Лэпбук «влево

Ориентировка в пространстве с помощью игр

«Далеко — близко»

Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

«Дотронься до…»

Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до уха слева,
  2. почеши левой рукой ногу слева,
  3. надуй щёку справа и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания

«Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д.» Далее следуют прыжки: «Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево». Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.

«Куда змея ползёт»

Играющим надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

«Найди клад»

Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

«Поставь игрушки, как я скажу»

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее. 

Как диагностировать понимание пространства у ребенка

Корпорация «Российский учебник» предлагает пособие «Педагогическая диагностика» для первого класса. Работа № 1, которую следует проводить в первые дни учебного года, включает задания на диагностику пространственного мышления. Рассмотрим одно из них.

Диктант: отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки, пятую закрасьте красным карандашом.    

Цель: выявить умение слушать и понимать задание; умение выполнить инструкцию, состоящую из нескольких последовательных действий; умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз); умение пересчитывать клеточки.

Готовим к школе играя

Пособие «Учимся ориентироваться в пространстве» для детей 5-7 лет (автор Елена Кочурова) содержит игровые задания и рекомендации, призванные помочь родителям и педагогам развить у ребенка пространственное мышление. Приведем некоторые задания из пособия.

Игра «Влево, вправо»

Предложите ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Теперь, не поворачиваясь, сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад».

Справа – слева, правее – левее, между

Расскажите ребенку о том, как важно знать пространственные направления и уметь отвечать на вопросы: что расположено левее (правее), слева (справа). Затем рассмотрите рисунки вместе с ребенком и предложите ему выполнить задания.

  1. Ответь на вопросы: кто сидит справа от мальчика, слева от мальчика, между мамой и дочкой?

  2. Ответь на вопросы: кто сидит правее медвежонка, левее лисенка, левее всех, правее всех, между зайчонком и лисенком?

  3. Раскрась красным карандашом яблоко, расположенное слева от цветка, и зеленым карандашом – яблоко справа от цветка.

Толще – тоньше, шире – уже

Взрослый рассматривает пирамидки вместе с ребенком и просит его выполнить задания.

  1. Скажи, какой из стержней пирамидок толще, а какой – длиннее. Ответь на вопрос: какие кольца можно надеть на толстый стержень пирамидки, а какие – на тонкий? Проведи линии к стрежням от колец, которые на них можно надеть.

  2. Покажи, какая из дощечек короче, какая – тоньше и какая – шире.

Рисуем по клеткам

Предложите ребенку задание: нарисуй по клеточкам паровозик так, чтобы он двигался слева направо.

Смотрим на предметы спереди, сзади, справа, слева

Расскажите ребенку о том, что на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения. Если папа, мама, сын и дочка сядут с разных сторон квадратного стола и посмотрят на чайник, который стоит в центре, то каждый увидит чайник по-своему, со своей точки зрения. Каждый член семьи может рассказать, о том, какие детали чайника ему видны: виден ли носик или только ручка, видная ли ручка или виден только носик, вправо или влево смотрит носик чайника. Расскажите сами и попросите ребенка рассказать о том, как выглядят некоторые предметы с разных точек зрения: спереди, сзади, справа, слева. Предложите ребенку выполнить задание:

Художник нарисовал матрешку с четырех разных направлений: спереди, сзади, слева и справа. Эти направления на рисунке показаны стрелками. Назови направление, с которого выполнен каждый маленький рисунок.

Так, в процессе игровой деятельности ребенок осваивает важные навыки, которые пригодятся ему в первом классе.  

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве

Начните с понятий лево-право. Если ребенок правша, то это можно легко сделать, акцентируя внимания крохи на нахождение в правой руке ложки, карандаша или иного предмета, которым он действует. Если же ребенок-левша, то для определения правой руки используйте браслетик, цветную ниточку или наклейку. Когда кроха освоит, где у него правая и левая рука, объясните, что с этой же стороны находится и правая (левая) нога, плечо, ухо, глаз, бровь.
Почаще играйте в простую игру «Лево-право»: топни левой ножкой, дай правую руку, моргни правым глазом, возьмись левой рукой за правую ногу

В этой веселой игре малыш не только освоит право-левые понятия, но и разовьет внимание, память, мышление, реакцию.
Аналогично осваиваем понятие «верх-низ» сначала на себе: шапка вверху, ботинки -внизу; голова вверху, ноги внизу; присели-вниз, подпрыгнули-вверх. Качая малыша на качели, приговаривайте: вниз-вверх, или вперед-назад; влево-вправо

Гуляя по улице, комментируйте куда вы идете: пойдем вперед, а теперь повернем направо.
«Далеко-близко». Развить представление о понятии далеко-близко можно на прогулке: машина далеко, песочница-близко, самолет -далеко, дерево-близко.
Играя с малышом дома в игрушки также работайте с этими понятиями: где кукла, далеко или близко, кубик близко, а мячик далеко.
«Впереди-сзади». В эту игру хорошо играть с группой детей, но можно и в кругу семьи и игрушек. Кто стоит впереди тебя, а кто сзади. Кто слева, а кто справа?
«Найди игрушку». Взрослый прячет в комнате игрушку, так, чтобы ребенок не видел куда, а затем задает ориентиры: вперед иди -мячик (флажок, куклу, машинку) найди; назад иди — Петрушку найди и т. д.
«Кто (что) где». Расставьте перед малышом его любимые игрушки и попросите рассказать вам, а лучше какому-нибудь персонажу, который вас навестил, например Мишке, , Незнайке, новой кукле — что стоит слева от машинки, какая игрушка находится справа от машинки; перед машинкой; за машинкой.
Малыши любят рассматривать различные картинки, воспользуйтесь этим, чтобы закрепить у них такие понятия, как «на», «под», «за», «перед».

Где сидит бабочка?

Где находится жучок?

Какой листик лежит на грибке? Какой под грибком?

Какой гриб выше, какой ниже?

Кто сидит на елочке? Кто под елочкой? Кто около елочки?

Что растет на елке? Кто летает над елкой? Кто летает над Мишкой?

Бабочка вверху или внизу? А где Зайка?

Кто стоит около речки? Кто выглядывает из речки?

Кто плывет по реке? Кто летит над водой?

Какой камыш выше, какой ниже?

Покажи большие листья на воде, маленькие листья.

Где лежит Мишка? На чем стоят тапочки? Где стоит бочка с медом?

Что висит на стене? Что ты видишь вверху картинки, а что внизу?

Где сидит серый кот? Где рыжий?

Кто вверху, а кто внизу?

Кто сидит на заборе? Кто за забором?

Кто перед забором?

Кто сидит на пеньке? Сколько цыплят справа от пенька, сколько слева?

Кто летает над Зайкой? Кто справа от Зайки, кто слева?

Что лежит в коробке? Какая игрушка находится за коробкой, а какая перед ней? Что лежит справа от коробки?

Учим ребенка ориентироваться на плоскости

Для обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте научить ребенка ориентироваться на плоскости. Начинать такие занятия можно и нужно с 3-4 лет. Начните с доски для игры в шахматы. Приготовьте мелкие игрушки для себя и для ребенка. Задайте малышу словесную команду сколько шагов и в какую сторону он должен сделать своей игрушкой, затем шагайте своей, комментируя собственные действия. В итоге ваши игрушки должны встретиться.
Расчертите лист ватмана на 12-16 квадратиков. Играть лучше на полу. Поставьте маленькую машинку или другую игрушку в определенной точке листа, лучше внизу. Она будет двигаться также по вашим словесным ориентирам: машинка едет две клеточки вверх, три клетки вправо. Таким образом машинка должна доехать до какого-то определенного объекта: до гаража, магазина, дома. Количество клеток на плоскости следует увеличивать для усложнения заданий.
Когда малыш научиться легко ориентироваться на такой плоскости предложите ему усложненный графический диктант в специальной тетради. Такие диктанты рекомендуется проводить с детьми 5-7 лет. Они научат ребенка ориентироваться на листе бумаги

Благодаря им прекрасно развиваются мышление, внимание, а также это способствует подготовке руки ребенка к письму

Якоря для ориентации в пространстве

Часто таким «якорем» становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: «Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая».

Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил «справа и слева». Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные «фенечки». Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним «якорем» для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: «Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела»

Игры на развитие пространственных ориентаций

Формирование пространственных навыков у дошкольников происходит на базе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств задействовано в упражнении или игре, тем лучше малыш усвоит навык.

Мы предлагаем ряд игр, которые помогут малышу в освоении пространственных ориентаций:

  1. «Повторяй за мной». Взрослый осуществляет и одновременно комментирует какое-либо действие и просит малыша повторить. Например, я поднимаю правую ногу, повторяй! Впоследствии задачу можно усложнить. Взрослый комментирует одно действие, а совершает другое. Я поднимаю левую руку, а сам поднимает правую ногу. Малыш при этом должен выполнить то действие, о котором было сказано.
  2. «Веселая разминка». Попросите малыша попрыгать на левой ноге, потом на правой, после на двух. Попросите бросить мячик сначала левой рукой, потом правой. Попросите сделать три шага вперед, потом назад, после влево, потом вправо.
  3. «По дорожкам, по тропинкам». Гуляя на улице по определенному маршруту, попросите ребенка проговорить вслух по каким дорогам вы ходили, когда и в какую сторону поворачивали. Предложите ему самостоятельно проговорить и пройти обратный путь.
  4. «Кладоискатель». Эта игра имитирует известное упражнение «горячо – холодно». Спрячьте игрушку и расскажите малышу ориентировками, где ее искать: «вперед», «назад», «вправо», «влево».
  5. «Графический диктант». Вам понадобится листочек в клетку и цветные карандаши. Попросите малыша под диктовку нарисовать графический рисунок. Например, две клеточки вправо, три вверх, одну вправо и т.д.
  6. «Построй дом». Предложите малышу совместно построить дом из конструктора, проговаривая все действия и направления при размещении деталей.
  7. «Найди по схеме». Нарисуйте схему и предложите малышу пройти по ней проговаривая все направления. Хорошо, если в конце пути ребенка будет ждать сюрприз в виде лакомства или игрушки.

Ориентировка в пространстве – навык, который необходимо формировать с самого раннего возраста. Изначально малыш учится определять и находить свои части тела и предметы, находящиеся в одном из направлений «от себя».

На творческих занятиях в детском центре раннего развития «УмНяша» в Бутово мы научим ребенка не путать понятия «лево» и «право». Занятия проводятся для детей от 2 года до 11 лет. Записаться на пробное занятие можно прямо на сайте или по телефону.

Упражнения

Какие упражнения могут помочь ускорить процесс запоминания, где право, где лево?

  1. Попросите малыша поднять левую или правую руку. Если действие выполнено правильно, вознаградите его игрушкой и попросите назвать руку (если ребенок уже может это делать).  Далее просим другой рукой (левой или правой) коснуться частей тела (носа, рта, щеки и т.д.), при этом называя их.
  2. Следующая игра называется «Бравый солдатик». Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.
  3. Игра в мяч дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Данные игры можно использовать в общении с трехлетними детьми

До 3 лет заниматься с малышом подобным образом будет сложно, процесс обучения 2-х летних детей скорее односторонний, когда мама или папа постоянно акцентируют внимание ребенка на пространственных  понятиях, используя каждый подходящий случай. Ждать осознанной рефлексии вряд ли придется

Поэтому не торопитесь и наберитесь терпения.

Ребятам, которые уже неплохо ориентируются в определении сторон, предложите скрестить руки и назвать, какая из них правая, а какая левая. Попросите порассуждать, почему, если человек стоит к нам лицом, его правая рука для нас будет левой и т.д. Такого рода логические задачи расширяют пространственные представления детей, заставляют задуматься об устройстве этого мира. Используйте картинки, где изображены люди, звери в различных позах и просите малыша показать правое ухо кролика, левую лапу козлика и т.п.

Если ваш малыш подвижный и любит бегать, прыгать, станцуйте с ним буги-вуги. Это простой танец, который легко запоминается и, главное, обучает определению сторон. Под веселую музыку выполняем следующие движения: правую руку вытягиваем вперед, отводим ее назад и трясем ею, затем опять выводим вперед и трясем. Так поступаем и с левой ногой. Подобные движения можно проделать с ногами, плечами.

Чаще комментируйте происходящие вокруг ребенка действия и явления. Когда вы поднимаетесь или спускаетесь по лестнице, говорите: «Поднимаем правую ногу, поднимаем левую ногу». Если вы гуляете и наблюдаете машину или идущего человека, отметьте для ребенка, что машина или человек движет по правую (левую) сторону от нас. Так же можно следить за поворотами автобуса, троллейбуса, сидя в общественном транспорте, машине.

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

Для детей 4-5 лет можно использовать графический диктант. Поставьте на плоскости две игрушки и нарисуйте между ними запутанный ход. По вашим подсказкам, отмечая палочками каждый шаг, ребенок должен помочь игрушкам встретиться. Конечно, подсказки будут ориентированы на определение сторон.

И запомните! Никогда не заставляйте малыша делать что-то против его воли. Лучше дождитесь подходящего настроения или момента. В крайнем случае, всегда можно организовать комментарий на основе создавшейся ситуации, а не устраивать специальный показательный урок. Играйте, ведь мир познается человеком в игре, — так говорили древние!

Поэтапное формирование пространственных представлений

Зачастую родителям кажется, что нет ничего проще, чем обучить малыша ориентироваться в пространстве. Однако развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста идет по определенным правилам:

  • знания ‒ по возрасту;
  • качество восприятия знаний зависит от обучения.

Методика определяет круг знаний о пространственных представлениях в каждой возрастной группе:

  • Главным содержанием домашних занятий для малышей становятся знания о левой — правой стороне тела. Идет знакомство с понятиями справа — слева, впереди — сзади, вверх — вниз.
  • На занятиях с детьми 4-5 лет происходит закрепление умения ориентироваться в пространстве. Добавляется обучение умению ориентироваться относительно других объектов, перемещаться в соответствии с заданным направлением, в двухмерном пространстве.
  • У старших дошкольников вплоть до школы идет дальнейшее развитие пространственного мышления на основе имеющихся знаний и приобретение новых пространственных представлений: графическое изображение, моделирование предметов, знание о сторонах горизонта.

Совет! Специалисты подсчитали, что достаточно 5-10 минут в день для занятий с ребенком, чтобы получить хорошие результаты. Главное, чтобы знания закреплялись в повседневной жизни: при умывании, питании, во время прогулки.

Задания по теме

А эти материалы, надеюсь, помогут Вам в развитии Вашего малыша, а главное, в понимании где право, а где лево:

1. Игра с лягушкой — здесь нужно раскрасить ладошки в два цвета — правые в синий, левые в красный.

2. Здесь нужно определить, какие из машинок едут направо и обвести их в кружочек.

3. Здесь нужно определить, какие из рыбок плывут налево и обвести их в кружочек.

4. Здесь нужно определить какие живут в какую сторону смотрят и в какую сторону едут машинки.

5. Здесь нужно определить животных и геометрические фигуры, которые находятся по правую сторону и по левую сторону.

6. Определяем и обводим в кружочек животных, смотрящих налево и направо.

7. Тоже самое, что и про животных только с машинками.

8. Играем с котиком. Определяем, где он слева, а где справа?

9. Здесь нужно определить, какой из мишек идет налево, а какой направо.

10. Зеркальные карточки для игр на определение понятий ПРАВО и ЛЕВО.

11. Ладошки плакат. Вы можете распечатать и повесить их на стену на уровне глаз ребенка. Когда малыш будет проходить мимо плаката предложите ему приложить ручки и определить, где его правая рука, а где левая.

Левая и правая

Такие пространственные понятия, как «направление» и «расстояние», сами по себе достаточно расплывчаты, и ребенок первых лет жизни просто не может их воспринять. Его мышление заполняют вполне конкретные вещи, предметы и люди, которых можно увидеть или потрогать. Если что-то существует только на словах, то его для малыша попросту нет, а значит, и изучению не поддается. Потому все обучение ориентированию должно быть построено на конкретных и наглядных предметах.

Проще всего запоминание происходит во время игр и привычных ребенку событий повседневной жизни. Любые действия можно сопровождать напоминаниями: берем не просто книжку, а ту, что стоит слева, спрашиваем, кто на картинке нарисован справа, надеваем левый носок, берем ложку в правую руку и т. д. Используйте любую ситуацию для закрепления новых знаний, хорошими помощниками вам станут детские стихи и песни.

Не стоит огорчаться, если, несмотря на все напоминания, малыш периодически путает левое и правое, не может правильно ответить, где что расположено, — это не страшно, процесс запоминания все равно идет, и со временем количество перейдет в качество, просто это происходит не так быстро, как хотелось бы родителям.

Задания в первом классе: почему детям нужно знать, где право, лево, верх и низ

Ориентируясь на УМК «Математика» для начальной школы В.Н. Рудницкой, разберем виды работ, в которых первоклассникам необходимы представления о пространстве.

1. Установление закономерностей, работа с фигурами

В первом классе дети много работают с фигурами: классифицируют их, группируют и располагают определенным образом.

Пример задания:

Как изменяет фигуру «машина»? Выложи слева фигуры, которые были введены в «машину». Назови фигуры парами.

   Подобные задания предполагают, что ребенок уже знает, где лево и право, может определять отношение фигур в пространстве («Большой желтый пятиугольник был введен в машину слева, а справа из машины вышел маленький желтый пятиугольник»).

2. Работа с линейкой, вычисления

Движение по шкале линейки является в первом классе опорой сложения и вычитания

Важно, чтобы ребенок понимал структуру числового ряда: если мы идем в порядке увеличения, то каждое следующее число на единицу больше, чем число предыдущее. Кроме того, дети учатся рисовать по линейке отрезки: левой рукой держать линейку, правой делать чертеж.

Пример задания:

Сколько надо прибавить к каждому из чисел 9, 8, 7, 6, чтобы получить число 10?

3. Работа с таблицами

Решая задачи с таблицами ребенку нужно понимать расположение предмета одновременно и в столбце, и в строке – это тоже пространство.

Пример задания:

Маша разложила свои игрушки так, что они образовали 3 строки и 3 столбца.

Ответь на вопросы:

  • Какие игрушки расположены в средней строке? в среднем столбце? в верхней строке? в правом столбце? в левом столбце?

  • В какой строке мячик? В каком столбце ведерко?

  • Опиши расположение (назови строку и столбец) куклы, шишки, флажка.

  • Какая игрушка расположена в верхней строке и правом столбце? В нижней строке и среднем столбце?

4. Конструирование

Работа с разными деталями требует понимания, как они выложены на столе относительно друг друга, как их нужно передвинуть, чтобы сделать заданную фигуру.  Неумение ребенка работать с танграмами – явный признак низкого уровня развития пространственного мышления.

5. Написание цифр

Знакомя учеников с написанием цифр, учитель показывает и рассказывает, откуда начинается движение, куда вести руку – что, разумеется, включает пространственные понятия. Например, цифра «2»: «От черной точки проводим линию вверх до верхней стороны клетки и поворачиваем вправо. Опираемся на правую сторону клетки, ведем линию, закругляем ее, и ведем линию на середину нижней стороны клетки. От этой точки рисуем хвост до правой стороны клетки». 

6. Счет в столбик

Не секрет, что даже во втором классе, при работе с двузначными числами дети иногда путают алгоритмы сложения, вычитания: вычисляют слева направо. Именно пространственные представления позволяют запомнить и довести до автоматизма алгоритм вычисления в столбик.    

7. Олимпиадные задания

Сложнейшие олимпиадные задания также требуют понимания алгоритмов вычисления.

Пример задания:

Поставь знак «+» между цифрами 2 9 3 7 4 6 0 8 1 5 так, чтобы получилась сумма, равная 432.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бемби центр
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: