Лебедь, рак и щука

Краткое содержание басни “Ворона и Лисица”

Басня Крылова “Ворона и Лисица” начинается словами автора о вреде лицемерия. Он напоминает, что несмотря на то, что эта истина стара, льстецы все равно находят способ обмануть доверчивых ротозеев.

Затем начинается повествование. Ворона по счастливой случайности где-то заполучила небольшой кусок сыра. Довольная, она уселась на ветку ели и собиралась полакомиться, но в это время мимо пробегала Лисица. Почуяв запах сыра, она решила во что бы то ни стало заполучить его. 

Плутовка стала льстить птице и восторгаться ее шеей, глазками, перышками, клювом. Лисица заметила, что наверняка к такой необыкновенной красоте прилагается не менее прекрасный голос, и ласково попросила ее спеть. Ворона, не обладая выдающимся вокальным талантом, поддалась льстивым уговорам и раскрыла клюв. Сыр выпал, а рыжая лгунья скрылась вместе с ним.

Возникновение

Басня — небольшое по размерам произведение, которое имеет преимущественно стихотворную форму и носит сатирический характер. Это — иносказательный жанр, что позволяет с помощью выдуманных героев (как правило, зверей) обличать нравственные и общественные проблемы.

Свою историю басня начинает в V веке до нашей эры. В то время ее создал Эзоп. Только иносказательная форма давала возможность вкладывать в произведение даже самые смелые мысли. В честь создателя она получила название «эзопов язык».

Тогда басни существовали лишь в устной форме. Записывать их стали приблизительно во II веке до нашей эры.

Лебедь — птица высокого полета

Те, кто хорошо знал Ивана Крылова, считали, что он свои образы сравнил с членами общественного совета. Видимо, было очень заметно, что их работа была не слаженной и дела не продвигались.

Писатель вырос в простой семье среди обычного народа. Он не понаслышке знал, что такое трудности. Автор имел такую особенность, как умение различать суть конкретной проблемы. О некоторых из них он просто не мог говорить вслух и именно поэтому создавал необычные образы и высмеивал человеческие пороки. Как ни странно, темы, которые использовал Крылов, актуальны по сей день, а фразы, используемые в баснях, вошли в разговорную речь.

Басни

В 36 лет Крылов в Москве показал баснописцу И.И. Дмитриеву переводы басен Лафонтена. Их было всего лишь две, но Иван Иванович поддержал интерес Крылова к этому жанру, сказав, что он наконец нашел свое направление. Иван Андреевич был великолепным знатоком русского языка. Кроме того, он был склонен к насмешке и пессимизму и аллегорическому пересказу античных историй. Природа создала его для написания басен, а он, опубликовав три остроумных произведения в 1906 году, снова написал сатирические пьесы и принялся за комедию в стихах. Наконец в 1808 году он отдает в печать семнадцать оригинальных басен. На следующий год издает томик, состоящий из двадцати трех басен. Он получил заслуженный успех у современников, который далее будет сопровождать его по жизни. Несмотря на критику Н.А. Жуковского, читающая публика признала у Крылова самобытный, отличающий его от прочих литературных деятелей талант.


Его произведения были не случайными набросками вдохновения. Он тщательно работал над каждой басней, глубоко обдумывая каждое слово и деталь. Он стремился к максимальной краткости и афористичности, бережно сохраняя меткие русские слова. Нравоучения в конце басни исполнял так тщательно, что они быстро входили в пословицы.

Задача о лебеде, раке и щуке

История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но едва ли кто пробовал рассматривать эту басню с точки зрения механики. Результат получается вовсе на похожий на вывод баснописца Крылова.

Перед нами задача на сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Направления сил определены в басне так:

...Лебедь рвется в облака, 
 Рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Это значит (рис. 11), что одна сила, тяга лебедя (ОA), направлена вверх; другая, тяга щуки (ОВ),- вбок; третья, тяга рака (ОС),- назад. Не забудем, что существует еще четвертая сила, сила тяжести, которая направлена отвесно вниз 1. Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю.

1 ()

Так ли это? Посмотрим. Лебедь, рвущийся к облакам, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им; тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза, а может быть, даже вполне уравновешивая его,- ведь груз невелик («поклажа бы для них казалась и легка»). Допустив для простоты последний случай, мы видим, что остаются только две силы: тяга рака и тяга щуки. О направлении этих сил говорится, что «рак пятится назад, а щука тянет в воду». Само собой разумеется, что вода находилась не впереди воза, а где-нибудь сбоку (не потопить же воз собрались крыловские труженики!). Значит, силы рака и щуки направлены под углом одна к другой. Если приложенные силы не лежат на одной прямой, то равнодействующая их никак не может равняться нулю.

Рис.11. Задача о крыловских лебеде, раке и щуке. Равнодействующая сила (OD) должна увлекать воз в реку

Поступая по правилам механики, строим на силах ОВ и ОС параллелограмм сил, диагональ его OD дает равнодействующую силу. Ясно, что эта равнодействующая должна сдвинуть воз с места, тем более, что вес его полностью или частично уравновешивается тягой лебедя. Другой вопрос — в какую сторону сдвинется воз: вперед, назад или вбок? Это зависит уже от соотношения сил и от угла между ними.

Читатели, имеющие некоторую практику в сложении и разложении сил, легко разберутся и в том случае, когда сила лебедя не уравновешивает веса воза; они убедятся, что воз и тогда не может оставаться неподвижным. При одном только условии воз может не сдвинуться под действием этих трех сил: если трение у его осей и о полотно дороги больше, чем приложенные усилия. Но это не согласуется с утверждением, что «поклажа бы для них казалась и легка».

Во всяком случае, Крылов не мог с уверенностью утверждать, что «возу все нет ходу», что «воз и ныне там». Это, впрочем, не меняет смысла басни.

Герои произведения

Крылов – мудрый автор, который умел маскировать под персонажами басен реальных людей. Так, в «Лебеде, раке да щуке», видимо, писатель изобразил под ликами животных членов Государственного совета. Деятельность Совета славилась постоянными разногласиями, которые точились между его членами. В проблемы совета даже вмешивался русский правитель, пытаясь урегулировать возникающие споры. Писатель говорит, что повозка не тяжела, но все равно остается на месте. Общество трудно достигает общности устремлений, так как каждый член общества имеет свое видение ситуации.

Природная среда для лебедя – небо, для щуки – вода. Раку свойственно пятиться назад. Поэтому товарищам трудно выбрать одну стратегию действий.
Писатель намекает на главную ошибку, которую совершили участники затеи. Герои сначала действовали, а потом – думали. Однако верная стратегия заключается в том, что сначала следует обсудить порядок действий, а потом уже действовать.

Художественные особенности текста

Классический прием для такого жанра – это олицетворение. Читатель увидит, что автор произведения мастерски прибегает к подобному приему. Текст воспринимается легко, поскольку писатель обращается к простому слогу, разговорной речи. Литератор делает свои творения легкими для детского восприятия.

3.2

5
(
27

голосов
)

Анализ 3

Эту басню написал Иван Андреевич Крылов, на его счету много произведений, в которых он высмеивает трусость жадность, глупость и другие пороки человека с помощью аллегорического приема.

Басня — это небольшое произведение написанное в стихотворной форме. С ее помощью обличают различные проблемы. В иносказательной форме можно выражать мысли и не бояться наказания. Хотя все понимают о ком или о чем идет речь, прямых доказательств нет, этим и удобна басня.

В нашем произведении пойдет речь о трех героях, которые решили объединить усилия, чтобы сдвинуть с места воз. Договориться, как это сделать, у товарищей не получилось. Каждый думал, что делает правильно, поэтому так у них ничего не получилось. На примере басни становится видно, что каждый должен заниматься своим делом которое он знает и может сделать лучше чем другой. Допустим лебедь прекрасно летает поэтому он даже если захочет то не сможет быть таким же искусным извозчиком как лошадь. Так же как щука, которая плавает и ее стихия вода, ей тоже не под силу тащить воз. Писатель на рассказывая про животных птиц и рыб показывает как не надо поступать. И что же все таки надо сделать чтобы дело стало спориться? Прежде всего должна быть договоренность между товарищами в какой последовательности и как делать. Только тогда можно в короткий срок добиться успеха.

При помощи басни поэт нам указывает на промахи и недостатки других и показывает как сделать чтобы исправить положение. В нашей басне автор подытоживает деятельность друзей и сетует на то, что если нет согласья между ними, то и дела не будет.

Вариант 2

Каждая басня Ивана Андреевича Крылова – это захватывающая история с долгожданным поучительным концом. Героями его жанра являются хорошо знакомые представители мира животных, насекомых. Их образы, взаимоотношения и действия автор наполняет аллегориями. Именно поэтому читателю легко понять мысли автора.

Басня «Лебедь, рак да щука», изданная в 1816 году, заставляет читателя глубоко задуматься над незатейливым, на первый взгляд, сюжетом. На фоне природы лебедь, как представитель пернатых, пытается взлететь с возом в небеса. Он стремителен, но есть помехи, которые ему мешают это сделать. Щука не может иначе, как тянуть поклажу за собой в воду. Рак усердно тянет всех назад. Их воз остается несдвинутым, так как каждый из героев применяет силу лишь для того, чтобы увлечь его за собой в противоположную сторону. Каждый из действующих героев старательно выполняет то, что ему под силу, следуя в том направлении, где находится его среда обитания. Однако именно в этом автор и сосредотачивает проблему, указывая на то, что каждый думает только о себе. Среди участников действий нет общности, единого мнения, благодаря которому все были бы удовлетворены и смогли достигнуть цели гораздо быстрее.

Таким образом, главная мысль заключена в том, что без единства каких-либо черт характеров людей, без командного духа справиться с подобным вопросом не получится. Автором избраны герои совершенно разных групп, видов. Так он подчеркнул, что великая разница между персонажами порой напоминает разницу в интересах, устремлениях людей, которые противятся прийти к общему мнению.

И. А. Крылов высмеивает не каждого из них, а в целом выражает иронию над ситуацией, которую они создали. Ситуация, которая сложилась в результате разобщенных действий трех героев в басне И. А. Крылова, наводит на поучительную мысль о том, что человек не может существовать в одиночестве в целом, также он н е может успешно действовать в составе команды, если нет между людьми общих интересов. Фразой «а воз и ныне там» автор высмеивает нежелание людей, участвующих в чем-либо найти выход, чтобы пойти на компромисс, иначе дело не сдвинется с места. Он показывает, к чему приводит подобное упрямство.

Произведение И. А. Крылова актуально во все времена. Его фразы повторяются из поколения в поколение, легко запоминаются, вызывают улыбку. Но главное, являются поучительным уроком, о котором нужно задуматься.

Характеристика сути произведения

Смысл басен как литературного жанра заключается в морали этих текстов. Мораль является сутью, глубинной основой текста. Именно мораль содержит поучительную часть произведения, итоги басен.

Мораль крыловской басни выражается в следующем: люди достигают успеха в определенном деле лишь тогда, когда двигаются в одном направлении.

Крылов, таким образом, пишет о согласованности действий, о единстве цели для всех участников дела. Произведение иллюстрирует ситуацию, когда люди движутся в разные стороны, тянут одеяло на себя, в данном же случае – тянут воз в противоположных направлениях. Причины – жадность, гордость, тщеславие, желание славы. Однако в такой ситуации исход один – воз не двинется с места. Это значит, что дело останется без результата.

Крыловское творение в критике

Произведение российского писателя заинтересовало литературных критиков и литераторов. Например, поэт И. И. Хемницер тоже анализировал мораль текста. Хемницер считал, что повозка символизирует дело, герои произведения – друзей, участников некой общей затеи.

Между товарищами нет согласия. Кроме того, писатель наделяет своих персонажей разным нравом, разными целями, разным понимаем одного и того же дела. Порой товарищи проявляют нечестность, лицемерие, желают обмануть друг друга. Дело не движется, учитывая разность характеров и целей участников.

Дидактическая основа басни отразилась в отклике педагога Д. И. Тихомирова. Критик считает, что единственно правильный стиль поведения – это мир, согласие, дружба и взаимопонимание. Люди достигают взаимной пользы лишь в случае компромисса и учета интересов товарищей. Своекорыстие, расчет ведут к нарушению дружеских отношений. Один обман, один нечестный поступок навсегда разрушают доверие. Основа дружбы – это взаимность чувств и жестов. Единодушие, уступчивость определяют благо людей и успех общего дела.

Произведение в контексте творчества русского литератора

Крылов ставит в центр своего произведения дружбу, товарищество и согласие – вечные ценности человеческих отношений. Эти темы отображает не одна лишь эта басня. Пожалуй, дружба, взаимопомощь являются лейтмотивами многих произведений русского писателя. Автор наглядно демонстрирует последствия нарушения дружбы. Люди склонны пренебрегать дружбой и согласием, что приводит к несчастьям.

Вина персонажей басни состоит в том, что герои думают лишь о собственных интересах. Таким образом, Крылов осуждает корыстное отношение к делу и товарищам.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ О ЛЕБЕДЕ, ЩУКЕ И РАКЕ Из сборника «Задачи по физике для поступающих в вузы» «Лебедь, Щука и Рак Буховцева» ;-) Авторы: Бендриков, Г.А., Буховцев, Б.Б., Керженцев, В.В., Мякишев Г.Я.

Условие задачи:
Какой путь s за время t пройдёт «юзом» воз массы m, если щука и рак тянут его в противоположные стороны по горизонтали с силами F1 и F2, а лебедь тянет с силой F3 в ту же сторону, что и рак, но под углом α к горизонту? Коэффициент трения между колесами и поверхностью земли равен k. Начальная скорость воза v = 0. Действующие на воз силы изображены на рис. 2

Рис. 2: Действующие на воз силы

Рассмотрим три варианта решения задачи.

Первый вариант:
Допустим, что: mg < F3sinα (F3 – сила с которой тянет воз лебедь)
В таком случае воз пойдёт не «юзом», а будет подниматься в воздух и в конце концов окажется «в облаках» ;-) Таким образом, предложенный вариант решения задачи, выходит за рамки её условия, так как рак и щука уже никак не будут тянуть воз в противоположные стороны.

Второй вариант:
Допустим, что: mg > F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) > | F2 – F1 + F3cosα |
где N – сила реакции поверхности земли, то получается, что «воз и ныне там» ;-) – воз не сдвинется с места!
таким образом: s = 0

Третий вариант:
Допустим, что: mg > F3sinα
и
F = kN = k(mg – F3sinα) < | F2 – F1 + F3cosα |
А также учитывая, что: s = at2/2 имеем:

Здесь знак «+» относится к случаю F1 > F3cosα + F2 и означает, что воз будет двигаться за щукой, а знак «–» относится к случаю F1 3cosα + F2 и означает, что воз будет двигаться в сторону рака.

Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак»«Басни дедушки Крылова»Производство студии «Диафильм», 1986 годХудожник: Репкин Пётр Петрович

Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

И напоследок ещё немножечко поиграемся с бессмертной басней Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак» ;-) Побалуем себя физикой и смелой сатирой – вольной интерпретацией басни в соответствии с реалиями нашей нынешней жизни ;-)
В условии этой задачи мы будем считать, что лебедь, рак и щука действительно не сдвинут воз, учитывая, что силы их равны по модулю и что трения между возом и землёй не существует… Не буду спорить, что постановка задачи несколько абсурдна ;-) сложно представить себе, что силы лебедя, рака и щуки равны по модулю, но в математике и физике абстрагироваться очень даже надо уметь!!!
Биофизику без внимания не оставим и пополним свои знания некоторыми интересностями ;-) а также разбавим горечь сатиры восхитительными иллюстрациями в исполнении именитых советских художников Владимира Георгиевича Арбекова и Михаила Афанасьевича Таранова.

Лирическое отступление для любознательных ;-)
Местами биофизическое, местами сатирическое…

Рисунок лебедь рак и щука, поэтапно карандашом

Лебедь.

  1. Для начала нарисуйте детали, символизирующие форму птицы. Начните с круга для головы и яйцевидной фигуры для тела. Соедините плавной линией.
  2. Прорисуйте клюв птицы он заканчивается на линии лба.
  3. Нарисуйте нижнюю часть клюва. Большой заметный нос.
  4. Изобразите глазки и мордочку лебедя. Проведите вдоль клюва горизонтальную линию, разделяющую части клюва, нарисуйте ноздри.
  5. Нарисуйте шею, которая утолщается постепенно от головы к туловищу. Шея должна получиться толще у основания.
  6. Прорисуйте туловище. Перья лебедя в данном варианте взъерошены, посему изобразите их сборками, что позволит визуально отделить крыло.
  7. Нарисовав крыло, приступайте постепенно к хвосту. Закончите иллюстрацию пунктирными хаотичными линиями, сделав акцент на перьях.

Рак.

  1. Начните рисунок сделав набросок формы головы, двух клешней и изогнутой линии хвоста. Одна из клешней должна быть слегка больше.
  2. Вначале изобразите хвост, затем линиями выделите голову, а так же небольшой соединяющий хвост и туловище сегмент. Нарисуйте утолщённую форму клешней и лап.
  3. Изобразите маленькие передние лапы, глаза, и 4 лапы с каждой стороны.
  4. Прорисуйте боковые лапки. Они складываются из сегментов. Соединения изображаются кругами. Далее изобразите передние лапы, начальные контуры усов. После этого приступайте к изображению хвоста.
  5. Нарисуйте сложенные на спине усы рака. Детализируйте клешни, ориентируясь на образец.

Щука.

  1. В центре прорисуйте овал, поделите надвое горизонтальной линией.
  2. В середине овала нанесите тонкой линией контур формы щуки стреловидной формы. В левой части будет находиться голова удлинённой формы. С правой стороны оставьте место для хвостика и плавника.
  3. Сотрите овал с первого шага и горизонтальную линию.
  4. По нижнему и верхнему контуру прорисуйте разной формы плавники, дорисуйте хвост и плавник на нем.
  5. Нарисуйте жабры, глаз и рот щуки. Определите контур рисунка, сотрите лишнее.
  6. Детализируйте плавники, придав объем щуке.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: