Особенности и содержание сюжетно-ролевых игр для детей
Такая форма развлечения базируется на наличии определенного сюжета. Смысл подобных мероприятий — представление сферы действительности, воспроизводимой детьми. Детские ролевые игры достаточно разнообразны. Они зависят от условий среды обитания крохотного человечка.
Малыши 2-3 лет
В этом возрасте сюжетно-ролевая игра лишь формируется. В силу малолетства и психологических особенностей, несовершенства речи, ребенок еще неспособен полноценно общаться с другими людьми. По этой причине компаньонами в игре часто у него выступают родители.
Первые сюжетно-ролевые мероприятия являются копированием поведения старших в семье. Малыш наблюдает, как мама ухаживает за домочадцами, серьезный папа работает, бабушка с дедушкой что-то делают на кухне и в мастерской, братья и сестры выполняют уроки. Со временем ребенок начинает самостоятельно играть в профессии. Чаще всего он перевоплощается в повара, доктора, продавца, воспитателя детсада.
Дети от 3-4 до 5 лет
Базой сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста считается придуманная ситуация. Она заключается в примерке ребенком роли взрослого, выполнении ее в воображаемой обстановке. Становясь доктором, малыш изображает врача, который принимает больного.
Развлекательная форма дает возможность крохе в подобной придуманной ситуации воспроизводить разнообразные привлекающие его ролевые мероприятия, функции, а также вливаться в разные события. Посредством игры малыш становится таким, каким ему хочется быть.
В ходе развлекательных действий кроха получает помощь в переработке полученных впечатлений из окружающей среды. На этом фоне ярко выражаются особенности мышления, воображения маленького человека, его эмоциональный фон, активность.
Старшие дошкольники и первоклассники
Цель организации подобных мероприятий для детей выпускной группы детсада — помощь в разностороннем развитии воспитанников в условиях воображаемой ситуации. Посредством игры закладываются важные личностные качества, к тому же улучшаются умственные способности. Ребята в таком возрасте становятся более инициативными.
Пятилетние дети уже могут договориться между собой о вариантах игры, ее сюжете. В воображаемом пространстве все задействованные участники учатся выполнять различные профессиональные компетенции.
Функции игротерапии
Деятельность по коррекции психологического состояния ребенка необходима для:
- Диагностики. При проведении игровой терапии уточняются особенности личности маленького пациента, а также его взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Если с ребенком попытаться просто вступить в беседу, то он, скорее всего, замкнется в себе по тем или иным причинам Это не позволит взрослому получить ответы на интересующие его вопросы. Совершенно иначе ситуация развивается при наличии неформальной обстановки. В этом случае малыш покажет все что было испытано им на сенсомоторном уровне. Производя спонтанные действия, ребенок совершенно произвольно, но при этом наиболее полно выразит себя.
- Обучение. Уже одно или несколько занятий метода позволят ребенку расширить свой кругозор и обрести умение перестраивать взаимоотношения. Благодаря игровой терапии малыш способен совершенно безболезненно пройти процесс социализации и реадаптации, а также узнать о той организации, которой обладает окружающий его мир.
- Терапевтическая функция. В раннем возрасте результат игры маленькому пациенту пока еще не интересен. Более важным для него является сам процесс, позволяющий выразить свои страхи и переживания, неловкость, испытываемую в общении с людьми, найдя при этом решение проблем и конфликтов. В результате у ребенка происходит развитие и значительное укрепление необходимых психических процессов с постепенным формированием толерантности и адекватного реагирования на то, что происходит вокруг.
Что такое сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста
Собственно, главная разница между ролевой и сюжетно-ролевой играми в наличии сюжета. Здесь он есть. Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка помогает ему собирать в одно событие несколько разных ситуаций. Например, поездка в отпуск заграницу: сначала вы собираете чемоданы, потом едите в аэропорт, летите на самолете, живете в гостиницу, кушаете в ресторане, купаетесь в бассейне.
Общение детей в сюжетно-ролевой игре усложняется эмоционально, становится более насыщенным. Дети могут, сорить, ругаться. Плюс развивается навык договариваться. Дети заранее обсуждают сюжет будущей ролевой игры, вместе придумывают и проговаривают порядок ситуаций, действий.
Тут нужна начальная поддержка родителей. Родители должны показать, как договариваться, как можно придумать игру, с чего можно начать, и какие подручные средства для реалистичности игры можно использовать.
Такие сюжетно-ролевые игры с ребенком 3-х лет и старше помогает избавить его от напряжения или стресса, перенесенного в той или иной ситуации. Проигрываю ситуацию, которая взволновала ребенка, мы поможем ему понять, осознать и смириться.
Польза компьютерных игр для детей
У компьютерных игр есть масса плюсов. От образовательных до социальных. Вот основные.
Компьютерная реальность безопасней психологически
В интернете ребенку проще начать общение, попробовать себя в разных ролях и образах. Подросток избегает значительной стрессовой нагрузки в таких пробах, когда он скрывается за персонажем в интернете.
В игре ребенок тренируется
В видеоиграх есть и преодоление трудностей, и взаимодействие с другими игроками, и увеличение требований, и элементы финансового планирования, и выстраивание стратегий. С точки зрения навыков — это довольно сложный мир, который заставляет учиться новому.
В играх нужно справляться со стрессом
Часто говорят, что компьютерные игры расшатывают нервную систему ребенка. На деле же ему приходится справляться со стрессом, чтобы добиться успеха в игре и уж тем более в команде. Будет много психовать — ничего не получится. Ребенок, который не имеет человеческой поддержки, именно через игру может и стресс сбросить и позитива набраться.
Игры развивают мозг ребенка
Самые простые — как минимум тренируют концентрацию внимания. Более сложные — тренируют самые разные мыслительные функции. Будут ли эти навыки востребованы в реальной жизни? В большей или меньшей мере — да. Конечно, это весьма однобокое развитие, поскольку тело игрока малоподвижно, но многие навыки ребенку пригодятся во многих профессиях, которые так или иначе связаны с цифровой средой.
Компьютерные игры для дошкольников. Картотека компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста
Ольга Бецких Картотека компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста
Существуют разные компьютерные программы , в которых перед ребенком ставятся те или иные игровые или обучающие задачи. Одни из них относятся к задачам открытого типа (имеют несколько вариантов решений, другие — закрытого имеют только одно решение). Игры могут быть режиссерскими, позволяющие сочинять и рисовать на экране игровые «мультики» ; дидактическими, обучающими конструированию, основанному на формировании динамических пространственных представлений, активизирующими сознательное применение элементарных математических представлений.
В работе с дошкольниками я рекомендую использоваться только развивающие и специальные обучающие программы. К числу таких игр относится ряд продуктов Ассоциации « Компьютер и Детство » , компаний «Новый Диск» , «Никита» , «Просвещение Медиа» и др. К таким играм относятся,например:
«Красная Шапочка. Математика для дошкольников » .
Серия игр «Веселые уроки. Математика» .
«Три поросёнка против волка (арифметика) ».
«Три поросёнка против волка (учим цифры) ».
«9. Считаем и играем» .
«Баба-Яга учится считать» .
«Маша и Медведь. Подготовка к школе» .
«Скоро в школу. Веселая математика» .
Все приведённые выше игры хорошо использовать при обучении дошкольников счёту .
КАРТОТЕКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР по обучению старших дошкольников счёту .
Данная картотека подобрана согласно возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста , ФГОС ДО. Игры можно скачать совершенно бесплатно в сети Интернет или проводить онлайн — занятия.
Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?
Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:
- замкнутость и необщительность;
- наличие скрытых и навязчивых фобий;
- непослушание или сверхпослушание;
- вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
- налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
- агрессивное поведение;
- нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
- отсталое развитие речи;
- стрессовые ситуации;
- проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.
Выбираем сюжет
А теперь предлагаем несколько сюжетов игр с куклами (или любыми другими персонажами), которые можно разыгрывать с детьми второго-третьего года жизни, а также варианты игровых действий и их последовательность. В этих сюжетах нет развернутого описания каждой игры, поскольку ее подробное изложение может наталкивать взрослого на формальное воспроизведение текста. Вовлекая ребенка в игру, старайтесь проявлять собственную фантазию и выдумку, гибко варьируйте свое игровое поведение в зависимости от поведения малыша, учитывайте его интересы и желания, умение играть. Разумеется, приведенные примеры не исчерпывают всех возможностей сюжетных игр. Их может подсказать сама жизнь маленького ребенка, прочитанные ему книжки, любимые мультфильмы.
Режиссерская игра
Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.
Режиссерская игра с куклами в кукольном доме.
У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:
- Теперь ребенок сам придумывает сюжет, взрослые ему не подсказывают
- Озвучивание игровых персонажей становится более сложным. Теперь это не просто мяуканье котика или рык динозавра. Игрушки вступают в полноценные диалоги, у каждого из них речь очень красочная, со своим и тембром и громкостью голоса, интонацией
- Научившись проводить ассоциации, ребенок все больше использует в игре предметы-заместители, от чего она становится более разнообразной
- Важную роль в игре ребенок отводит фону и декорациям. Он могут быть и понарошку
Режиссерская игра с фигурками и машинками.
Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:
- время
- игровое пространство
- куклы и пупсы
- кукольное «приданое» — мебель, бытовая техника, прочие аксессуары
- машинки, дорожная техника
- железная дорога
- фигурки животных, динозавров
- роботы
- солдатики
- фигурки персонажей из сказок и мультиков
Очень интересный вариант режиссерской игры у дошкольников — кукольный театр. Игрушки и декорации для него можно купить в магазине игрушек или сделать самому. Наверное, многие помнят домашнее выступление кукол, во время которого маленькие кукловоды прятались за накрытыми одеялами стульями.
Если же родители не поленятся, они могут предложить малышу сделать нечто большее из бумаги, картона, пластилина, прочих подручных материалов. Тогда ребенок проявит фантазию и получит удовольствие самого процесса творчества и его результатов.
Куклы-перчатки для домашнего кукольного театра.
Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:
- сначала простых – «Репка», «Колобок», «Теремок», прочие
- более сложных – «Кот в сапогах», «Русалочка», «Мойдодыр», прочие
Виды и примеры детских развлечений
Ролевые игры — это одна из важных составляющих развития малышей. Подобные мероприятия способствуют стимулированию лучшего воображения. Притворство либо художественная игра становятся значимой составляющей развития детей.
«Дочки-матери» и другие эмоционально-сопряженные занятия
С помощью таких развлечений у ребенка можно сформировать в коллективе четкую социальную модель поведения. Например, привить девочкам материнский инстинкт, механизмы обращения с будущим новорожденным. К тому же мероприятие помогает развить коммуникативный опыт в полной мере.
В этой же категории эмоциональные игры, которые вызывают недоступные пока переживания: воспитание детей, взрослые семейные отношения. Стоит показать малышам собственный пример: взять на руки куклу, поцеловать ее, затем убаюкать. Дочка быстро научится повторять такие действия. Самым маленьким крохам полезно демонстрировать на пупсе части тела.
«Школа», «больница», «магазин», прочие ситуационные действия
Эти занятия достаточно часто сопровождаются применением специального реквизита: игрушечных касс, денег, докторских наборов. Помимо моделирования поведения и формирования реакции на разные форматы ситуаций, развивается представление о функционале дополнительного реквизита. Во время игры с малышом взрослым нужно показать приемы правильного счета денег. Например, научить, сколько будет пятьдесят и десять, какую «денежку» необходимо покупателю вернуть в качестве сдачи.
«Репетиция поведения»
Это мероприятие представляет собой моделирование происшедшей либо воображаемой ситуации, повторное переживание которой поможет приобрести некоторый опыт в игре. «Отрепетируйте» предстоящий день рождения малыша, вспоминая ошибки прошедшего праздника. Можно представить «мнимый зоопарк», вернувшись из реального мероприятия. Такое времяпровождение позволяет избавиться от психологического напряжения, оно нередко используется, чтобы вызвать «повторное переживание» как положительных, так и отрицательных эмоций. После этого проще проанализировать события, помочь крохе победить стресс (по ходу этой игры желательно задавать малышу наводящие вопросы).
Когда ребенок получил испуг от животного в зоопарке — тогда повторное переживание подобной ситуации с резиновым зверем поможет избавиться от страха. Для маленьких детей подойдет повторение определенных мероприятий: покачивание ребенка, вращение руля. Помогите крохе и покажите пример, сделав для закрепления его несколько раз.
Театр и маскарад
Одной из наиболее любимых игр для детей является сцена, переодевание. Объясняется это не только включением в развлечение взрослых, но и приближением любимого праздника (дня рождения, Нового года, Первомая). Костюмированное представление поможет в полной мере «влиться» в роль, а также получить восхищение от окружения, а еще ощущение «анонимности». Это позволит избавить кроху от фобий, комплексов, он раскрепостится, поскольку на нем маска и его никто не сможет узнать.
Чем ролевые игры полезны для развития ребенка?
Достоинства подобных занятий разнообразны. Они заключатся в следующем:
- создание коммуникативного и речевого опыта;
- дают возможность ребенку действовать в условиях, напоминающих реальные ситуации;
- раскрытие шанса для исследований и экспериментирования;
- помогают получить социальные навыки от общения с детьми и взрослыми;
- примеряя к себе непривычную роль, малыш лучше будет понимать окружающих;
- способствуют познанию различных культур, выражению мысли и чувств в максимально дружественной атмосфере;
- дают возможность лучше учиться через развлекательную форму;
- стимулируют воображение и творческие навыки.
В какие компьютерные игры нельзя играть детям. 5 компьютерных игр, в которые нельзя играть детям!
При поиске игры для вашего ребенка важно помнить, что детская психика не сформирована. Ребенок воспринимает информацию гораздо труднее, чем подросток или взрослый
Итак начнем…
1. Wii Sports Club
Как и во всех физических нагрузках, с маленькими детьми всегда приходит возможность того, что ваше чадо может причинить вред себе или другим, им просто не хватает координации. Безусловно, спорт это хорошо, но для детей — это опасно. Их тело еще не сформировалось и не может контролировать движения. Дети могут покалечить себя и других.
2. Rainbow Six Siege
Rainbow Six Siege является одним из самых динамичных и сложных шутеров. Основную суть играют камеры наблюдения и проникновения пули через несколько стен и поверхностей. Эта игра может привести к тому, что ваши дети будут чрезвычайно агрессивны.
3. Серия игр Slender
Игры на основе фильмов ужасов — самые популярные, в них присутствует больше всего спецэффектов. Дети воспринимают героев игр как сверхъестественных существ, которые предпочитают преследовать и похищать детей. Все эти игры-ужасы разрушают и без того не сформировавшуюся психику ребенка.
4. Серия игр Assassin’s Creed
С точки зрения содержания этой игры, она является не самой графически неуместной по сравнению с ее современниками. Игра создана на основе исторических событий, но в ней так же присутствуют мотивы убийств и агрессии. Если ребенок будет играть под присмотром взрослого, то она возможно не навредит психологическому здоровью вашего чада.
5. Серия игр Hitman
Игра серии тренажеров убийства. Пожалуй, эта игра самая опасная для вашего ребенка — основная задача бить или убивать людей. Вы можете создавать сами образ вашего персонажа вплоть до аксессуаров.
Узнавай о появлении новых материалов первым!
«Баюшки-баю»
Запеленайте куклу. Погладьте, обнимите ее, побаюкайте на руках. Положите в кроватку, накройте одеялом, покачайте кроватку. Спойте колыбельную песенку или прочитайте стишок, например, такой:
Вот тебе под спинкуМягкую перинку.Сверху на перинкуЧистую простынку.Вот тебе подушкиБелые подушки.Одеяльце на пухуИ платочек наверху.
«Надо, надо умываться…» Искупайте куклу в ванночке (вместо мыла и губки используйте кубик или кусочек поролона). Вымойте кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытрите салфеткой. Причешите куклу (расческой, палочкой), дайте ей посмотреться в зеркальце. Умойте ее из тазика. Почистите ей зубки (можно использовать палочку). После сна можно посадить куклу на горшочек (его можно изготовить из пластмассовой баночки). Купание можно сопровождать короткими стишками, например, такими:
Водичка, водичка,Умой мое личико,Чтобы глазки блестели,Чтобы щечки краснели,Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.Кто у нас хорошая?Кто у нас пригожая?Катенька хорошая!Катенька пригожая!
Сюжетные игры с 1,5 лет
По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше:
- у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
- куклы играют в прятки;
- зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
- куклы слушают, как мама читает сказку;
- мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
- зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, карточки со словами и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
- разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
- строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.
Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:
- набор доктора: стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
- набор игрушечной кухонной утвари: сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон, Лабиринт, My-shop), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.
- одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
- мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.
Как играть в дочки-матери дома?
В таком случае помочь могут родители. Они могут выбрать для себя определенные роли. Только помните о том, что дети не любят играть в роли малышей. Такие игры нужны ребенку для того, чтобы на время почувствовать себя взрослым. Поэтому вам придется побыть дочкой, а малышка будет играть роль мамы. Более того, вы можете сыграть «соседку», которая решила зайти в гости на чаепитие.
С трехлетнего возраста малыши могут самостоятельно продумывать сценарий игры, а также вносить в него коррективы. Можно заметить, что куклы в руках «опытного режиссера» плачут и капризничают, а кроха их успокаивает либо ругает, а затем отправляет в угол.
Детям старше 4-х лет для игры понадобится компания сверстников. Они учатся перевоплощаться в различные роли и копировать поведение взрослых.
Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры
Почему ребенок обязательно должен играть в ролевые игры? Несмотря на то, что игра остается игрой, чувства, которые испытывают дети, являются настоящими
Поэтому важность ролевых игр подчеркивают многие психологи. . Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское
Игры в персонажей помогают познать основные виды общения: ролевое, деловое, дружеское.
- Общение ролевое познается, когда малыши играют в больницу, магазин, школу, салон красоты. Они выбирают роли, ориентированные на взаимодействие в рамках данной игры: доктор – пациент, продавец – покупатель, учитель – ученик, мастер – клиент.
- Общение деловое формируется тогда, когда начинается игра. Доктор, продавец, учитель, мастер салона красоты – профессии, которые позволяют зарабатывать деньги. Пациент, покупатель, ученик, клиент – потребители услуг, которые обеспечивают заработок первой категории. В процессе игры устанавливается контакт между сторонами и происходит деловое общение. Дети учатся формулировать мысли, желания, требования к качеству услуг, отстаивать мнение, договариваться.
- Дружеское общение в процессе игры доставляет удовольствие, сближает эмоционально, вызывает доверительные отношения. Дети учатся коммуницировать, прислушиваться к себе и другим, находить общие занятия и проводить время вместе.
Ведь взрослым не всегда удается выкроить время на игру с ребенком и совместные прогулки. Малыши, которые умеют дружить и общаться, спокойно проводят время друг с другом. А ролевые игры привносят в это общение еще и пользу.
Как бы ни были заняты взрослые, им следует время от времени прислушиваться к детским разговорам во время игры. Нередко они помогают родителям лучше узнать ребенка и увидеть его проблемы.
Развиваемся в процессе игры
Подобные игры способствуют умственному и творческому развитию ребенка. Когда вы включаетесь в процесс, вы помогаете малышу осваивать умение, связанное со сменой ролей. Такой подход оказывает благоприятное влияние на общение с другими детками.
Как играть в дочки-матери? Не думайте, что двое деток в возрасте от 2-х до 4-х лет могут самостоятельно распределить роли. Если у вашего ребенка получается играть с вами, то это не значит, что он обязательно найдет общие интересы со своими сверстниками. Дело в том, что дети в данной возрастной категории еще не могут договориться между собой, а тем более распределить роли. Поэтому сюжетно-ролевая игра закончится, не успев начаться. Настя пойдет играть в мяч, а Лена займется рисованием.
Песочная игротерапия
Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.
- Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
- Развивается фантазия.
- Выстраиваются социальные связи.
- Улучшается координация.
- Стимулируется мелкая моторика.
- Поднимается настроение.
Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.
Что такое ролевая игра детей раннего возраста
Дети играют в ролевые игры начиная примерно с 2-х лет. Напарником ребенка в такой игре может быть сначала родитель или старший ребенок. И уже с 3-х лет они играют сами или с другими детьми. В процессе можно заметить насколько больше ребенок все больше и больше раскрывается, раскрепощается, больше говорит, проявляет больше изобретательности и фантазии. Конечно при условии, что он в принципе будет играть в такие игры, а это зависит от подачи родителей.
В начале будет ролевая игра «родитель ребенок». Например, «дочки-матери». Ну кто из нас в детстве не играл в это? Или игра в продавца и покупателя. В таких играх ребенок представляет себя на месте мамы, продавца или врача, к примеру. Таким образом он пытается воспроизвести их действия, эмоции. Ребенок в такой игре не только укладывает спать куклу, но и учится испытывать такие чувства как забота, нежность, строгость, ласка.
Ролевая игра учит чувствам и эмоциям реальной жизни.
Ролевые игры на тему дети приходят чуть позже, уже в детском саду. Это немаловажный этап, который помогает контактировать ребенку с другими детьми.
Варианты с куколками
Играть в дочки-матери с куколками сложно или нет? Рассмотрим самые популярные варианты.
- Малышка играет с куклами самостоятельно. Она придумывает различные ситуации. Такая игра развивает самостоятельность, ответственность и учит заботиться о близких. Зачастую ребенок переносит отношения в семье на ситуации, которые отображает в игре с куклами. Детям свойственно копировать некоторые слова и действия родителей. Не злитесь на ребенка, если вам что-то не нравится. Дайте девочке полную свободу действий в рамках игрового процесса.
- Необходимо распределить роли среди нескольких девочек. Они могут быть мамой, бабушкой, соседкой и т. д. В игре можно использовать любую ситуацию, которая происходит с детьми регулярно. Например, «мама» идет с «дочкой» в магазин за покупками. Потом они садятся в машину и едут домой. Затем готовят ужин и накрывают на стол. Выбирайте самые разнообразные сюжеты для игр. Это отлично развивает воображение ребенка.
- Как можно играть в дочки-матери еще? Вовлекайте в процесс мальчиков. Несмотря на то что игра рассчитана исключительно на девчонок, мальчишки тоже могут принимать в ней участие.
Приятной игры!
Что такое «игротерапия»? Немного истории
Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.
Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.
Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.
Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.
Виды и методы игротерапии
Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.
В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:
- ИТ в психоанализе;
- игротерапия в отечественной психологической науке;
- примитивная ИТ;
- игровая терапия построения отношений;
- ИТ отреогирования;
- игровая терапия с неструктурированным материалом;
- индивидуальная ИТ;
- групповая игротерапия.
Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.
- Песочный
- Сказкотерапия
- Активный
- Пассивный
- Куклотерапия
- Освобождающий
- Структурированный
- Терапия отношениями
- Шахматный
- Музыкальный
По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.