Русские народные зимние игры для дошкольников: вспомним родные традиции

Зимняя игра-хоровод «Мороз»

Игры в хороводе всегда были популярны у русского народа. Зимой тоже можно поиграть в хоровод, только эта игра зимой будет более подвижной. В холодное время года в обычный хоровод включаются «салочки».

  1. Дети берутся за руки и образуют круг.
  2. В центр круга встает «Мороз», которого предварительно выбрали считалочкой.
  3. Играющие водят хоровод и поют хором:

После этого дети разбегаются, а «Мороз» пытается догнать кого-нибудь и «осалить», то есть «заморозить». Следующим водит тот, кого «Мороз» осалит первым.

Можно усложнить игру, добавив новые правила. Например, замороженному помогают, бросив рядом с ним снежок, который его «разморозит».

Перетягивание каната

Существует две зимних вариации этой забавы, и первая рассчитана на большое количество игроков. Им нужно захватить из дома длинную и крепкую веревку, выбрать ровную равномерно заснеженную поляну и разбиться на две команды. На середине веревки нужно завязать узел, а на снегу начертить три линии – одну по центру, а две другие примерно в двух-трех метрах от центральной. Теперь нужно расположить веревку таким образом, чтобы узел находился на центральной линии.

Обе команды выстраиваются в ряд за боковыми линиями, берут веревку в руки и готовятся к началу игры. После сигнала каждая из команд начинает перетягивать канат в свою сторону. Побеждает та группа, которая смогла одолеть противников – перетянуть узел за пределы ближайшей к себе линии.

Также в перетягивание каната можно играть и вдвоем – правила схожи, но участникам потребуется двое санок и ровная утоптанная снежная поверхность. На снегу также чертятся три линии – центральная и боковые. Задача игроков – сесть на санки за пределами боковых линий, взять в руки свою часть веревки и после команды начать тянуть соперника в свою сторону. Побеждает тот игрок, который смог дотянуть оппонента до центральной линии и сделать так, чтобы он ее пересек.

Семейство снеговиков

В оттепель, когда снег мягкий, дети с удовольствием лепят снеговиков. Это занятие тренирует силу, выносливость, координацию движений – и отлично развивает фантазию малышей. Ведь можно сотворить очень необычного снеговика. Придумать ему причёску из сосулек, веток или пучка соломы; сделать ему макияж; большие глаза выложить из фасоли, гречки, подсолнечных семечек; украсить бусами из рябины или шишек; слепить снеговику уши и украсить их серёжками. Материал для экспериментов лучше приготовить заранее и раздать детям, когда «модель» будет готова. А сам процесс изготовления снеговиков прост и всем известен: нужно слепить снежный шар, потом ещё парочку поменьше. Снеговик может не только стоять, но и сидеть. И вообще быть как «человеком», так и любимым животным – мишкой, зайцем, дельфином. Простор для снежного творчества практически безграничный!

Что развивают зимние игры

В зимнее время не стоит забывать об игре в снежки, катании на лыжах, коньках и санках. Игры на свежем зимнем воздухе — это самый оптимальный способ закаливания. Подвижные игры в зимний сезон хорошо развивают у детей:

  • Силу и скорость;
  • Гибкость;
  • Выносливость;
  • Смелость;
  • Решительность;
  • Координацию движений;
  • Пространственную ориентацию;
  • Ловкость и сноровку;
  • Укрепление сердечно-сосудистой системы и дыхания;
  • Вестибулярный аппарат и центр равновесия;
  • Улучшение аппетита;
  • Бодрость и крепкий сон.

Во время зимних игр во дворе дети хорошо переключают внимание с физической деятельности на умственную и наоборот. Они требуют гораздо больше энергетических затрат, чем летние занятия

Ребенок, участвующий в зимних играх и состязаниях, быстро принимает важные решения для достижения поставленной задачи. Совместные активные занятия родителей и детей способствуют повышению доверия, взаимопонимания и формированию единых взглядов.

Прогулки

«Что делать на улице  с ребенком зимой?» – частый вопрос на детских ветках форума. Да что угодно! Какое счастье – народу НИ-КО-ГО. Такой простор.

* Когда погода позволяет, бежим на улицу. Кататься на коньках, на снегокатах, лыжах, ледянках, кидаться снежками. Ну, это классика.

* Лепить снеговиков. Этим тоже мало кого удивишь, однако даже в этом деле можно покреативить, например, слепить снеговика, стоящего на голове.

* Строить снежные и ледяные крепости.

*    Вспоминать свои детские снежные радости – кататься кубарем с пологих горок, делать снежных бабочек и пускать снегопад с ветки дерева (это кто не помнит – дернуть за заснеженную ветку с криком «снегопаааад!» перед сзади идущим человеком). Не бояться показаться смешным и глупым, научиться получать удовольствие от простых вещей. Показать детям, как можно с помощью следов оставлять след от трактора.

* Темнеет рано и это так здорово – гулять с налобными фонариками и стать на  некоторое время покорителем снежных гор. А если маленьким покорителям еще и клад нечаянно подбросить, то  восторгу вообще нет конца и края.

* Или искать запрятанные светящиеся сокровища (неоновые палочки неглубоко спрятать под снегом, получатся светящиеся сугробики). Или вообще сделать снежный фонарик самостоятельно.

* На прогулку нужно брать самые разные предметы, а не только уже надоевшие лопатки. У моего сына пользовался спросом огромный мусорный совок. В него набирается много снега и им удобно прихлопывать снежные горы за счет короткой ручки. Можно вообразить себя трудягой-грейдером и чистить дорожки и тротуары.

* Щетка для чистки обуви (вариант – щетка для автомобиля) отлично подходит для уборки заснеженных скамеек или качелей.

* В обычном пластиковом контейнере можно катать игрушки по снегу как в санках. Этот же контейнер и веревка – и дети превращаются в северных оленей, перевозящих грузы.

* Песочные пасочки маловаты для зимних забав, а вот обрезанные пластиковые бутылки, пластиковые большие салатницы и крупные крышки от различных банок это то, что нужно. Играем в снежные городки. Или строим башни, соревнуясь, у кого она будет выше (мне никогда не везло, сын ломал с 3-го ряда).

* Краски, разведенные в пульверизаторе, отлично раскрашивают скучный белый снег во все цвета радуги. А если удастся раздобыть сосульки, то с помощью тех же красок  их можно превратить в сказочные сталагмиты и сталактиты.

* Обязательно нужно сделать с детьми кормушку для птиц. У нас это были черствые бублики, опущенные в клейстер (мука+вода) и с прилипшими семечками,пшеном,просо. Повесили мы лакомство прямо напротив окна и каждый день наблюдаем птиц.

* Игры на льду и со льдом имеют тоже особое очарование. Даже если малыш еще не умеет кататься на коньках, то на каток стоит прийти все равно. Просто ползать гусеничкой по льду, превратиться в морских тюленей и скользить на пузе от страшного хищника – касатки (ну эта роль, ясное дело, обычно на мне).

* Устраивать пингвиньи гонки – это бежать наперегонки пингвиньей походкой от старта до финиша.

* Замораживать лед в различных формочках и строить из них непонятные сооружения. Играть в хоккей на льду, причём не обязательно клюшками и шайбами, вполне можно просто отправлять прочные игрушки друг другу через все ледяное поле.

* А если вдруг выпало такое счастье как снегопад (что этой зимой не редкость), то на улицу надо бежать еще быстрее, пока кто-то нас не опередил. Играем в первопроходцев, наперегонки бежим к чистому нетронутому снежному полю и оставляем свои следы. А еще можно идти след в след, спасаясь и путая преследователя. Протаптывать снежные лабиринты и бегать друг за другом по ним.

* Мыльные пузыри, если пускать их на морозе, замерзают прямо в процессе выдувания!

* Был в нашей жизни и совсем волшебный, с точки зрения детей, случай: вечером (а точнее, в районе 12 часов ночи), когда дети ну никак не могли уснуть, мы устроили себе зимний пикник в самом темном уголке нашего двора. Налили в термос горячего чаю, сделали несколько бутербродов, взяли теплый плед и вышли во двор. Нашли самое темное местечко во дворе, уселись на скамейку, обернувшись пледом. Пили чай, ели бутерброды и смотрели на звезды. В ту ночь было полнолуние.

* Можно и не так экстремально, можно с тем же пайком выехать в ближайший лесопарк, а лучше подальше, побродить по чистому (в сравнении с обычным стандартным двором) лесу, поразглядывать природу вокруг и даже (в порядке исключения) разрешить детям съесть по сосульке. В лесу они вкуснее!

Всем удачной зимовки! Не откладывай на завтра,то что можно сделать сегодня!

Зимняя игра 16 «Награждение победителей»

Если у вас были соревнования и конкурсы между участниками или же дети просто хорошо погуляли-поиграли на свежем воздухе, наградите их! Пусть эта замняя прогулка запомнитмя им надолго. Мы, например, после каждой прогулки устраиваем ритуал — празднуем завершение игры маленькими призами и салютами. Призы — маленькие батончики, леденцы, игрушки. А салют мы устраиваем из снега.

Игра 17 на улице для детей «Укрась свой двор разноцветными шарами изо люда»

С помощью обычных воздушных шариков или любых формочек можно украсить двор. Для игры нам понадобятся:• воздушные шары или разные формы;• пищевой краситель разных цветов;• вода;• ножницы.

Разведите в воде пищевой краситель и залейте воду в воздушный шарик и в формочки. Поместите его в морозильную камеру или же на улицу, если там мороз. После того, как шарики замерзнут, срежьте резиновую оболочку ножницами. Вуаля! Готовы красочные ледовые скульптуры для украшения двора.

Такая красота получается!

Игра 18 на улице для детей, когда снег — Играем как в песочнице

Дошкольники и школьники любят играть в песок. В снег тоже можно играть. Зимой игра еще более интересная, поскольку из мокрого снега можно слепить все что угодно. Нам нужно:• ведерки и формочки;• лопаты;• вода.

С маленькими детьми можно играть как в песочнице — строить пасочки, лепить куличики. Если дети более старшего возраста — можно озадачится построением снежных замков и крепостей. Свои сооружения опрыскивайте водой, чтобы они были крепче.

Игра 18 на улице зимой — Строим копаем лабиринт

С помощью лопаток можно построить такой лабиринт, а потом устроить соревнования.

Игра «Льдинка»

Игру «Льдинка» нужно проводить на ровной площадке с утоптанным снегом. Для игры необходим гладкий кусочек льда, который можно заменить шайбой, деревянной чуркой, крышкой от коробки, пластиковой или жестяной баночкой.

С помощью считалки выбирается водящий, который становится в центре площадки. Остальные участники игры образуют вокруг него круг, становясь друг от друга на расстоянии одного-двух шагов.

Вариант 1

По сигналу руководителя игра начинается: ударом ноги водящий старается выбить льдинку за пределы круга. Участники игры этому препятствуют, отбивая льдинку назад.

Игрок, пропустивший льдинку справа от себя, сменяет водящего, становясь в центр круга. Побеждает игрок, который ни разу не был водящим.

Вариант 2

Этот вариант игры напоминает подвижную игру «Собачка».

Участники игры, образующие круг, перебрасывают льдинку ногами друг другу, а находящийся внутри круга водящий старается ее перехватить.

Если у него это получается, он становится в круг со всеми, а тот, благодаря кому льдинка была поймана, становится водящим.

Вариант 3

В этом варианте игры «Льдинка» водящий должен прыгать на одной ноге, а другой подталкивать перед собой льдинку. Его задача — попасть льдинкой по ногам кого-то из игроков. А те, в свою очередь, должны подпрыгивать, чтобы льдинка их не коснулась.

Игрок, чьей ноги коснулась льдинка, меняется местами с водящим.

Варианты для старшего дошкольного возраста

В старшей и подготовительной группе народные игры продолжают усложняться. Водящими теперь всегда становятся сами дети, а не педагог.

«Царь горы»

Очень динамичная забава, в старину в неё играли в основном мальчишки. Выбирается большой сугроб, или же специально строится снежный холмик: высоты должна быть не менее метра. Цель каждого участника — взобраться на его верх и не дать себя сбросить. В этой игре разрешено толкаться, всячески бороться с соперниками, сбрасывать их вниз. Царём горы становится участник игры, который продержится на верху дольше всех.

Игра очень динамичная, силовая, поэтому больше подходит для мальчиков

В подготовительной к школе группе можно использовать усложнённый вариант — накануне слепить из снега огромный шар, полить его водой. На другой день он будет скользким: на такую «гору» сложно забраться, а не то, что удержаться, когда тебя толкают и пихают. Но от этого игра ещё интереснее.

«Два Мороза»

Выбираются два Мороза — водящие. Они уходят в сторонку и «засыпают». На противоположной стороне участка обозначается «домик» детей (большой круг): там они бегают, прыгают, кружатся и пр., пока Деды Морозы спят. Но вот они «просыпаются» и громко говорят «Берегись, заморожу!» и бегут к ребятам. Те должны быстро прибежать в «домик» и спрятаться там. Кого один из Морозов догонит, того он отводит в свой дом. Когда там окажется несколько детей, назначаются новые водящие.

В игре двое водящих, которые должны ловить остальных участников

«Варежка»

Все воспитанники становятся в круг, держась за руки. Выбираются двое водящих: первый становится в круг, второй — за его границей. У первого водящего в ручках находится варежка (не нужно снимать её с себя, воспитатель даёт отдельную, в принципе, заменить рукавичку можно любой другой вещью, например, небольшой мягкой игрушкой). Он должен бросать её второму водящему, чтобы тот её поймал. Однако остальные игроки мешают это сделать — поднимают руки, отбивают ими рукавичку обратно в круг.

Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из детей её не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ведущие меняются.

С помощью обычной варежки можно организовать увлекательную народную игру

«Каблучок» (народная игра Архангельской губернии)

На снегу взрослый обозначает круг диаметром примерно три метра. Внутри становится ребёнок-водящий с небольшой льдинкой. Остальные участники находятся за пределами круга и скачут на одной ноге, при этом не переступая за черту. Дошкольники хором выкрикивают:

Против нашего двора Приукатана гора Водой полита, Башмачком прибита. Я по льду скок-поскок, Отвалился каблучок, Отвалился каблучок И оставил свой следок!

После данных слов водящий кидает льдинку-каблучок за границы круга, а игрокам нужно загнать ледышку обратно. Однако это непросто: ведь передвигаться разрешается только на одной ноге.

«Коровка»

Это ещё одна русская забава с атрибутом-льдинкой. Аналогично дети образуют круг, в центре которого находится водящий. Под ногами у него льдинка (она называется «коровка»), ребёнок старается пнуть её, чтобы та попала в кого-то из игроков. Бросок сопровождается словами «Купи коровку!». Задача участников — увёртываться от льдинки, но они не имеют права убегать, а только подпрыгивать. Тот, в кого угодила льдинка, становится новым водящим.

Гонки снежных комов

Если в средней группе команды детей скатывают снежные шары и сравнивают их по размеру, то в старшем дошкольном возрасте уже можно устроить весёлую эстафету. Участники делятся на две команды. Игроки каждой образуют колонну, стоя один от другого на расстоянии пяти-шести шагов. По сигналу каждая команда перекатывает большой снежный ком (они скатываются заранее) от одного ребёнка к другому.

Когда снежный шар дойдёт до самого первого игрока, возглавляющего колонну, ему предстоит докатить его до финиша — он обозначается в 10–20 шагах впереди. Побеждает, соответственно, команда, которая сможет это сделать первой.

В старшем дошкольном возрасте можно провести уже гонки снежных шаров

Бездомный заяц

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником.Палочка-выручалочка

Дети выбирают водящего считалочкой:- Я куплю себе дудуИ на улицу пойду!Громче, дудочка, дуди,Мы играем, ты води!Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 – 60 см, диаметром 2 –3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами:Палочка-выручалочка, выручи меня – и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки – выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Конкурсы для веселой компании на природе летом

  • Построй дом. Присутствующие разбиваются на команды, можно на пары. Ведущий кричит «начали» и каждая команда собирает материал, который можно найти на природе (ветки, палки, камни и т.д.) чтобы построить конструкцию в виде шалаша или другого сооружения, где можно укрыться от дождя. Задание выполняется на время, через 15 минут оно должно быть выполнено. У кого получилось более качественно, выигрывает.
  • Самый красивый шашлык. Участвовать могут, как команды, так и каждый игрок в отдельности. С помощью набора продуктов (мясо, грибы, овощи) нужно приготовить оригинальное блюда — шашлыки. Кроме этого, придумать интересное название. Победитель определяется голосованием.
  • Сиамские близнецы. Ведущий распределяет пары, у которых связывают вместе по одной руке и по одной ноге. У одного из них останутся свободными правые рука и нога, у другого — левые. Далее, им дается задание, например, нанизать шашлык на шампур, открыть бутылку шампанского, почистить картошку и т.д. Из подвижных игр в таком положении — бег между парами на перегонки, бег в мешках.
  • Перехвати мяч. Присутствующие делятся на 4 команды, две из них встают друг на против друга и перекидываются мячом, а две между ними, они должны мяч перехватить. Команда, игроки которой поймали мяч, встают на место команды его бросившей, а те — в центр. Игра продолжается.
  • Узнай меня. Из присутствующих выбираются игроки — двое мужского пола и трое женского. Но, про выбранного второго мужчину никто знать не должен. Игроку мужского пола завязывают глаза, после чего перед ним встает одна из женщин (чтобы запутать игрока, выбранных девушек можно заменить).  Он на ощупь определяет кто перед ним, трогать можно только ноги ниже колен. Для того, чтобы его запутать, можно переодеть парня в девушку.

Зимнее наСЛЕДство

Во что можно поиграть зимой на улице с детьми? Вариантов масса, особенно когда есть снег, конечно. Одна из очень интересных, весёлых, плюс ещё и познавательных игр называется «Следопыт». Гуляя с детьми в парке, в лесу или просто во дворе, вы можете заметить на снегу разнообразные следы, оставленные собачками-кошечками птичками, разными зверьками, людьми или машинами. Так вот, эти следы — прекрасный объект . Попробуйте разобраться сами и объяснить ребёнку, где по следам видно, что «здесь вот собачка пробежала», а здесь «вроде как кошечка», а тут голуби тусовались, а здесь воробушки, этот сюда пошёл, а этот вот туда, и так далее.

Ещё можно играть в догонялки «след в след» или рисовать своими следами всевозможные рисунки на снегу, от имитации следов тракторных колёс до огромного, например, солнышка на площадке, всяких сердечек, там, изображений, слов, узоров или буковок.

Подвижная игра 13 на улице «Сквозь ворота»

Дети делятся на 2 команды. Команда №1 образует шеренгу, взявшись за руки. Это ворота.

Вторая команда встает на расстоянии 7-8 метров так, чтобы каждый ребенок оказался напротив рук игроков из противоположной команды.

Задача деток из 2й команды: разбежаться и прорваться сквозь «ворота», проскользнув под руками или перепрыгнув через них.

Задача игроков первой команды — не дать соперникам выполнить задание.

Игра получается очень веселой и особенно нравится мальчикам 5-6 лет!

Вот как мы играли в эту подвижную игру и ни капельки не замерзли зимой! Маша прорвалась сквозь ворота соперников!

Зимние подвижные игры для большой компании детей

«Снежные соревнования»

Если удалось собрать на улице большую компанию ребят, то диапазон игр становится значительно шире.

  1. Можно устроить снежные бои или целые баталии. Во время такой игры дети роют окопы, строят баррикады, бегают, одним словом, активно двигаются.
  2. Налепить снежки и метать их по какой-нибудь цели, например, по дереву — проверить кто самый меткий.
  3. Прыгать через снежные барьеры. Их нужно сделать заранее.
  4. Можно катать шары из снега. Такое соревнование длится где-то 2-5 минут. Затем комы сравнивают. Побеждает тот, у кого самый большой ком.

Такие игры развивают меткость, улучшают координацию движений, ловкость.

Катания с горы

Огромное удовольствие и взрослым и детям всех возрастов приносит катание с горки. Во все времена эта забава была самой популярной. Но и ее можно сделать более увлекательной, проявив изобретательность. Можно, например, предложить сбивать прутики, воткнутые по краям. Кто собрал больше прутиков, тот и победитель. Кататься наперегонки не менее увлекательное занятие.

«Царь горы»

Но горка может послужить не только для катаний, а также для известной игры детей зимой под названием «Царь Горы», одной из самых увлекательных детских забав. Главной задачей в этой игре является добраться до «трона» на вершине горки самым первым, при этом сталкивая других соперников. Это очень живая игра, требующая большой подвижности, ловкости и хваткости.

«Снежная эстафета»

Для этой игры нужны две команды с равным количеством участников. Сначала все дружно лепят снежки. Каждому понадобиться всего один. Обеим командам нужно встать в одну линию друг за другом. Затем по команде один игрок бросает свой снежок как можно дальше, второй бежит к месту падения «снаряда», и оттуда бросает свой снежок и так далее. Побеждает та команда, которая дальше отошла от старта. Конечно, нельзя забывать про призы.

«След в след»

В эту игру на снегу можно играть по-разному. В первом варианте, все участники дружно идут след в след как разведчики, чтобы не оставлять лишних следов. Причем, тот, кто идет первым петляет из стороны в сторону, чтобы было интересней. Второй вариант, это своего рода догонялки. Тот, кто догоняет, должен бежать по следам убегающего товарища. И весело, и не так просто, как кажется на первый взгляд.

В любом случае не стоит одевать его в слишком тяжелую одежду и обувь. Главное в этом деле — чтобы ребенку было тепло и комфортно. Так как варежки быстро промокают, то не лишним будет взять с собой парочку запасных рукавичек. Также не стоит гулять весь день на морозе, лучше сделать несколько заходов в течение дня, это более благоприятно скажется на организме ребенка.

Строительство из снега

Если на дворе теплая погода, и лежит влажный снег, устроим соревнование, кто скатает больший снежный ком. Из сделанных комьев соорудим  снеговика  или большую крепость с островерхими башнями,  или неприступный замок, или волшебный дворец, лабиринт, дом или  мост.

Еще интереснее сооружать все это  из снежных кирпичиков. Для этого  нам потребуется ящик, в который мы наложим снег и утрамбуем его. Выгрузив содержимое  из ящика, мы получим снежный кирпичик.

Из таких кирпичиков можно построить много чего интересного. Сначала уложим  кирпичики так, как их укладывают при строительстве кирпичных домов. А затем загладим  щели  на стыках снежных кирпичей  с помощью снега.

Дети  очень любят фантазировать. Такое строительство развивает детскую фантазию и воображение, умение  мыслить и творчески подходить к выполняемой работе. Кроме того, дети получат большое удовольствие от результатов своего труда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: