Самсон библейский герой

Исторические аналоги Самсона

В российской истории прославился своими цирковыми свершениями Александр Засс, Русский Самсон, силач и великан. Конечно, Александр — не профессиональный воин, но тоже побеждал врагов своей страны во время сражений Первой мировой войны. Русский Самсон разрывал цепи с помощью невиданной силы, дарованной ему природой. Погиб же Засс, спасая во время страшного пожара не людей, но любимых им животных, которых дрессировал.

Вот уж кто точно напоминает библейского Самсона, это волжский бурлак Никита Ломов. Про силу и мощь Ломова ходили легенды по всей Волге и Каспийскому морю, на творимые Ломовым чудеса приходили посмотреть сотни людей. В одном предании рассказывалось, что однажды Никитушка, на корабль которого напали «трухменцы», одним махом свалил за палубу двадцать врагов. Когда нападавшие предприняли очередную попытку, богатырь взял запасной якорь и закинул его во вражескую лодку, потопив ее одним махом.

Русский флот гордился капитаном Дмитрием Лукиным, обладавшим не только офицерскими заслугами, но и огромной физической силой. Очевидцы с восторгом рассказывали, как, находясь в Англии, Лукин победил двенадцать напавших на него в порту британских матросов. Убит был «Русский Самсон» в тяжелом бою с турками в 1807 году. О капитане первого ранга Лукине еще долго с большим уважением вспоминали моряки разных стран.

Французский военачальник Жиль де Ре известен нам из увлекательной сказки Шарля Перро «Синяя Борода» — именно он стал прототипом главного героя. Чем схож страшный герцог с Самсоном? Назовем четыре общих признака:

— прославленный воин, сильный и могучий;

— оба отличались жестокостью к врагам (Самсон к филистимлянам, герцог к англичанам);

— присутствие магического начала: волшебная сила волос Самсона и бороды Жиля;

— пленение героев врагами (Самсона филистимлянами, Жиля католической церковью);

— жизнь героев проходит в похожих обстоятельствах: войны, предательства, пытки, месть.

Ослепление Самсона

Он был полностью ослеплен, всюду передвигаясь с мальчиком – поводырем. Однажды язычники – филистимляне в день празднования памяти Дагона привели Самсона в свое собрание, подвергая его особенным издевкам.

П. П. Рубенс. «Смерть Самсона», 1605 г.

Волосы его к тому времени постепенно отрастали, сам Самсон горько оплакивал свой блуд. Он попросил  поводыря подвести себя к двум большим колоннам, на которые опиралась основная часть здания, будто бы желая убедиться в их прочности.

Воззвав к Богу, Самсон разорвал цепи, которыми был окован, и обрушил здание, погубив большое количество филистимлян. Сам он также погиб под обломками. Похоронили Самсона рядом с отцом.

Шимшон Праведник

Мудрецы Талмуда учат, что Шимшон не был просто человеком с грубой силой. Он был назиром, тем, чья жизнь посвящена Всевышнему. Поэтому и сила его была сверхъестественной и зависела от степени его преданности Богу. Все, что он делал, было продиктовано Всевышним, в том числе его брак с филистимлянкой, принявшей гиюр. Талмуд описывает, что Божественное Присутствие, Шхина, шла перед ним, звоня, как колокол, и сопровождая его, куда бы он ни пошел. Шимшон был невероятно скромным человеком и за 20 лет своего правления ни разу не воспользовался своим положением, чтобы попросить кого-нибудь сделать для него что-нибудь.(5)

Некоторые говорят, что Шимшон был на самом деле хромым в обе ноги и ходил с трудом. Однако, когда это необходимо, на него спускался дух Бога, и в это время он исцелялся, получая вдобавок сверхъестественную силу для противостояния врагам.(6)

Смерть Героя

После попадания в плен Шимшон был поставлен заниматься молотьбой. Однажды, в день, когда все филистимляне собрались на большой праздник, чтобы принести особую жертву своему идолу, они решили заодно и отпраздновать свою победу над Шимшоном. Они пели, танцевали и благодарили своего бога за то, что тот предал богатыря в их руки. В какой-то момент они послали за слепым Шимшоном, чтобы тот развлекал их. Измученный и униженный, он пришел и развлекал их, но понимал, что не может больше выносить этих грубых насмешек, однако еще более отвратительно ему было поклонение филистимлян идолам.

Обратившись к тому, кто его вел, Шимшон попросил: «Подведите меня к колоннам, чтобы я мог опереться на них и немного передохнуть». Мальчик повиновался.

А волосы на его голове за время плена уже немного отрасли. Пылающий гневом и болью, но полный надежды, Шимшон взмолился Всевышнему: «О, Господи, Боже, прошу, вспомни меня и дай мне силу, прошу, только на этот раз! Позволь мне отомстить этим жестоким идолопоклонникам, чтобы они знали, что ты единственный Бог

И неважно, если я умру вместе с ними!»

Внезапно он снова почувствовал на себе дух Бога. Возблагодарив Всевышнего, Шимшон протянул руки, схватился за колонны, поддерживающие здание, и уперся в них всей силой. В следующее же мгновение стены и крыша рухнули, разрушив все здание. Все присутствующие там филистимляне вместе с самим Шимшоном погибли во время крушения. В тот день Шимшон пожертвовал собой, но смог убить больше филистимлян, чем за всю свою жизнь.

Особая сила Шимшона

В Священном Писании приводится и много других историй, связанных с силой Шимшона. Однажды, когда он пришел в Азу, один из главных городов филистимлян, и остался там на ночь, враги окружили его и закрыли городские ворота, намереваясь утром атаковать. Шимшон догадался об их злодейских замыслах, поэтому встал в полночь, вырвал из земли гигантские запертые городские ворота, положил их себе на плечи и унес далеко оттуда, на вершину горы.

В другой раз, сразу после инцидента с лисами, филистимляне попытались смягчить гнев Шимшона и сожгли дом его неверной жены и ее отца, подразумевая, что таким образом отомстили за него. Но когда Самсон услышал, что они сделали, он лишь сильнее разгневался, напал на филистимлян и убил многих из них.

Филистимляне собрали огромную армию и расположились лагерем в Иудейском городе Лехи, где скрывался Шимшон. Они передали местным жителям, что те либо обязаны в кратчайшие сроки передать им Шимшона, либо будут убиты.

Когда испуганные жители Иудеи пришли к Шимшону и рассказали ему об угрозе филистимлян, он остался невозмутим. По собственному желанию он был связан и приведен в филистимский лагерь. Радостные филистимляне встали, чтобы убить его, но в этот момент на него спустился дух Всевышнего, и тогда он сорвал связывавшие его веревки, словно они были старыми и истлевшими, и, схватив первое, что увидел — челюсть осла — убил тысячу человек.

После этой впечатляющей победы весь еврейский народ понял, что Шимшон был избран Всесильным, чтобы вести их, и назначили его судьей над собой.

Опера Самсон и Далила

8 февраля в ХАТОБе дадут оперу «Самсон и Далила».

«Самсон и Далила» – лучшая из 11-ти опер композитора. Дать премьеру оперы на родине, во Франции, Сен-Сансу помешала франко-прусская война и формальный отказ парижской Гран-Опера ставить спектакль.

Организовать мировую премьеру для Сен-Санса взялся Ференц Лист, благодаря усилиям которого оперу впервые показали в его театре, в Веймаре. В Парижской опере «Самсон и Далила» впервые спели в 1890 г., тринадцать лет назад, но после этого опера является неотъемлемой частью репертуара театра.

В Российской империи представление впервые прозвучало на киевских театральных подмостках сезона 1893-1894 гг.

Действие 1

Темная ночь спустилась на палестинский город Газа. На площади перед храмом Бога Дагона собралась толпа иудеев. Они молятся Богу, который оставил их в беде, отдав город ненавистным филистимлянам. Самсон, который славится небывалой силой, призывает соотечественников свергнуть власть захватчиков.

Народ не верит в свои силы. Однако непреодолимая воля богатыря вдохновляет иудеев на открытое выступление против филистимлян.

Важно

Появляется Абемелех, сатрап Газы, чтобы выяснить, что происходит. Его насмешки и призыв покинуть Бога Иегову ради Дагона вызывают у людей ненависть к сатрапу.

В ожесточенной схватке Самсон вырывает у Абемелеха меч и поражает противника. Филистимляне теряются и убегают. Иудеи во главе с Самсоном преследуют их. Выйдя из храма, верховный жрец Бога Дагона с ужасом замирает перед трупом Абемелеха. Жрец призывает силы неба послать иудеям гибель, а Самсону предсказывает месть, что придет от женщины, которую богатырь полюбит.

Постепенно светает. На площадь сходятся люди и прославляют иудейских воинов, вернувшихся во главе с Самсоном.

Из ворот храма выходят филистимлянские девушки, среди которых находится прекрасная Далила. Девушки поздравляют победителей и дарят им цветы. Далила славит мужество Самсона, и он чувствует, что ему не в силах устоять перед чарами красавицы.

Действие 2

Далила ждет Самсона в своих покоях. Она ненавидит его не только как врага своего народа, но и как человека, который когда-то подчинился, но затем отверг ее любовь. Она хочет одного – мести! В полной энергии и силы арии («Amour! Viens aider ta faiblesse!» – «Любовь! Приди на помощь, моя слабость!») Далила молит Бога любви помочь ей лишить Самсона силы.

Приходит верховный жрец, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже. Хорошо зная тщеславие красавицы, он намеренно лжет, якобы Самсон хвастался, что ей не удастся завоевать его сердце.

Но Далила ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. Она отвергает предложение верховного жреца щедро одарить ее, если она сможет узнать секрет силы Самсона и клянется, что добьется успеха.

Жрец оставляет Далилу.

Появляется Самсон. Филистимлянка обнимает его и уверяет в любви. Вождь иудеев говорит, что пришел попрощаться. Он должен забыть Далилу чтобы служит своему народу.

Совет

Однако коварная филистимлянка не слушает Самсона. Слезы появляются на ее глазах, девушка сомневается в любви иудея и требует, чтобы в доказательство любви богатырь открыл ей тайну своей силы. Увидев, что он непреклонен, Далила, уходя, произносит обидное слово «трус». Пощечиной прозвучало оно для вождя иудеев. Забыв обо всем на свете, он идет за любимой.

Из дома выбегает Далила. В ее руке волосы, срезанные с головы Самсона: в нем и хранилась невиданная сила богатыря. Филистимляне берут обессиленного воина в плен.

Действие 3

Картина 1. Тюрьма Газы. Сюда после жестоких пыток филистимляне посадили Самсона. Они выкололи ему глаза и заковали в цепи.

Потеряв мощного вождя, иудеи обвиняют Самсона в измене. В отчаянии Самсон просит Иегову, чтобы тот забрал его жизнь, лишь бы только вернуть любовь и доверие соотечественников.

К нему подходит Далила и, издеваясь, напоминает о минутах, которые он провел в ее объятиях, забыв о своем долге. Филистимлянка хвастается тем, как ей удалось обмануть богатыря и выведать его заветную тайну.

В горячей молитве Самсон призывает небесные силы помочь ему отомстить за свою поруганную честь.

Начинается обряд жертвоприношения. Мальчик-поводырь выводит слепца на середину храма.

Обратите внимание

Собрав все свои силы, Самсон преподносит последнюю молитву к Богу и мощным усилием рушит колонны. Свод храма падает, погребая под своими обломками и героя и его противников.

Сюжет и образ

Обстоятельства гибели силача Самсона – один из любопытных ветхозаветных сюжетов. Секрет силы героя древнего Израиля, на счету которого – десятки славных подвигов, скрывался в длинных волосах, которых никогда не касались ножницы. Завоевателям иудейских земель филистимлянам не удавалось побороть богатыря, слава о могуществе героя распространилась далеко за пределы родины.

Самсон и Далила

Однажды Самсон оказался во вражеском городе Газа, где повстречал хитрую и коварную Далилу. Перед красотой и умом девушки герой не сумел устоять и провел в ее обществе вечер. Филистимляне узнали, что на их территории – главный недруг, и закрыли ворота, чтобы устроить ловушку. Но ночью Самсон убил охрану и беспрепятственно вышел за пределы города. С тех пор он часто бывал в Газе, чтобы насладиться любовными утехами с черноокой блудницей Далилой. Израильский силач всегда слыл ходоком по женщинам, но в этот раз словно потерял разум.

Филистимляне решили воспользоваться слабостью врага, попросив Далилу за приличную плату выведать тайну силы любовника. Три раза женщина, напоив гостя вином, спрашивала о секрете, но Самсон придумывал небылицы. Хитрая Далила упрекала его в нелюбви, плакала и молила «пощадить». Наконец, герой сдался и поведал, что, если состричь длинные волосы, тело станет слабым и беспомощным.

Далила отрезает Самсону волосы

Любовница состригла семь кос Самсона и выдала того врагам, которые заковали бывшего силача в цепи и выкололи ему глаза. Разбогатевшая Далила приходила в темницу к возлюбленному просить прощения, клялась в любви и признавалась, что совершила предательский поступок, опасаясь потерять ветреного Самсона. Но иудейский герой не поверил сладким лживым речам девушки.

Далила

Ветхий Завет точно указывает на принадлежность Далилы к филистимлянам, но подробности происхождения остаются «за кадром», читатель довольствуется намеками. Вероятно, женщина, «живущая в долине реки Сорек», – родом из семьи знатного сословия, потому как владельцы Филистимские лично, без посредников, пришли просить о предательстве Самсона.

За услуги обещали немалый гонорар – 90 кг серебра. В художественных переработках сюжета и вовсе Далила превращается в наследницу царского рода. Предательница описывается как длинноногая, с темными глазами красавица, перед чарующей улыбкой которой устоит редкий мужчина.

Самсон и Далила

Он обладал удивительной силой, секрет которой филистимляне не знали. Самсон наносил им раз за разом столь громкие поражения, что враги прибегли к подлости: Далилу, любимую женщину Самсона, подговорили выдать тайну.

П. П. Рубенс. «Самсон и Далила», 1609 г.

За свое предательство она получила почти шестьдесят три килограмма чистого серебра. Оказалось, сила была  заключена в длинных волосах: Самсон был назореем и давал обет Господу никогда не стричь своих волос.

Во время сна в доме Далилы волосы тайно были обрезаны, а сам Самсон закован в цепи и подвергнулся насмешкам и унижениям, отведен в Газу в дом узников.

Почему Далила предала Самсона?

Многие исследователи Библии задаются вопросом, почему Далила так легко пошла на предательство человека, который любил ее? На самом деле причина все та же. Далила, как и Самсон была одержима желанием отомстить. Конечно, Далила знала о Самсоне и о его поступках, среди которых было много нелицеприятных. Так, как нам известно из Библии, Самсон заживо сжег свою первую жену, убил множество филистимлян, был известен своими неразборчивыми связями и бахвальством.  Приняв во снимание все это, можно понять, почему поступок Далилы не выглядит нелогичным.

Далила также была мотивирована местью, как и Самсон.  Она ненавидела израильтян, не меньше, чем Самсон ненавидел филистимлян.

Когда нам плохо или больно, мы хотим, чтобы те, кто обидел нас был также обижен. Подобная позиция только на первый взгляд кажется справедливой. Желание поквитаться – это желание мести, которому не должно быть места в наших сердцах. Божьи пути выше наших путей, и мы не должны ставить их под сомнение.

История Самсона и Далилы напоминает нам о том, насколько важно иметь чистые сердца и следовать по Божьему пути!

Урок из истории о Самсоне

Какой урок нам вынести из истории, которая произошла с Самсоном? Как нам сохранить наш разум от этих беспокойств и пребывать в покое?

Вы помните, что Иисусу надели терновый венец на голову?

В притчи о сеятеле терн — это беспокойство и забота этого мира. Тернии — это такой лист дерева, который сам себя заворачивает и превращается в колючку. Лист становится замкнутым, ему там тесно внутри и только вода его может расправить. Вода — слово Божие. Тернии — беспокойство и заботы, которые ты надеваешь на голову как корону, а Иисус их уже забрал.

Как избавиться от плохих мыслей без особых усилий?

Встаньте под поток воды слова Божьего. Встаньте под поток помазанного учения о благодати и поливайте ваши мысли водой слова Божьего. Замените негативные мысли на мысли Божьи, потому что они могущественнее тех, которые враг посылает вам.

Они превратятся в свежие листья и начнут снова цвести благодатью, красотой и необыкновенным миром. Не ты хранишь мир, а он хранит тебя. История Самсона в Библии учит нас хранить покой и всегда доверять Господу. Аминь!

Чему учит библейское сказание о Самсоне и Далиле?

Многие считают, что история о Самсоне и Далиле – это история предательства, однако, это ошибочное мнение. Мотив предательства, действительно, весьма част в Библии. Можно, к примеру, вспомнить предательство Иуды Искариота, историю Иосифа и его братьев и пр. Но, хотя данный мотив прослеживается в легенде о Самсоне и Далиле, он не является здесь основным.

Один из самых важных уроков, которые мы можем вынести из библейской легенды о Самсоне и Далиле, — это научиться контролировать свои эмоции и не позволять эмоциям контролировать нас. Стремление к мести и чувство ярости – то, что на самом деле погубило Самсона.

Самсон погиб, потому что он позволил своим эмоциям управлять своим поведением. Он убивал Филистимлян из гнева и мести. Мы не имеем права убивать или причинять вред по причине того, что мы не можем контролировать свой гнев. Правосудие должно быть в руках Бога. Самсон сражался с Филистимлянами в течение двадцати лет. Он убил многих и уничтожил многое. Он был зол, и гнев отвлекал его от Божьего плана на него. Миссия, которую Бог возложил на него, стала его личной битвой, он уже боролся за себя, следуя своему собственному гневу, своим страстям. Месть стала мощной и всепоглощающей силой в сердце Самсона и изменила направление его жизни.

Описанная в Библии слепота Самсона, есть не что иное, как символическое описание его духовной слепоты. Не понятно, в какой именно момент Самсон перестал идти по пути Господа, а пошел по пути собственной мести, используя ту силу, которую Господь дал ему.

Война филистимлян с Израилем

В основе истории Самсона лежит война между Израилем и филистимлянами. В Библии говорится, что филистимляне были иностранцами, которые угнетали израильтян, проповедуя свою религию и ценности. Самсона считали героем, потому что он убивал филистимлян тысячами, давая тем самым израильтянам надежду на освобождение.

В настоящий момент нет сомнений, что это противостояние действительно было. Все пять филистимских городов сейчас являются местами археологических раскопок, и все найденные окаменелости говорят о том, что они действительно были врагами для израильтян.

Филистимляне переселились в окрестности Израиля в 1200 году до н. э. Это было примерно за 100 лет до рождения Самсона. Основываясь на найденных останках керамики, палеонтологи уверяют, что филистимляне пришли из Эгейского моря и привезли с собой знания о греческих богах и соответствующие обычаи, которые израильтяне считали кощунственными.

Книжные подставки и по совместительству цветочные горшки: мастерим своими руками

Не будьте слишком серьезны: 99-летняя актриса поделилась секретом долголетия

Хорошие соседи: люди помогли престарелой паре и сделали им ремонт

Вместе с ними пришла и мощная армия. Даже египтяне, у которых вооруженные силы были более могущественными, чем израильтянские, описывали филистимлян как непобедимую армию, которая совершала набеги с моря.

Когда жил Самсон, филистимлян считали ужасными людьми. Это были иностранные завоеватели, что еще не ассимилировались в окружающем их обществе. Они ели животных, которых израильтяне считали нечистыми, поклонялись богам, которые считались злыми и распространяли свои идеи в массы.

Царь Соломон — развитие Палестины

Следующим царем Израиля стал Соломон, младший сын Давид. Он обеспечил царство настоящим миром и впечатляющим благополучием.

В Израиль стали ввозить различные предметы роскоши, драгоценные камни, строительные материалы и колесницы, так как царство контролировало важные торговые пути через Красное и Средиземное море.

С помощью расцвета экономики Израиля, Соломон отстроил Иерасулим, сделал его богатым и прекрасным местом. В центре города был воздвигнут большой храм, Иерусалим стал хранилищем еврейских святынь и его основным религиозным центром.

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние. Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Далила, никогда не знавшая такого богатства, предала своего возлюбленного и спросила, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не вырвется. Далила так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув “Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув “умри, душа моя, с филистимлянами” обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

В искусстве и литературе

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.

В изобразительном искусстве


Франческо Мороне. «Самсон и Далила»


Соломон Соломон. «Самсон и Далила», 1887 В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Лукас Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В литературе

Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также еврейские писатели: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В музыке

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

В кинематографе

  • 1914 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Дж. Ф. Макдональд
  • 1922 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Александр Корда
  • 1949 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. С. Б. де Милль
  • 1961 — «Самсон» / польск. Samson, реж. Анджей Вайда
  • 1963 — «Геракл против Самсона» / итал. Ercole sfida Sansone, реж. Пьетро Франчиши (Pietro Francisci)
  • 1984 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Ли Филипс (Lee Philips)
  • 1996 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, телевизионный фильм, реж. Николас Роуг
  • 2009 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж. Уорик Торнтон (фильм имеет отдельные парафразы с библейским сюжетом, но в целом совсем о другом)
  • 2018 — «Самсон»

Взгляд критической школы[править]

Согласно библейской критики, рассказ о Самсоне есть нечто иное как адаптация финикийского мифа о солнечном божестве Мелькарте, главном божестве Тира, Гадеса, и Карфагена.

Таково мнение Ю.Б. Циркина и других авторов, считающих Самсона солнечным божеством, Мелькартом.

Некоторые учёные усматривают во всей истории Самсона солнечный миф (שמשון‎ от שמש‎, Солнце), вследствие чего и имя רלילה‎ в связи с этим получает символическое значение. Подобной точки зрения держится, например, Ignaz Goldziher, по мнению которого «Делила (от Лайла, לילה‎, ночь) надвигающаяся ночь, которая срезает лучистые локоны своего любовника Солнца (crines Phoebi); в последних же сконцентрирована вся его сила».

Таким образом, согласно мнению этой школы, Далила — персонификация ночного божества, может быть Луны, схожей с карфагенской Тиннит (tanet — Луна), и включавшей некоторые черты Астарты.

Рождение героя

Семья Шимшона была из колена Дана. У его родителей, Маноаха и Цлелпонит, живших в небольшом городе Цора, долгое время не было детей. Однажды Цлелпонит явился ангел и объявил, что после стольких лет бесплодия она наконец забеременеет и родит сына, который спасет евреев от филистимлян. Однако мальчик будет особенным, с момента своего рождения он должен быть посвящён Всевышнему как назир на всю свою жизнь. Он не должен был употреблять вино и вообще какие-либо продукты из винограда, а его волос никогда не должна была касаться бритва. А потому и его мать уже с момента встречи с ангелом не должна была употреблять винограда и всего, что из него делают, а так же быть внимательной, чтобы не касаться ничего нечистого.

Вернувшись домой, женщина рассказала мужу об удивительной встрече с ангелом. Маноах стал горячо молиться Всевышнему, чтобы тот послал ангела к ним еще раз, ведь тогда он сможет рассказать им, что необходимо делать с новорожденным. Так и произошло. При встрече с ангелом Маноах по его указанию принес благодарственную жертву Всесильному.

В установленное время Цлелпонит забеременела и родила сына. Она назвала его Шимшон — это от слов “шемеш у-маген” — “солнце” и “защитник”. Это имя предрекло дальнейшую судьбу мальчика: большое могучее солнце, которое вело народ, защищало его и заслоняло от врагов.(1)

Как долго Шимшон правил?

Многие источники нашей традиции говорят, что хотя в стихе сказано, что Шимшон правил на протяжении 20 лет, на самом деле их было 40.(10) Причина этого, как объясняет Талмуд, заключается в том, что влияние Шимшона как на его собратьев, так и на филистимлян было настолько сильным, что это чувствовалось еще в течение 20 лет после его смерти. Его наставления продолжали вдохновлять евреев и служить им законами еще долгое время после смерти Шимшона, с той же силой, как и при его жизни, поэтому говорится, что он как бы фактически правил все эти годы. Кроме того, страх, который он смог посеять среди филистимлян, оказался настолько сильным, что еще в течение 20 лет после смерти Шимшона они боялись нападать на евреев и причинять им вред, а потому народ Израиля мог жить в мире и покое.

Сноски

  1. Сота 10a. и комментарий Раши на это.
  2. Хотя в стихе говорится про 40 лет, некоторые комментаторы трактуют это как то, что упомянутые 40 лет включают в себя так же 20 лет уже под правлением Шимшона. См. комментарий рабби Давида Кимхи (Радак) на Шофтим 13:1.
  3. Маймонид, Мишне Тора, Запрещенные отношения 13:16. Радак на Шофтим 13:4.
  4. Шофтим 14:14.
  5. Сота 9b-10a.
  6. Сота там же.
  7. Сота 9b.
  8. Берешит 49:16. См. комментарий Рашба на этот стих для альтернативного объяснения.
  9. См. комментарий Сфорно на Берешит 49:17.
  10. Иерусалим Талмуд, Сота 1:8. Бемидбар Раба 14:9 учит, что, поскольку в двух стихах сказано, что Шимшон правил двадцать лет, это значит, что он правил дважды по 20 лет, то есть всего 40. Из этого мы учим, что он правил двадцать лет в течение своей жизни и еще двадцать лет после своей смерти. Однако в комментариях Тосафот к трактату Шабат 55:б сказано, что писание упоминает лишь число 20 и никакое другое, а значит, Шимшон правил 20 лет.

Report

Легенда о Самсоне

Евреи стали вести оседлый образ жизни, строить поселения и города. Но их мирное существование было прервано нашествием филистимлянами

Народу Палестины пришлось отважно сражаться за свою землю, одним из военных героев называют Самсона

Он был могучим воином, который храбро сражался против врагов, но его пленила красивая филистимлянка Далила. Она узнала, что сила Самсона заключается в волосах и поведала об этом воинам своего народа. Тогда враги обрезали волосы героя и захватили его в плен.

Но вскоре волосы отрасли и использовав свою могучую силу, Самсон вырвал два столба, на которых держался храм, в котором филистимляне решили поиздеваться над ним. Самсон погиб вместе с врагами под останками разрушенного храма.

Первым царем Израиля считается Саул, который жил примерно тысячу лет до н.э. Он выиграл много битв с врагами, но в конечном итоге был убит филистимлянами вместе со своими сыновьями.

Заключение

Пример судии Самсона назидателен. Выходит, что даже рождение по обетованию ангела автоматически не делает кого–то святым.

Такой талант, как физическая сила, может быть использован не только против врагов своего отечества, но и для совершения дел нечестивых. Благословение родителей, живущих благочестиво, значит очень много.

Любой человек способен на предательство; блудница Далила не является исключением. Странно, что она обрела такое глубокое доверие Самсона. Пример покаяния, кажущегося запоздалым, очень актуален сегодня.

Любой человек имеет свои личные грехи и страсти. Хочет он того или нет, но последствий не избежать, в том числе определенного помутнения рассудка, потери возможности здраво рассуждать и принимать правильные решения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: