Немного из биографии Крылова.
Семья Крыловых проживала в Твери. Отец — не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу. После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.
В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Волк и Кот
Волк из лесу в деревню забежал,Не в гости, но живот спасая;За шкуру он свою дрожал:Охотники за ним гнались и гончих стая.Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,Да то лишь горе,Что все ворота на запоре.Вот видит Волк мой на забореКотаИ молит: «Васенька, мой друг! скажи скорее,Кто здесь из мужичков добрее,Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!Всё это ведь за мной». — «Проси скорей Степана;Мужик предобрый он», Кот-Васька говорит.«То так; да у него я ободрал барана».—«Ну, попытайся ж у Демьяна».—«Боюсь, что на меня и он сердит:Я у него унес козленка».—«Беги ж, вон там живет Трофим».—«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:Он на меня с весны грозится за ягненка!» —«Ну, плохо ж! — Но авось тебя укроет Клим!» —«Ох, Вася, у него зарезал я теленка!» —«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил»,Сказал тут Васька Волку:«Какую ж ты себе защиту здесь сулил?Нет, в наших мужичках не столько мало толку,Чтоб на свою беду тебя спасли они.И правы, — сам себя вини:Что ты посеял — то и жни».
Педагогическое значение воспитания детей с помощью жанра басни
Для всестороннего развития каждого ребенка большое значение имеет знакомство с литературными произведениями. Они рассказывают ему об окружающем мире, природе, вещах и их особенностях, влияют на его нравственные идеалы и формирование ценностей. На примере героев литературных творений, ребенок познает, что такое добро и зло, долг, честь, дружба и другие важные понятия в жизни человека.
Как отмечают многие педагоги, школьники более склонны к восприятию литературных произведений в стихотворной форме. Благодаря общему ритму стиха и его гармоничному внешнему строению восприятие таких творений улучшается, что способствует повышению интереса к их изучению со стороны детей.
При этом важным лирико-эпическим литературным жанром, который чаще всего предстает именно в стихотворной форме, является басня.
Басня — это краткий рассказ, который в иносказательной форме изображает человеческие отношения и поступки. Особенностью таких произведений является наличие афористического нравоучения, морали, благодаря которой они имеют огромное воспитательное значение. Сила художественного слова воздействует на эмоциональную сферу ребенка, способствуя формированию высоких моральных качеств.
Анализируя литературные произведения в этом жанре, ребенок помимо формирования определенных этических взглядов, раскрывает способности образного мышления, чему значительно помогают метафоры басни.
Воспринимая скрытое значение басен, находя определенные связи среди героев и перенося ситуации, описанные в них, в реальную жизнь, ребенок вырабатывает начальные представления о различных качествах людей.
Кроме того, басни для детей содержат большое количество средств художественной выразительности: образные выражения, метафоры, сравнения, крылатые выражения и т.д. Они помогают ребенку совершенствовать собственную речь, обогащать ее эпитетами, образными выражениями, позволяют сформировать ясность и выразительность изложения мысли.
Со стороны педагога требуется особый подход к изучению этого литературного жанра, ведь он имеет отдельные, присущие только ему признаки. Поэтому процесс анализа произведения начинается с разбора ее конкретного содержания, далее раскрывается иносказательный смысл, и в заключение — мораль
При этом важно, чтобы у школьников сформировалось личностное отношение к прочитанному
Обладая достоинствами поэзии и характерной чертой — нравоучительной идеей, басня является ярким примером житейской мудрости, заложенной в иносказательной форме. Осуждая пороки людей, она приучает детей мыслить и сопоставлять поступки героев с реальными жизненными ситуациями, обогащает их речь и формирует моральный облик.
Анализ басни «Квартет»
С первого взгляда может показаться, что басня «Квартет» высмеивает музыкантов-самоучек, которые, неся свое «искусство» в массы, не хотят замечать того, что к этому они совсем не готовы: или таланта нет, или должного опыта, знаний.
И ведь действительно, четверка друзей, вообще не имеющая отношения к музыке, решила сыграть квартет. Взяли ноты, музыкальные инструменты, расселись и начали играть, только ничего у них не вышло. Решив, что дело все в рассадке, звери по-всякому меняли свое положение: то садились в ряд, то друг напротив друга, – но, как и следовало ожидать, от этого ничего не изменилось. Ситуацию спас соловей – признанный в лесу музыкант, мастер своего дела – прилетевший на шум, исходящий от ругающихся товарищей. Он-то и разъяснил хвастунам, что для того, чтобы хорошо играть, нужно уметь это делать, а не просто красиво сидеть с инструментом.
Но на самом деле мораль басни гораздо глубже простого высмеивания музыкантов-«неумех». Автор просто с их помощью показал, как глупо выглядят хвастуны и пустословы, вне зависимости от их возраста и статуса: ребенок это или государственный деятель, как например, Аракчеев, Лопухин, Мордвинов и Завадовский, возглавляющие 4 департамента Государственного совета, сформированного Александром I, через год работы которого Крылов и написал свою басню.
Чему учат басни Крылова: детей, мораль, короткие
Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях.
Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.
Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.
Крылов в своем творчестве имел цель усовершенствовать мир. Комедийный сюжет скрывает в себе несовершенства человеческого общества. На пьедестале почета оказываются достоинства и положительные достижения. Рассказ раскрывает для читателя:
- Достойное отношение к жизни и обществу;
- Нравственные ценности в поведении;
- Собственные недостатки.
Трудности перевода. Эзоп и Л. Н. Толстой
У древнего грека такой же сюжет, но у него последняя фраза Лисы: «И вошла бы, кабы не видела, что в пещеру следов ведет много, а из пещеры — ни одного».
У Эзопа мораль басни «Лев и Лисица» лишь в том, что умный человек может обойти любую хитрость. Толстой же, когда переводил эту басню, несколько изменил концовку. Слово «след» обозначает отпечаток, оставленный человеком или зверем, вполне конкретный объект. Когда же Лиса у Льва Николаевича говорит: «Входов много, а выхода нет», — то в этом слышится уже что-то такое экзистенциальное, как будто Лиса вещает от лица автора и выносит вердикт всему сущему. Вот такую разную интерпретацию можно получить в теме «Мораль басни «Лев и Лисица», если проанализировать только последние слова Лисицы у Эзопа и Л. Н. Толстого.
Сатирические фразы
Произведения, построенные на высмеивании пороков, являются характерными для И. А. Крылова. Это связано с тем, что он с самого начала писательской деятельности творил в жанре сатиры. Он изображал человеческие недостатки, с которыми сталкивался в литературной среде, а также отрицательные черты, присущие всем людям.
Невозможно выписать все сатирические фразы писателя. Он постоянно возвращался к этому жанру, а некоторые произведения, изданные в ранние годы, даже не включал в собрания своих сочинений.
Вот некоторые сатирические крылатые выражения из басен и их значения:
- Например, люди взялись за дело, в котором не разбираются. С помощью каких-то ухищрений они пытаются получить результат, но ничего не получается. В таком случае приводят фразу из «Квартета»: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
- Когда кто-то льстит другому, чтобы поживиться за его счет, такого льстеца пародируют словами лисицы к вороне: «Голубушка, как хороша!».
- Из этой же басни «Ворона и лисица» цитируют слова автора про доверчивость вороны, когда имеют в виду человека, поверившего льстецу: «Ворона каркнула во всё воронье горло».
- Фразу из «Осла и соловья» вспоминают, когда о выдающихся людях начинает судить человек, который не может подняться над своим невысоким уровнем. В этой басне осел, не разбирающийся в пении, советует соловью поучиться пению у петуха: «А жаль, что незнаком ты с нашим петухом».
- Пословица «Услужливый дурак опаснее врага» значит, что даже доброе намерение может привести к беде, если осуществляется без ума. В басне «Пустынник и медведь», где звучат эти слова, услуга глупого медведя привела к гибели пустынника.
- «А филосо́ф без огурцов». Так говорят о человеке, который вместо того, чтобы делать дело, бесконечно рассуждает о том, с какой стороны приступить к делу («Огородник и философ»).
Но видимо, автор во всех комических произведениях говорит о явлениях, у которых меняются лишь названия, а суть остается. Он показывает вечные человеческие недостатки: глупость, легковерие льстецам, стремление к легкой наживе, и другие. Поэтому читатель любой эпохи без лишних объяснений уясняет нравственный урок, содержащийся в каждой сатирической басне.
История
Басня — это краткое повествование, изображающее, обнаруживающее определенный человеческий недостаток, например, малодушие, алчность, злобу, лицемерие. Если в заключение произведения порок написан открыто, то в таком случае это зовется моралью басни, наставлением.
Разница между сказкой, которая также учит нас благодеянию, и басней максимально коротка и ясна. Нередко в ней действует не человек, а животные, мыслящие и поступающие словно люди. Басня — это недлинный поучительный рассказ, который написан в стихах или прозе. Она имеет иносказательную форму и разоблачает людские пороки.
Герои басни (персонажи)
- Свинья — глупец
- Дуб — кормилец
- Ворон — здравый смысл
Представляю вам обзор крылатых выражений из басен Крылова
В него вошло более 50
выражений.
Обычно в басне в доходчивой форме обличаются человеческие пороки и слабости. И в баснях «дедушки Крылова» тоже. Поэтому я сгруппировал крылатые выражения (фразеологизмы) Крылова по разным порокам и слабостям
Неспособность договориться, несогласованность действий
Фразеологизмы из басни «Музыканты»
- Кто в лес, кто по дрова
- По мне уж лучше пей, да дело разумей
А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь («Квартет»)
Непрошенная помощь, навязчивое внимание
Услужливый дурак опаснее врага
Лесть, падкость на лесть
Фразеологизмы из басни «Ворона и Лисица»
- От радости в зобу дыханье сперло
- В сердце льстец всегда отыщет уголок
- Какие перышки, какой носок!
- Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку («Кукушка и Петух»)
- Хвалы приманчивы, — как их не пожелать! («Обезьяна»)
Злоупотребление властью, силой
Фразеологизмы из басни «Волк и Ягненок»
- У сильного всегда бессильный виноват
- Чтоб делу дать законный вид и толк
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
Худые песни Соловью в когтях у Кошки («Кошка и Соловей»)
Ограниченность, узость мышления
- Сильнее кошки зверя нет («Мышь и Крыса»)
- Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона («Слон и Моська»)
- Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться («Орел и Куры»)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и Обезьяна»)
Хвастовство, неоправданные претензии
- Наделала синица славы, а моря не зажгла («Синица»)
- Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем («Скворец»)
- Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку («Две бочки»)
Воровство, взяточничество
- А вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет («Крестьянин и лисица»)
- Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют («Вороненок»)
- Рыльце в пушку («Лисица и Сурок»)
Праздность
Фразеологизмы из басни «Стрекоза и Муравей»
- И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом
- Ты все пела? это дело: так поди же, попляши!
- А Васька слушает да ест
- Пора и власть употребить
Доктор Хаус: «Все лгут», и «Люди не меняются»
Напоследок интерпретация одного из «героев нашего времени», современного «Шерлока Холмса» от медицины — Доктора Хауса. Если бы ему предложили ответить на вопрос, какова мораль басни «Лев и Лисица» Толстого? Он бы сказал в своем цинично-ироничном стиле: она в том, что люди (и звери) не меняются, и все безостановочно лгут. А значит, Льву верить никак нельзя. Соответственно, Лиса все сделала правильно. И конечно, лучший выдуманный диагност на свете не оставил бы Льва без диагноза и лечения. В финале истории Лев смог бы бегать и убивать зверей как обычно. Таким получилось изложение темы «Мораль басни «Лев и Лисица» своими словами.
Сказка, прочитанная тобой, входит в сборник «Алёнушкины сказки». Как ты думаешь, почему писатель дал такое название своему сборнику?
Дело в том, что все произведения в сборнике рассказываются девочке Алёне, которая является вымышленным персонажем.
С ней читатель знакомится ещё в самом начале сборника.
То есть автор подаёт свой сборник в виде сказок, что посвящены определённому человеку.
В этом случае им является персонаж Алёна.
Такая задумка автора очень интересна.
Читая отдельное произведение, а не весь сборник, нельзя догадаться, что это сказка для определённого слушателя.
2. Каким изображён Заяц в начале сказки?
Знакомясь с главным героем, мы узнаём, что с детства он был очень трусливым, боялся всего вокруг.
Поэтому первые строки произведения вызывают жалость к маленькому зверьку, который имел слабый характер.
Но в один момент всё переменилось – Заяц решил стать храбрецом.
Процесс его перевоплощения происходил очень забавным образом: от хвастовства и преувеличения до перепуга и реального бесстрашия.
Было очень интересно наблюдать за такой историей маленького зверька.
Басня «Лев на ловле»
Собака, Лев, да Волк с Лисой В соседстве как-то жили, И вот какой Между собой
Они завет все положили:
Чтоб им зверей съобща ловить, И что́ наловится, всё поровну делить. Не знаю, как и чем, а знаю, что сначала Лиса оленя поимала, И шлет к товарищам послов, Чтоб шли делить счастливый лов:
Добыча, право, недурная!
Пришли, пришел и Лев; он, когти разминая И озираючи товарищей кругом, Дележ располагает И говорит: «Мы, братцы, вчетвером». И на четверо он оленя раздирает. «Теперь, давай делить! Смотрите же, друзья: Вот эта часть моя По договору; Вот эта мне, как Льву, принадлежит без спору; Вот эта мне за то, что всех сильнее я; А к этой чуть из вас лишь лапу кто протянет,
Тот с места жив не встанет».
Примечание
Заве́т – договор, союз, наказ, обещание.
Время написания: 1808 г. Крылатое выражение: Львиная доля. Изначально выражение «львиная доля» означало большую и лучшую часть чего-либо, полученную кем-либо заведомо несправедливо, по праву сильного. Впоследствии это выражение стало означать просто большую (лучшую) часть чего-либо.
azbyka.ru
«Заяц-хваста». Русская народная сказка
Хвастуны встречаются не только среди людей, но и среди зверей тоже. Не довелось ли вам познакомиться с необычным зайцем-хвастой? Наверное, нет. Ведь он живёт далеко, за семью морями, за семью долами, в сказке. Там заяц умеет человеческим голосом разговаривать. Умеет и хвастунишкой быть. Хвастать, как мы знаем, нехорошо. Но в нашей сказке всё хорошо заканчивается.«Заяц-хваста» Русская народная сказка Слушать сказку Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: — У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: — Тетка ворона, я больше не буду хвастать! — А как ты хвастал? — А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: — Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел. — Как бы вороне помочь?
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: — Вот ты молодец, не хваста, а храбрец! ***
В иных сказках заяц труслив, а в русской народной сказке в обработке Л.Н.Толстого «Заяц-хваста» заяц хвастлив. Не всё же время зайцу за бугры и косогоры прятаться, следы заметать, надо же иногда и себя показать. Хотя хвастовство — далеко не лучшее качество. Не зря пословица гласит: «Хвастун да врун одного поля ягоды». А ещё в народе говорят, что хвастовство само себя наказывает.
detskiychas.ru
Про басни Крылова.
Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».
За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.
Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.
В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.
Листы и корни — Басня Крылова
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».
Все басни Крылова
https://youtube.com/watch?v=Rl7YPGmy8JQ
Популярные произведения
Практически любая басня поэта элементарна и ясна человеку какого угодно возраста. Она выступает в роли истинного нравоучительного урока. К числу самых именитых работ рассматриваемого автора относятся:
- «Ворона и лисица».
- «Лягушка и вол».
- «Лебедь, рак и щука».
- Басня «Синица».
- «Стрекоза и Муравей».
Крылов вложил в свои произведения индивидуальный тайный смысл, выявляя значимые для человека вопросы о лжи и лицемерии, глупости и строптивости. Воодушевляли поэта на творчество самые различные происшествия в обществе: акт царского господства и факты отечественной войны, давление на крепостных крестьян и нововведения политики.
Волшебные образы, перенимаемые автором и сотворенные им самим, ясны во все эпохи обширному кругу людей. Из родного языка, народного достояния, афоризмов и присказок были взяты герои басен Крылова.
Слон и Моська
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».
«Эх, эх! — ей Моська отвечает. —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»