложнении.
Esкритура из басен
Они написаны прозой или стихами, в них не обязательно использовать определенную форму. Известно, что они должны быть короткие истории, то есть кратковременного расширения.
Всегда есть критика или мораль
Во всех баснях обычно есть критика определенного поведения, или мораль, то есть совет или подходящее поведение. Эта мораль обычно представляет собой фразу, строфу, что-то запоминающееся и запоминающееся.
Почти всегда есть рассказчик
Фигура рассказчик — тот, кто рассказывает, что происходит с персонажами
Таким образом, он становится тем, кого необходимо принимать во внимание, поскольку сами персонажи взаимодействуют только в данный момент, именно рассказчик помещает все в контекст
Это не значит, что одним из персонажей может быть сам рассказчик. Например, история персонажа, который рассказывает свою историю другому.
Происхождение жанра
Басня — это один
из древнейших литературных жанров. В
Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V
вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в
Риме — Федр (I
в н. э.). Виднейшим баснописцем нового
времени был французский поэт Ж. Лафонтен
(XVII
в.).
В России развитие
басен относится к середине XVIII-
началу XIX
вв. и связано с именами А.П. Сумарокова
(«притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова,
И.И. Дмитриева, хотя первые опыты
стихотворных басен были ещё в XVII
в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине
XVIII
в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии
вырабатывается басенный вольный стих,
передающий интонации непринуждённого
и лукавого сказа.
Басни И.А. Крылова
с их реалистичной живостью, здравомысленным
юмором и превосходным языком знаменовали
расцвет этого жанра в России. В советское
время приобрели популярность басни Д.
Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.
Существуют две
наиболее известные концепции происхождения
басни. Первая представлена немецкой
школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др.
Согласно этой концепции, в басне
первично повествование, а мораль
вторична; жанр происходит из сказки о
животных, а сказка о животных — из мифа.
Вторая концепция выдвинута американским
учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне
первична мораль; басня близка сравнениям,
пословицам и поговоркам; как и они,
данный жанр возникает как вспомогательное
средство аргументации.
Цель басни
— высмеивание человеческих недостатков,
пороков, негативных социальных явлений.
Действующими лицами произведений такого
жанра являются животные, растения, вещи.
Характеристика персонажей не даётся
развёрнуто. Она реализуется не через
действия, а через подобную детализацию
со стороны автора.
В басне
отличают повествование и вывод из него,
т.е. определенное положение (нравоучительное
заключение, афоризм, правило, совет,
указание), присоединенное к повествованию.
Этот вывод – так называемая мораль — в
басне прилагается обыкновенно в конце,
иногда в начале. Чаще всего содержится
в скрытом виде, как легко подразумеваемый
в связи с изложенными событиями и
разговорами. Мораль может быть выражена
как эксплицитно
,
т.е. автором басни, так и имплицитно
,
т.е выводится самим читателем. В
русской литературе довел басню до
наибольшего художественного совершенства
Крылов. Его басни отличаются меткостью
народных поговорок, веселым и насмешливым
тоном, практичностью общего духа. Мораль
басен Крылова принадлежит к области
житейской мудрости, направлена к
поощрению навыков, полезных в жизни.
Басня по той роли,
какую имеют в ней животные, восходит к
сказаниям первобытных времен, когда
одушевленность животных представляли
себе совершенно тождественною с
одушевленностью человеческою и животным
приписывали сознательную волю, разум
и т.д.
Басня, как правило,
построена на основе противопоставления
парных признаков с противоположным
значением: ум – глупость, жадность –
щедрость, трудолюбие – лень, простота
— хитрость и др.
Изучив и
проанализировав научные литературоведческие
источники, мы обобщили полученную
информацию, оформив всё в таблице 1.
Знакомство человека с басней происходит в школе. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня мы попытаемся разобраться с тем, что это такое, и выяснить, какова форма речи басни.
Возникновение и развитие басенного жанра
По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.
Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).
Басенный литературный жанр в Европе
Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.
Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.
Басня в России
В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.
Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.
В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.
В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.
В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.
Подведем итог
Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: «Раскрой понятие басни». Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.
Басня – короткий аллегорический рассказ, как правило, в стихах, нравоучительного характера с выводом, моралью, чаще дающейся в концовке басни, реже в самом её начале. Басне свойственно сатирическое или ироническое иносказание. Для басни характерно олицетворение: действующими лицами нередко выступают животные, неодушевленные предметы. Басня близка к притче, сказке, новелле, анекдоту, пословице.
Возникновение басни связывают с именем легендарного древнегреческого раба Эзопа жившего в 6-5 вв. до н.э. Восстановить и отследить основные моменты его биографии весьма непросто. Разные древние историки и писатели приводят разные факты из жизни первого баснописца и доводят его личность практически до легендарности. Однако, в 16 веке историчность Эзопа впервые ставится под сомнение, которое впоследствии было обосновано филологами 18 века (в частности, Ричардом Бентли). В 19 веке Эзоп был признан полностью мифическим персонажем. Однако и по сей день многие авторы оставляют возможность существования исторического прототипа
Наследие Эзопа включает в себя сборник из 426 коротеньких басен, написанных прозой. Именно по имени Эзопа тайную, иносказательную речь, маскирующую главную мысль автора, назвали эзоповым языком. Впоследствии этот прием стал главным оружием сатириков, помогающим, в обход цензуры, донести главную идею произведения до читателя.
В начале 16 века теолог и политик Мартин Лютер обосновал предположение, что Эзоп не является единоличным автором дошедшей до нас книги басен, что, скорее всего, это целый сборник народных и авторских текстов, копившихся несколько столетий.
Тем не менее, ценность данных произведений неоспорима. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира. В России переводами басен занимался Иван Крылов, однако интерес к жанру возник гораздо раньше.
Первым к жанру басни обратился Василий Тредиаковский (1703-1769), русский ученый и поэт. Этот интерес был поддержан также Антиохом Кантемиром (1708-1744) русским поэтом-сатириком и дипломатом. В своих баснях он остро ставил вопрос о несбыточности тех надежд, которые русский человек возлагает на государственную власть. Именно Кантемир впервые прибегнул к приему эзопова языка, говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа»: «не прям будучи, прямо все говорит».
Большую роль в развитии жанра русской басни сыграл Александр Сумароков (1717-1777), русский поэт, писатель, драматург. Это он сделал этот жанр популярным. Именно по его стопам пошли другие русские баснописцы. Именно его басни были взяты на вооружение русской сатирической журналистикой 1760–1770-х годов. Сумароков направлял свой гнев и свою сатиру против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.
После Сумарокова к жанру басни обращались многие поэты 18-19 веков: Иван Хемницер, Александр Измайлов и другие. Но классиком жанра стал, конечно, Иван Крылов (1769-1844), который начал свою «басенную» деятельность с переводов басен Лафонтена. Его переводы постепенно превращались в переделки, он умел облекать чужую мысль в новую форму, не теряя при этом идей автора. Склонный к насмешке и пессимизму, Крылов как будто был создан для жанра басни. Но пришел он к нему не сразу, пробовал себя в поэзии, драматургии, писал статьи, занимался переводами. В своих баснях Крылов симпатизировал обделенному русскому работяге, но, вместе с тем, осознавал все его недостатки, главный из которых – невежество.
К середине 19 века интерес к жанру постепенно угасает. В советское время были довольно популярны басни Демьяна Бедного, но особого общественного резонанса они не вызвали.
Подведем итог
Итак, мы разобрались с басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: «Раскрой понятие басни». Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.
«Нет-с, книги книгам рознь. А если б, между нами,
Был цензором назначен я,
На басни бы налег. Ох, басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами, над орлами!
»
А.С Грибоедов
Вступительное слово к викторине
Предмет нашего разговора — басня. Басня относится к древнейшим литературным жанрам. Произведения такого рода передавали из уст в уста, переписывали набело, чтобы каждое последующее поколение не забывало о простых истинах, изложенных в них. С самого детства мы знаем о Вороне и Лисице, Слоне и Моське, других персонажах. А что такое басня? Сегодняшняя викторина посвящена этому интересному жанру.
Викторина на тему «Басня» содержит 15 вопросов. На все вопросы предоставлены ответы.
Составитель викторины Ирис Ревю
1. Что такое басня?
Ответ:
Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера, состоит из вступления, событий и морали.
2. Человек, пишущий басни, именуется…
Ответ:
баснописцем
3. Кто обычно является действующими лицами басни?
Ответ:
Животные, наделённые человеческими качествами, растения, вещи
4. Каких известных людей, обращавшихся к жанру басни, вы знаете?
Ответ:
Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг, Сумароков, Хемницер, Кантемир, Тредиаковский, Измайлов, Дмитриев, Крылов, Демьян Бедный, Михалков и другие
5. О каком баснописце идёт речь?
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?..
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Ответ:
об Иване Андреевиче Крылове
6. Что такое мораль басни?
Ответ:
мораль басни — это краткое нравоучительное заключение, поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни
7. Какова структура (композиция) басни?
Ответ:
в самом общем случае — завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда какая-либо составляющая может отсутствовать
8. Всегда ли есть мораль в басне?
Ответ:
как правило, да. Но мораль не всегда может быть представлена в явном виде. Иногда, она читается «между строк», как бы «растворена» в басне.
9. Какова основная цель басни?
Ответ:
Цель: басни — вскрытие и обозначение человеческих пороков, недостатков и изъянов общественной жизни. Напоминание о старых истинах.
10. В басне, как правило, аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения. А что такое аллегория?
Ответ:
Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Я басню написал тем людям в назиданье,
Что вкруг начальства вьются без конца,
Готовые уже за указанье
Считать обычное чиханье
Вышестоящего лица.
Ответ:
С.Михалков
12. Из каких басен И.А.Крылова эти фразы?
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»;Ответ:
«Квартет»
«Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;Ответ:
«Ворона и Лисица»
«Да работала ль ты в лето, так пойди же попляши»;Ответ:
«Стрекоза и Муравей»
«С тех пор к Демьяну ни ногой»;Ответ:
«Демьянова уха»
«А Васька слушает, да ест»;Ответ:
«Кот и Повар»
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;Ответ:
«Кукушка и Петух»
«Когда ты вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было».Ответ:
«Свинья под Дубом».
13. Что такое олицетворение?
Ответ:
Олицетворение — наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.
14. Что такое «эзопов язык»?
Ответ:
эзопов язык (по имени греческого баснописца Эзопа) — умение замаскировать главную мысль.
15. Зачем нам, жителям XXI века, нужно изучать басни?
Ответ:
пороки в обществе не исчезли. Басни не потеряли актуальность и в наши дни.